Урок естествознания в 6-м классе по теме "Строение глаза человека. Недостатки зрения"

Разделы: Физика


Цели:

  • познакомиться со строением глаза человека;
  • поговорить о болезнях глаз и их коррекции;
  • объяснить слова английского поэта Уильяма Блейка почему “Посредством глаза, а не глазом. Смотреть на мир умеет разум ”.
  • развивать внимательность, аккуратность, мышление, грамотную речь.

Тип урока: комбинированный с компьютерной поддержкой.

План урока

I. Организационный этап. <прил. 1> (слайд 1)

– Доброе утро. Садитесь.

Тема нашего урока: “ Строение глаза человека. Недостатки зрения”

Наши задачи на сегодня: <прил. 1> (слайд 2).

  • Блейка почему “Посредством глаза, познакомиться со строением глаза человека;
  • поговорить о болезнях глаз и их коррекции;
  • мотивация: и к концу урока попытаться объяснить слова английского поэта Уильяма а не глазом. Смотреть на мир умеет разум ”.

II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.

Актуализация

А пока вспомним то, что мы уже с вами знаем:

  1. Как называется раздел физики, изучающий световые явления?
  2. На какие два вида можно разделить источники света?
  3. Как распространяется свет в прозрачной однородной среде?
  4. Какие доказательства закона прямолинейного распространения света вы знаете?
  5. Что происходит со светом, если он попадает на непрозрачную преграду?
  6. Сформулировать закон отражения света.
  7. Что происходит со светом при переходе из одной прозрачной среды в другую?
  8. Что такое линза?
  9. <прил. 1> (слайд 3) Посмотрите на экран, что вы можете рассказать о линзах, изображённых там?
  10. Какие виды линз вы знаете?
  11. Почему они так называются?
  12. Какие изображения получаются с помощью собирающей линзы?

III. Изучение нового материала.

а) Строение глаза.

90% информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью глаз. Глаз у человека – парный орган, имеющий приблизительно шарообразную форму.

(Объяснение проводится на разборной модели строения глаза человека)

Диаметр глаза в среднем = 2.5 см. Сверху глаз покрыт защитной оболочкой из эластичной ткани (твердой и прозрачной), называемой склерой. Она защищает внутренность глаза от механических повреждений. Склера на передней части глаза прозрачна и называется роговицей или роговой оболочкой. На всей остальной части глаза склера непрозрачна, имеет белый цвет и называется белком. За роговицей расположена вторая оболочка (сосудистая), которая в передней части глаза называется радужной оболочкой или радужной. У разных людей радужка имеет разный цвет (голубоглазые, кареглазые, сероглазые, зеленоглазые). В середине радужная оболочка имеет отверстие, называемое зрачком. Радужная оболочка способна деформироваться и таким образом менять диаметр зрачка. Изменение это происходит рефлекторно(без участия сознания) в зависимости от количества света, по подающего в глаз. При ярком освещении диаметр зрачка равен 2 мм, при слабом диаметр увеличивается до 8мм.

Промежуток между роговой и радужной оболочкой называется передней камерой. Она заполнена прозрачной жидкостью. Внутри глаза, непосредственно за зрачком, расположен хрусталик, представляющий собой упругое и прозрачно тело, имеющее форму двояковыпуклой линзы. Со всех сторон хрусталик окружен мышцей, прикрепляющей его к склере. Так как мышца может сжиматься и растягиваться, то кривизна хрусталика изменяется. Вся полость глаза за хрусталиком заполнена прозрачной студенистой жидкостью, которая называется стекловидное тело. Задняя часть глаза – глазное дно – покрыто сетчатой оболочкой или сетчаткой. Сетчатка состоит из тончайших волокон колбочек (7 млн.) и палочек (130 млн.), которые как ворсинки устилают глазное дно. Они представляют собой разветвлённые окончания зрительного нерва, чувствительные к свету. Колбочки позволяют видеть днем, и обуславливают цветовые ощущения, а палочки – ночью.

