Занятие-тренинг с детьми подготовительной группы: "Огонь – друг, огонь – враг"

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Этот факт обуславливает необходимость, как можно раньше начинать знакомить дошкольников с основами безопасного поведения. Ребёнок должен знать, что он может сделать в конкретной критической ситуации, чтобы обезопасить себя и ближнего.
В то же время детская психика устроена таким образом, что встреча с травмирующей ситуацией, даже рассказ о ней, вызывает у ребёнка страх.
Дети в таких случаях ведут себя по-разному. У одних ощущение угрозы превращается в чувство обречённости, делает их совершенно беспомощными. У других угрожающая обстановка способна вызвать агрессию.
Исследования показали, что подготовленный к опасной ситуации ребёнок преодолевает растерянность значительно быстрее. В то время как неподготовленный дошкольник сохраняет растерянность, которая вызывает длительное бездействие, суетливость.
В современном мире возросло число детей, которые «ничего не боятся», они могут, не задумываясь, или плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы.
Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт её возникновения. Поэтому их следует знакомить с источником опасности и мерами предосторожности, накапливать опыт безопасного поведения, который позволит будущим школьникам предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении травмоопасных ситуаций.
Выбор формы такого занятия-тренинга не случайна, а обусловлена несколькими причинами:

  1. Для детей-дошкольников включение в игру просто и естественно. Дети в этом возрасте не просто играют, они переживают ситуацию в реальности.
  2. Практические знания подкрепляются яркими эмоциональными переживаниями и не исчезают бесследно, а становятся первой ступенькой будущего опыта.
  3. Тренинг – возможность оказаться в опасной ситуации, а не поиграть в неё (т.е. приводится в действие наилучший способ обучения ребёнка правильному поведению в опасной ситуации).

Занятия такого типа активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления. А положительная оценка со стороны других ребят и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения. А игры типа «Соедини правильно», «Раз, два, три, что верно покажи» направлены на закрепление знаний о способах действий при возникновении травмоопасных ситуаций.
Таким образом, занятия-тренинги имеют преимущества перед обычными занятиями в дошкольных учреждениях, так как увеличивается активность каждого ребёнка; появляется возможность осуществления систематизации знаний детей. В процессе таких занятий, дети получают практические навыки и реальный жизненный опыт.

УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА (степень освоения в %)

 

2005-2006
Старшая группа

2006-2007
Подготовительная группа

2007-2008
Старшая группа

2007-2008
Подготовительная группа

 

Обычное занятие

Занятие-тренинг

Социальный мир 68% 74% 86% 91%
ПДД 61% 70% 77% 89%
ОБЖ 65% 72% 85% 93%
Экология 71% 78% 90% 95%

Тема: «Огонь – друг, огонь – враг».

Программное содержание:

  • Учить детей действовать в случае возникновения пожара в соответствии с правилами поведения во время пожара.
  • Закрепить эти знания на практике в игровой ситуации, вырабатывая навыки действий при пожаре.

Словарная работа: противогаз, огнетушитель.

Структура занятия:

I. Вводная часть:

  • Эмоциональный настрой.
  • Художественное слово.
  • Сравнение.
  • Вопросы к детям.
  • Игра «Соедини правильно».

II. Основная часть.

  • Художественное слово.
  • Разыгрывание игровой ситуации.
  • Указание.
  • Напоминание.
  • Поощрение.

III. Заключительная часть.

  • Дидактическая игра «Покажи правильно»
  • Художественное слово.
  • Подведение итогов.
  • Сценка занятия.

Предварительная работа: ознакомление с дидактической игрой «Лото-01», чтение рассказов и стихов из серии «Чтобы не было беды», отгадывание загадок «Что связано с огнём», беседа «Спички детям не игрушка».

Материал к занятию: плакат «Огонь – друг, огонь – враг», цветные карандаши, мольберт, кукольная мебель, телефон, бусы, сумочка, карточки для игры «Раз, два, три, что верно покажи», гирлянда, коробок из-под спичек.

Ход занятия:

В.: Скажите мне, ребята, какое настроение у вас?

Ответы детей.

В.: Мне хочется, чтобы настроение у каждого из вас было радостным, добрым. Посмотрите в окно. Какой сегодня чудесный день! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Садитесь. Сегодня мы с вами поговорим о нём… На него можно смотреть без конца. Он бывает красивый, а бывает и страшный. Он бывает полезный, а бывает опасный. Бывает он другом и бывает врагом. Хотите узнать, что это и почему он бывает такой разный?

Д.: Хотим.

