Методическая разработка учебно-методического пакета творческого проекта "Моя первая азбука"

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Визитная карточка проекта

В современном понимании в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов – это  способ организации процесса познания, достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Применение данной формы работы достаточно интересно, поскольку опирается на живой интерес детей, их стремление к самостоятельному поиску, это и определяет эффективность данного метода. К тому же в ходе проектной деятельности идет процесс сплочения коллектива наравне с индивидуальным развитием отдельно взятой личности. Это способствует повышению интереса к процессу обучения, делает его заманчивым для детей.

Суть проекта заключается в следующем:

  1. Буквы алфавита «разбивались» между всеми детьми класса.
  2. Каждый ребенок  создавал свою страницу общей книжки «Моя первая азбука». Страница включат в себя – название буквы, перечень нескольких слов начинающихся на эту букву, стихотворение или четверостишие о ком-либо или о чем-либо на эту букву, рисунок к стихотворению.
  3. Из страниц создавалась книжка – каждую страницу распечатывали на принтере, затем брошюровали в книжку.
  4. Происходит защита мини-проектов, проводится конкурс на лучшую страницу.

Идея проекта

Текстовые редакторы могут помочь учащимся усовершенствовать их знания в ходе решения конкретных задач и развить практические навыки при создании книжки «Моя первая азбука».
Работа над проектом начинается с того, что учащиеся подбирают материал (стихотворение или четверостишие о ком-либо или о чем-либо на конкретную букву), создают рисунок в программе Paint об этом. На основе полученных материалов учащиеся создают книжку «Моя первая азбука» для маленьких.
Прежде всего, учащиеся решают, каков будет внешний вид книжки, которую они хотят создать. Затем создается общий шаблон каждого листка книжки, подбирается материал. Учитель может высказать свои замечания по поводу оформления, стиля и т.д., чтобы учащийся смог доработать свой лист.

Название проекта: «Моя первая азбука».

Авторы проекта: ученики 6 класса СОШ №11.

Регион, в котором находится школа: Амурская область.

Город, в котором находится школа: свободный.

Номер и название школы: МОУ СОШ №11.

Руководитель проекта: Завьялова Александра Николаевна.

Темы учебного плана, которым соответствует проект:

«Технология обработки текстовой информации» – текстовый процессор Microsoft Word,
«Технология обработки графической информации» – графический редактор Paint.

Дидактические цели, которые преследует проект:

  • Получение практических знаний по учебной теме «Технология обработки текстовой информации», «Технология обработки графической информации».
  • Формирование навыков исследовательской деятельности.
  • Формирование навыков работы с большими объемами информации, выделения главного.
  • Воспитание самостоятельности и ответственности, упорства в достижении цели.
  • Развитие интереса к изучению предмета.

Сферы, компетентности в которых формирует проект:

  • Самостоятельная деятельность.
  • Усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации.
  • Современные информационные технологии.
  • Общественная деятельность.

Методические задачи, которые ставятся в проекте:

  • Установление межпредметных связей (информатика, литература, изобразительное искусство).
  • Выявление возможности применения информационных технологий в данной области исследования.
  • Получение навыков организации исследования, накопления сведений, анализа и формирования выводов.

Предметные области:

  • Русский язык
  • Литература
  • Изобразительное искусство
  • Информационные технологии

Возраст учащихся: 6 класс

Оформление результатов проекта: книжка.

Время, необходимое для выполнения проекта (приблизительно)

Проект включает в себя как учебные занятия в рамках школьного учебного плана по предмету, так и самостоятельную работу учащихся вне школьного расписания занятий.

Уроки по проекту включают:

Уроки 1. Презентация проекта. Постановка тем самостоятельных заданий. Распределение школьников по мини-проектам. Обсуждение планов работ.
Уроки 2, 3. Проектирование и создание мини-проектов.
Уроки 4. Создание книжки «Моя первая азбука». Защита проекта. Конкурс на лучшую страницу книжки.

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта:

  • Компьютеры.
  • Принтер.
  • Проектор.

Программное обеспечение:

  • Текстовые процессоры.
  • Графический редактор.

Форма оценивания деятельности учащихся

В ходе выполнения проекта деятельность учащихся оценивается при помощи контроля выполнения плана проведения самостоятельных работ. Окончательная оценка происходит после представления результатов проведенных самостоятельных работ; правила оценивания определяются разработанными при подготовке проекта критериями оценивания.

Критерии оценивания страницы

Основной дизайн (максимальная оценка по каждому пункту – 5 баллов, максимальная общая оценка – 15 баллов)
Легко ли читать страницу? 5
Насколько эффективно используется пространство на странице? 5
Эффективно ли использованы возможности иллюстративного материала? 5
Общая оценка 15
Содержание (максимальная оценка по каждому пункту – 5 баллов, максимальная общая оценка – 20 баллов)
Насколько эффективно используется материал? 5
Правильные ли грамматика и синтаксис? 5
Насколько творчески и увлекательно подобран материал? 5
Есть ли цитирование источников? 5
Общая оценка 20
Суммарная оценка (Максимальная оценка – 35 баллов) 35

Оценка:

35 – 30 – отличная работа
29 – 25 – хорошая работа
24 – 20 – удовлетворительная работа
19 – 15 – страница нуждается в доработке
Менее 15 – слабая работа.

Примеры страниц, выполненных учащимися: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9, Приложение 10, Приложение 11, Приложение 12, Приложение 13, Приложение 14, Приложение 15, Приложение 16.