1. Сообщение Аверков Александр “Колбочки и палочки” <прил 2>

2. Стихотворение “Глаз”Нестерова Наташа<прил 2>

<Прил. 1> (слайд 4)

1.Орган зрения – это глаз,
Он имеет форму шара.
Чтобы лучше видеть всё
Нам положена их пара.

2.Глаз снаружи защищен
От разных повреждений
Оболочкою, которую
Называют склера.

3. Она прозрачна впереди –
Со стеклом сравнится
Эту часть ее зовем
Просто роговица.

4. Слой второй за роговицей
Называют радужка
В ней отверстие зрачок
И пигменты разные.

5. За зрачком у нас хрусталик
Он меняет кривизну
И поэтому мы видим
И вблизи, и за версту

6. За хрусталиком большое
Тело стекловидное,
Желеобразное оно
И совсем не видное.

7. В глубине лежит сетчатка
Этот слой необходим
Раз рецепторы в порядке
То нормально мы глядим.

Рефлексия. Переверните листочки, которые вы получили в начале урока. На них схема строения глаза человека, которую вы видели сейчас на слайде. < прил. 0> Подпишите названия элементов глаза.

<прил. 1> (слайд 5)

б) Рассмотрим теперь: Как же получается и воспринимается глазом изображение?

<прил. 1> (слайд 6)

Свет, попадающий в глаз, преломляется в роговице, передней камере, хрусталике, стекловидном теле (т. е. оптической системе глаза), благодаря нему на сетчатке образуется действительное, уменьшенное, перевёрнутое изображение рассматриваемых предметов.

Свет, падая на окончания зрительного нерва (колбочки, палочки), раздражает их. Раздражение по нервным волоскам передаются в мозг, и человек получает зрительное впечатление, видит предметы. Процесс зрения корректируется мозгом, поэтому предмет воспринимаем прямым. Глаз представляет собой лишь приёмник света. Младенцы до полугода видят изображения перевёрнутыми, а затем мозг приспосабливается корректировать изображения. Исследования физиков и врачей 20 века показали, что именно мозг, а не глаза меняет "низ" с "верхом", облегчает нашу ориентацию в окружающем мире. Доказано это было оригинально и просто: сами экспериментаторы, а затем и добровольцы – пациенты рискнули надеть очки, переворачивающие изображение. Сначала пациенты всё видели перевёрнутым, но через несколько дней мозг всё поставил на место – и окружающий мир для них вновь "встал на ноги"…

3. Сообщение Афанасьева Алина “Коррекция изображения” <прил 2>

Однако, и человеческий мозг не всегда способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В таких случаях возникают иллюзии зрения – наблюдаемый предмет нам кажется не таким, каков он есть на самом деле. Большая часть обманов зрения зависит исключительно оттого, что мы не только видим, но и бессознательно рассуждаем, причём невольно вводим себя в заблуждение. Это – обманы суждения, а не чувств.

<прил. 1> (слайды 7, 8, 9, 10)

в) А каким же образом создаётся на сетчатке чёткое изображение, когда мы переводим взгляд с удаленного предмета на близкий и на оборот?

<прил. 1> (слайд 11)

В оптической системе глаза в результате его эволюции выработалось замечательное свойство, обеспечивающее получение изображения на сетчатке при разных положениях предмета. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на далеком расстоянии называется аккомодацией (от лат. слова приспособление).

Кривизна хрусталика, за счет окружающих его мышц может изменяться. Если мышцы расслаблены, то кривизна хрусталика невелика, мы смотрим на дальние предметы. При переводе взгляда на близлежащие предметы мышцы сжимают хрусталик, его кривизна увеличивается. Предел аккомодации наступает, когда предмет находится на расстоянии 10-12 см от глаза. Расстояние наилучшего видения (это расстояние, при котором детали предмета можно рассматривать без напряжения) для нормального глаза равно 25 см. Это следует учитывать, когда пишите, читаете, шьете, и т.п.

г) Какое преимущество даёт зрение двумя глазами?

<прил. 1> (слайд 12)

Во-первых, мы видим большее пространства, т. е. увеличивается поле зрения.