В.:  Тогда слушайте мои подсказки, и подумайте что общего между ними.

Попало наше тесто
В горячее место.
Попало – не пропало,
Румяной булкой стало
Какое это место
Куда попало тесто?   (Печь)

Это тёмный-тёмный дом
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр.   (Спички).

Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает
Без зубов, а кусает.    (Огонь).

Ответы детей.

В.:  Правильно, сегодня мы с вами будем говорить об огне. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, детских садах, школах, на заводах, фабриках, в городах и в сёлах. Огонь – друг человека, без него невозможна жизнь на земле. Скажите мне, а для чего нужен человеку огонь?

Д.: Чтобы сварить еду, чтобы было светло, чтобы было тепло, железо плавить и т.д.

В.: А как вы думаете, может такой незаменимый огонь стать врагом человеку? Может он быть опасным? Когда?

Ответы детей.

В.:

Говорим, что огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нём забудем,
Отомстит он сразу людям.

В.: Огонь постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от нас! Теперь помогите мне разобраться, где же на этих картинках огонь друг, а где огонь – враг. Красными линиями нужно соединить огонь – друг, а синими огонь – враг.

В.: А сейчас мы поиграем
Как вести себя узнаем,
Если начался пожар.

В.: Я посмотрю, что вы будете делать, если вдруг у вас дома возникнет пожар. Я буду вашей мамой (воспитатель надевает шляпку, бусы, берёт сумочку), а вы мои детки. Вот наш дом (макет – кукольный уголок). Мне срочно нужно уйти. Вы остаётесь дома одни. Не шалите, не балуйте. Я скоро приду. Чтобы вы никому не открыли дверь, я вас закрою на ключ.

Однажды Коля, Оля, Анна
Играть в пожарные взялись.
Воды ведро набрали в ванной,
Но вот пожара не нашли.
Тогда решили сделать сами,
Но для пожара нужно пламя.
Бумага, спички, керосин…
– Пожар готов! Тушить бежим.
Ребята бегали гурьбой,
Но вот беда – огонь не тухне
И не залить его водой!

Включается гирлянда, имитирующая огонь.

В.:  Ваши действия, ребята?

Д.: Позвонить в пожарную часть по номеру 01; в окно позвать на помощь взрослых; если дым – лечь на пол, намочить полотенце, дышать через него.

В.:  Нужно спрятаться от огня? Почему?

Д.: Если дверь не заперта – ползти к выходу.

В.: Почему нужно ползти?

Д.: Внизу дыма меньше.

В.: Если огонь только что возник, покажите мне ваши действия.

Д.: Тушить матрацем, одеялом; залить водой; если загорелась одежда – падать и кататься, сбивать огонь.

В.: Молодцы! Вы верно справились с огнём. Я думаю и надеюсь, что вы никогда не попадёте в такую ситуацию. Но забывать об этом не надо. И никогда не играйте со спичками.

Можно играть с ягнёнком,
Можно играть с поросёнком,
С ветром в пятнашки,
В прятки с дождём,
Но не надо играть с огнём!

В.: А сейчас мы поиграем в игру «Покажи правильно». Я буду задавать вопрос, а вы будете показывать нужную картинку.

Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер (01, 02, 03).

Там, где опасность, где огонь
Стрелою мчится красный конь (Красная лошадь, пожарная машина, красная «Волга»)

Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал!
Пусть знает каждый нарушитель,
Что надо взять (Лейка, огнетушитель, стакан с водой).

Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя? (Марлевая повязка, шарф, противогаз).

В лесу ты грелся у костра
Пошёл домой… (оставил костёр, чтобы животным было теплее, засыпал землёй, подложил дров).

В.: Молодцы, дети, вы отлично справились с заданием.

Чтоб не случилась в доме беда
Взрослых советы слушай всегда!
Я начну, а вы кончайте
По порядку отвечайте.
Где с огнём беспечны люди
Там взовьётся в небе шар
Там всегда грозить нам будет
Злой … пожар.
Раз, два, три, четыре
У кого пожар в квартире
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил … утюг.
Красный отблеск побежал
Кто со спичками …играл.
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над … газом.
Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жёг … листву.
Кто в огонь бросал при этом
Незнакомые … предметы.
Помни каждый гражданин
Этот номер … 01.
Дым увидел, не зевай
И пожарных … вызывай.

В.: Молодцы, вы отлично поработали на занятии. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, что не растерялись при «пожаре». И запомните, ребята,

Чтоб не случилась с вами беда
Взрослых советы слушай всегда!