Цель программы:
- развивать культуру здоровья у детей и подростков;
- научить школьников ответственно относиться к своему здоровью;
- научить распределять физические нагрузки в разный период физиологического развития (правильно и рационально составлять режим дня)
- помочь детям с ослабленным здоровьем адаптироваться в школьной среде, используя специальные физ. упражнения;
- научить детей оценивать свое физическое развитие и уровень физической подготовленности;
- привлечь родителей в помощи укрепления здоровья своих детей;
- помочь школьникам стать здоровыми и счастливыми.
Компоненты программы:
- учебная программа
- исследовательская работа
- оздоровительные мероприятия
- внеклассные мероприятия (участие в школьных и городских соревнованиях, в неделе «Здоровый образ жизни», днях здоровья, выпусках газет, тематических классных часах, в проведении родительских собраний.)
- мониторинг оценки физического здоровья и резистентности (учет заболеваний в течение учебного года)
Задачи программы:
дать:
- знания о здоровье и здоровом образе жизни, культуре здоровья.
- оценку развития здоровья конкретной группы детей
научить:
- составлять свой режим дня
- восстанавливать здоровье (аутотренинг, музыкотерапия)
- комплексам физических упражнений при различных заболеваниях (сердечнососудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы (ДЦП).
воспитать:
- культуру самообразования;
- культуру ЗОЖ
формировать:
- нравственные убеждения;
- достоинство;
- терпимость;
- здоровую и морально устойчивую личность.
Категория учащихся: подростки 14-15 лет.
Объем программы: 34 часа – 1 час в неделю.
Реализация программы:
- Ежегодно проводить анализ результатов медицинского обследования и доводить его до сведения родителей.
- Ежегодно проводить отслеживания оценки физического развития конкретной группы
- Создать банк данных (карту развития) школьника и учета заболеваний в течение уч. года.
- Создать из числа учащихся группы с отклонениями в здоровье (зрение, ОДС, нервно-психологические заболевания).
- Разработать методические рекомендации для родителей по укреплению здоровья детей.
Пояснительная записка
Общеизвестно, что одним из основных
показателей уровня развития государства и его
социального благополучия являются показатели
продолжительности жизни и состояния здоровья.
Его гражданские социально-экономические
изменения, в нашей стране в конце 20 в начале 21
века привели к катастрофическому снижению
человеческого потенциала.
Наша жизнь постоянно преподносит примеры
того, как очевидно нарушается соотношение
требований к разуму и телу: первые из них
завышены, а вторые занижены. Как следствие –
деградация современного человека гиподинамия,
недостаток естественных движений. А это
патология сердечнососудистой системы, и
отклонения в осанке, быстрая утомляемость,
вялость, огромное число простудных заболеваний,
плохое усвоение учебного материала, отклонения в
психике.
По словам В. А. Фетисова, более половины юношей и девушек, оканчивая школы, уже имеют 2-3 хронических заболевания, и в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последние 12 лет годных к военной службе с 92% сократилось до 67%, а временно не годных возросло в 5 раз. Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физ. подготовленности. Таким образом, в России на сегодняшний день сложилась тревожная ситуация, судящая довольно мрачные перспективы развития государства.
Ребенок – наше продолжение наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжелая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребенка нужно потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач здоровья сбережения может помочь ребенку сохранить здоровье.
Формирование всесторонне развитой личности – важная задача школы. Современные дети и подростки часто не имеют четкого представления о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения, способах поддержаниях высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности, т.е. не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящие время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе. В обращении президента РФ к федеральному собранию одним из важных аспектов в образовании выделено здоровье ,поэтому именно реализация этой программы внесет свою лепту в воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения.
