Цель: усвоение состава чисел первого десятка на основе взаимосвязи между целым и частью.
Задачи:
Развитие вычислительных навыков учащихся, навыков алгоритмического мышления, мыслительных операций.
Развитие личности ребенка, его творческих способностей средствами предмета
Формирование положительной мотивации к учебной деятельности, возбуждение познавательного интереса учащихся посредством дидактической игры.
Оборудование: картинки времен года, числовой отрезок, карточки с заданиями, мультфильм “Двенадцать месяцев”, пригласительные билеты на елку.
План урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
III. Повторение и закрепление пройденного материала:
а) Встреча Зимы: работа с числовым
отрезком, цепочка, игра “Снежки”, составление
числового равенства по рисунку.
б) Физминутка “А сегодня у зимы новоселье”
в) Встреча Весны: работа с геометрическими
фигурами, дидактическая игра на закрепление
состава чисел 1-9.
г) Встреча Лета: физминутка.
д) Встреча Осени: работа с неравенствами.
IV. Приход Снегурочки
V. Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними.
У всех хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне.
Тут фигуры и задачки
Игры, числа – все для вас!
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!
II. Введение в тему урока.
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Какой праздник приближается? Вспомните сказку С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев”. Какое чудо произошло в ней?
(Просмотр отрывка сказки)
– Под Новый год случаются разные чудеса. Вот и на нашем уроке произойдет чудо: к нам придут в гости сразу все времена года. Они принесут вам свои задания. Если вы с ними справитесь, в конце урока вас ждет сюрприз. Готовы? Встречайте первую гостью.
III. Повторение и закрепление пройденного материала:
а) Встреча Зимы.
В свежем воздухе сверкает первый чистенький снежок.
И румянит детям щеки первый зимний холодок.
Прилетели к нам метели. Залепили снегом щели.
На окне старик Мороз льдинкой росписи нанес.
– О каком времени года говорится? Посмотрим, что нам Зима принесла.
Работа с числовым отрезком 1-9. ( Под числами нарисованы снежинки)
– Считаем до 9 и обратно. Назовите предыдущее число, последующее, между числами … за числом…, перед числом …, слева, справа от числа ….
– Считаем отрезок чисел от 4 до 9, от 8 до 3.
– Расскажи о числах 9, 6, 3.
Работа с числовой цепочкой. ( Над знаками рисунки санок, которыми закрыты ответы)
7 – 5 – 1 +1 + 6
– Сколько всего вычли? Сколько всего прибавили? Какой результат получили?
Дидактическая игра “Снежки” (Ведущий меняется несколько раз)
Ведущий показывает карточку: – 2, + 3. Учитель называет число. Дети составляют равенство и показывают ответ.
Физминутка “А сегодня у зимы новоселье”
Составление числового равенства по рисунку, используя алгоритм.
– Холодно птицам зимой. Собираются они в стаи. Рассмотрите рисунок и помогите описать его.
(3 воробья и 4 снегиря, 3 + 4= 7, всего 7 птиц. Всего 7 птиц, из них 4 снегиря. 7 – 4 = 3, значит воробьев 3)
б) Встреча Весны
К нам весна шагает быстрыми шагами.
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Видно, очень теплые ноги у весны.
– Скоро с юга прилетят птицы. Давайте построим для них скворечники.
(На доске цепочка их геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, ломаная, кривая)
– На какие группы можно разделить фигуры? (Ломаные и кривые)
– Разделите ломаные линии на группы (Замкнутые и незамкнутые)
– Какие фигуры возьмем для скворечника? (квадрат, круг, треугольник)
– Многие птицы сами себе строят гнезда. Все гнезда разные. Посмотрим , какие птицы живут в этих гнездах?
Дидактическая игра “Посели птицу в свое гнездо”
На доске три рисунка гнезд, под ними рисунки птиц. Работают 3 учащихся. Остальные работают самостоятельно, распределяя выражения по столбикам.
6 |
8 |
7 |
3 + 3 |
4 + 4 |
5 + 2 |
2 + 4 |
5 + 3 |
8 – 1 |
8 – 2 |
6 + 2 |
3 + 4 |
в) Встреча Лета.
Очень добрым, очень светлым
Золотистым ясным днем
Мы поедем в гости к лету,
В гости к солнышку пойдем
– Летом у школьников каникулы. Мы тоже отдохнем.
Физминутка
г) Встреча Осени
Осень! Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Дидактическая игра “По грибы”
– Осенью хорошо отправиться в лес по грибы. Поставим правильно знак в неравенствах, и в корзинку попадут съедобные грибы.
(Дети сравнивают неравенства, проговаривая алгоритм выполнения задания. )
8 – 3 * 9 – 2 |
5 + 2 * 8 – 3 |
6 – 5 * 7 – 3 |
9 – 3 * 3 + 2 |
IV. Приход Снегурочки.
– Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться домой. Вот полетели листья с деревьев, моросит холодный дождь. По утрам лужи покрываются ледком. Однажды утром мы видим, что пришла зима.
(Появляется Снегурочка)
– Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я смотрела ваш урок в волшебное зеркало. Сразу видно, что вы дружите с математикой. За хорошую работу я дарю вам билеты на новогоднюю елку.