Учителем начальных классов работаю более пятнадцати лет. Каждые четыре года повторяется одна история: при переходе учащихся из IV в V класс у большинства из них снижается успеваемость по математике, русскому языку и литературе. Этот процесс болезненно переживают все: учителя начальных классов и учителя среднего звена, родители и, конечно, сами ученики.
Чтобы сгладить этот переход, я задумалась над этим, когда у меня был 1 класс. По итогам окончания 1,2,3, и 4 классов на каждого ученика заполняю таблицы (Приложение 1, 2, 3).
Из таблиц видно, какие знания и умения усвоены учеником, в каком классе и на каком уровне. С данными таблицами знакомлю учителей среднего звена, которые будут учить моих учеников, в конце 4-го класса.
В конце I и II полугодий 4-го класса после выполнения контрольных работ ребята заполняют оценочные листы, где сами оценивают свои основные знания и умения по математике, русскому языку и чтению. Затем оценки выставляю сама. Оценки используем различные: “лесенки”, проценты, смайлики… Ученики прописывают также свои трудности и ошибки. Данная проделанная работа дает мне очень много материала для анализа качества усвоения программного материала. Причем, я хотела бы выделить два момента:
- ученики сами проговаривают и прописывают свои трудности и ставят для себя микроцели по каждому предмету;
- на высоком эмоциональном уровне проходит обсуждение оценок: очень интересует, совпадут ли оценки учителя и ученика. Если совпадает: сияют от счастья, все “написано” на лице. Если не совпадает: масса вопросов, самый главный: - “А почему не совпадает?” Вместе проговариваем ситуацию, приходим к одному мнению.
Заполнили оценочные листы 2009 – 2010 уч. года учащиеся 5-го класса в конце I полугодия. В листы были внесены изменения: учителя, ведущие данные предметы в 5-м классе, дополнили умениями из программного материала 5-го класса. Сравнивая и анализируя данную работу, мы с учителями отметили:
- дети повзрослели, оценили свои знания по пятибалльной системе;
- у многих учеников оценки оказались ниже, чем оценка учителя;
- в свои трудности по предметам, пятиклассники не внесли знания и умения из 4 класса, а в основном из программного материала 5-го класса;
- учащиеся уверены в своих знаниях;
- они реально оценивают свои трудности и формулируют задачи на следующий этап обучения.
Положительные результаты получены и после выполнения контрольных работ за I полугодие по математике, русскому языку и литературе. (Приложение 4)
Изучая уровень адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене, классный руководитель провел анкетирование “Изучение учебной мотивации и отношение к учебным предметам”, диагностику классного коллектива, социометрическое исследование. Все учащиеся отметили, что:
- приходят в школу для того, чтобы узнать что-то новое, интересное;
- утром просыпаются с мыслью: “Ура! Сегодня будет математика, литература, история”;
- домашнее задание я выполняю совершенно самостоятельно;
- для того чтобы хорошо учиться, нужно иметь интерес к предмету;
- когда я получаю плохую отметку, стараюсь ее тут же исправить.
Родители отмечают, что их дети чувствуют себя в 5-м классе комфортно и уютно, не испытывают особых трудностей в учебе.
Надеюсь, что в конце учебного года мои ученики будут чувствовать себя так же уверенно, как сейчас. А для своих первоклассников я уже заполняю таблицы усвоения учебного материала.