Учебно-тематическое планирование
№ |
Содержание |
Часы |
Практическая часть |
ЗУН |
Форма работы |
Дидактическое оснащение |
1. | Введение. Заполнение листков здоровья. | 1 | беседа | Книга рекордов Гиннеса, медицинские карты | ||
I | Систематизация структуры здоровья |
2 | ||||
1 | Критерии оценки здоровья детей | 2 | Определение физического развития
(масса, окружность грудной клетки, осанка) |
Знать понятия: физическое развитие, осанка; научить определять нарушения ОДС |
исследование | Весы, метр. |
II | Новая методология адаптивного физического воспитания | 7 | ||||
2 | Средства физического воспитания | 1 | Туризм, танцы, закаливание |
беседа | ||
3 | Физические упражнения: активные и пассивные | 1 | Произвольные движения, Расслабление, восстановление |
игра | Комплексы упражнений | |
4 | Скоростно-силовые упражнения | 2 | Веселые старты | Координация, инертность, выносливость |
игра | Спортивный зал, спорт. инвентарь |
5 | Беседы с родителями | 1 | Собрание «Генетика, природа и здоровье» | Наследственность, традиции, предрасположенность. |
беседа | |
6 | Подвижные игры | 2 | Разучивание игр | Психологический настрой, восстановление дыхания, развитие памяти |
игра | Спорт. инвентарь |
III | Методы адаптивного физического воспитания | 2 | ||||
7 | Занятие – рекомендации «как составить режим дня» | 1 | Родительское собрание «Портрет индивидуальных особенностей ребенка» | Хронометраж, рациональное время |
Лекция, беседа | Проект режим дня |
8 | Я составляю свой режим дня | 1 | Составление плана-сетки | проектирование | Тетрадь, альбом | |
IV | Формы адаптивного развития | 3 | ||||
9 | Физкульт паузы – профилактика гиподинамии |
2 | Упражнения для позвоночника Дыхательные Самомоссаж Гимнастика для глаз |
Элементы упражнений | игра | Комплексы ф. пауз |
10 | Динамические перемены – активный отдых | 1 | Научить упражнениям для расслабления, а также развивающие восприятие. | игра | ||
V | Методы исследования индивидуальных особенностей детей. | 10 | ||||
11 | Оценка физ. здоровья | 1 | Наружный осмотр | |||
12 | Осанка: Кифоз, лордос, сколиоз |
1 | Выявление кривизны позвоночного столба. | Форма спины | ||
13 | Определение развития мускулатуры | 1 | ||||
14 | Плоскостопие | 1 | Исследование свода стопы | исследование | Гуашь, альбом | |
15 | Форма ног, тип телосложения | 1 | Атлет, астеник, X-образная, О-образная форма. |
исследование | ||
16 | Объем грудной клетки, моя масса тела | 1 | Посещение ФАПа | Весы, метр | ||
17 | Определение индекса Брока | 1 | Практическая работа | исследование | Индивид. карта. | |
18 | Индекс Кетле | 1 | Практическая работа | Исследование | Индивид. карта. | |
19 | Грудной показатель | 1 | Практическая работа | исследование | Индивид. карта. | |
20 | Антропометрические показатели | 1 | Практическая работа | исследование | Индивид. карта. | |
VI | Дети с ослабленным здоровьем | 4 | ||||
21 | Адаптивная физкультура | 1 | Лечебная физкультура | |||
22 | Утренняя гимнастика | 1 | Комплекс зарядки для девочек мальчиков | |||
23 | Самочувствие, сон, аппетит | 2 | ||||
VII | Лечебные упражнения | 5 | ||||
24 | С-С-С, гипертония, гипотония, бронхит | 4 | Разучивание и проведение лечебной гимнастики | |||
25 | Лето. Закаливание организма | 1 | Туризм, Школа безопасности. |
Литература:
- Антропова М.В. Образование и здоровье школьников. Методические рекомендации для работников системы образования. М.1988.
- Антропова М.В., Л.М. Кузнецова. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф».2002.
- Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука.1992.
- Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. АСТ. Астрель. М. 2003.
- Безруких М.М. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. М. 1994.
- Потапчук А.А. Осанка и физическое здоровье детей. Санкт-Петербург. 2001.
- Сапин М.Р. Анатомия человека. В 3 т. «Джангар» 1998.
- Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М. Медицина. 1992.