Во-вторых, зрение двумя глазами позволяет различать, какой предмет находится ближе и какой дальше от нас, а также сравнивать эти расстояния между собой. То есть мы оцениваем глубину пространства. (Глубина пространства при зрении двумя глазами воспринимается несравненно лучше, чем при зрении одним глазом. Чтобы убедиться в этом, достаточно, закрыв один глаз попробовать продеть нитку в иголку).

В-третьих, благодаря зрению двумя глазами мы видим предмет объемным, а не плоским. Дело в том, что сетчатка правого и левого глаза получаются различные друг от друга изображения: один глаз немного лучше видит правую сторону предмета, а другой – левую.

<прил. 1> (слайд 13)

Эксперимент: Возьмите в руку карандаш. Вытяните руку. Закройте левый глаз. Сделайте так, чтобы карандаш закрывал вертикальную полосу на слайде. Не меняя положения руки, откройте левый глаз, закройте правый. Что вы наблюдаете?

А теперь посмотрим ещё один слайд

<прил. 1> (слайд 14)

– Каким мы видим с вами замок? Плоским или объёмным?

А теперь не отрываясь смотрите на ведьму. Переведите взгляд в арку замка, досчитайте до 10.

– Что вы видите?

Оказывается, после того как изображение предмета на сетчатке пропадает, благодаря мозгу, человек тем не менее продолжает его воспринимать ещё 0,14 с. Поэтому мы смотрим кино, телевизор.

д) Недостатки глаза.

Далеко не у всех людей зрение является нормальным. Нередко глаз не может создать резкое изображение на сетчатке.

4. Сообщение Герман Владислав “Близорукость и дальнозоркость” <прил 2>

– -Итак, посмотрим на экран:

<прил. 1> (слайд 15)

Близорукость – дефект зрения, когда глаз в ненапряженном состоянии создает изображение удаленного предмета не на сетчатке, а перед ней, т.е. не может видеть удаленные предметы. Близорукость исправляется ношением очков с рассеивающими линзами.

<прил. 1> (слайд 16)

Дальнозоркость– дефект зрения, состоящий в том, что изображение предмета в ненапряженном состоянии глаза получается за сетчаткой. Дальнозоркость исправляется ношением очков с собирающими линзами.

Теперь, когда вы представляете, что такое близорукий глаз, что такое дальнозоркий глаз, давайте, выясним, отчего и когда возникают эти недостатки зрения? Это очень важный вопрос.

5. Сообщение Васильева Ангелина “Причины дальнозоркости и близорукости” <прил 2>

6. Каширский Никита “Исследования по школе” <прил 2>

7. Сообщение Тимофеева Наташа “Предупреждение близорукости” <прил 2>

8. Сообщение Хорошков Александр “Гимнастика для глаз” <прил 2>

9. Сообщение Мацнева Анастасия “Дальтонизм” <прил 2>

<прил. 1> (слайды 20, 21)

IV. Рефлексия.

Ответьте на вопросы теста. Верным является только один ответ. Если вы считаете верным ответ а), поднимаете вверх правую руку; ответ б) – левую.

<прил. 1> (слайд 22)

ТЕСТ

1. Какая часть глаза является двояковыпуклой линзой?
а) хрусталик;
б) роговица

2. На какой части глаза образуется изображение предмета?
а) на сетчатке;
б) на роговице

3. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на более далёком расстоянии называется:
а) аккомодацией;
б) иллюзией зрения

4. При близорукости применяют очки
а) с рассеивающими линзами;
б) с собирающими линзами

5. При дальнозоркости применяют очки
а) с рассеивающими линзами;
б) с собирающими линзами.

<прил. 1> (слайд 23)

– А теперь ответим на вопрос: “ Почему посредством глаза, а не глазом на мир смотреть умеет разум?”

– Вам понравился этот урок?

– А чем?

( В подарок учитель раздаёт памятки с гимнастикой для глаз, правилами сохранения зрения.) <прил. 3>

Спасибо за урок.

V. Информация о домашнем задании. стр. 117.

Дополнительный материал. Особенности глаза мужчины и женщины. <прил. 1> (слайды 24, 25).

Приложения