КТД "Масленица, или Проводы зимы"

Разделы: Внеклассная работа


Форма проведения: игра.

Цели:

  1. Познакомить детей с народными традициями.
  2. Организация досуга детей.
  3. Дать возможность детям проявить себя в коллективном деле.

План подготовки:

  1. Найти материал о масленице.
  2. Составить сценарий.
  3. Найти костюмы.
  4. Подобрать названия “станций”, подготовить инвентарь.
  5. Распределить роли.
  6. Приготовить призы.
  7. Подготовить классы для проведения игры.
  8. Изготовить чучело Зимы.
  9. Подготовить цикл радиопередач о масленице.

План проведения:

  1. Выход учащихся на улицу.
  2. Приветствие ребят Воеводой и скоморохами, которые везут чучело Зимы и ведут “лошадь”.
  3. Встреча с Зимой.
  4. Встреча Весны.
  5. Объяснение правил игры.
  6. Прохождение ребятами станций.
  7. Подведение итогов. Конкурс на лучший танец.
  8. Заключительная часть.
  9. Поджег чучела Зимы. Хоровод.
  10. Дискотека.
  11. Розыгрыш лотереи.
  12. Продолжение праздника в классах.

Ход проведения

I. Учителя выводят ребят на улицу /все собираются около школы/.

II. Вдруг на крыльце школы появляется Воевода с двумя стрельцами, у которых в руках “секиры”.

Воевода:

- Здравствуйте, люди добрые!

Благодарю Вас, что пришли по старинному русскому обычаю Зиму-матушку проводить.

Да вот она …..

Показывает рукой в ту сторону, откуда направляется к крыльцу живописная процессия:

“конь” (изображает 2 человека покрытые попоной) и скоморохи, которые везут большое чучело Зимы. Оно сделано из соломы. При этом оба изображающих коня пританцовывают ногами, бьют “копытами”, а один из них громко ржет. Воевода приглашает всех проводить Зиму на праздничную площадь, где состоится прощание с ней.

Воевода:

- Ребята, давайте проводим Зиму – матушку! А для этого пройдемте за мной на праздничную площадь.

III.

Воевода вместе со свитой идет впереди, а за ними идут ребята и учителя. За поворотом школы их встречают Зима с двумя стражниками.

Дорога перегорожена от стены школы до забора снежной стеной. Перед стеной стоит Зима, а вход преграждают два стражника, которые пропустили “коня” и скоморохов.

Зима: Стойте, стойте. Куда это вы так спешите? /ребята отвечают/.

Зима: Встречать Весну и без моего согласия? Не будет этого! А если вы хотите встретить Весну, то сначала отгадайте загадки. Отгадаете – пропущу на праздничную площадь, не отгадаете – не пущу.

Воевода: Ну что, ребята, не подведем Весну? Отгадаем загадки Зимы?

Зима: Тогда слушайте. Вот вам первая загадка:

  1. Скатерть бела весь свет одела. /Снег/
  2. Без рук, без ног в подворотню ползет. /Ветер/
  3. Не огонь, а жжется. /Мороз/
  4. Летом греет, зимой холодит. /Солнце/

В зависимости от того, как дети отвечают Зима ведет с ними беседу.

Зима: Молодцы ребята, я рада, что вы так хорошо отвечали. И за это я уступаю свое место Весне.

IV.

Из-за школы появляется Весна /девица в красном сарафане/.

Весна: Ребята, приглашаю вас на праздничную площадь Зиму – матушку проводить.

Стражники “Зима, Воевода и Весна проводят всех через стену на площадь.

V.

На площади учителя выстраивают детей на праздничной площади.

Воевода: А сейчас, ребята, мы посмотрим какие вы ловкие и что знаете о Масленице и о Зиме с Весной. А для этого вы пройдете 9 станций. Весна и Зима раздадут вам маршрутные листы. Зима и весна раздают ребятам маршрутные листы, в которых указан маршрут прохождения станций.

VI.

Ребята вместе с учителями проходят 9 станций, которые называются так:

1. “Снежный ком”. Прощай, зима сонливая,

Приходи, лето красное.

(попадание в цель снежными комками)

  1. “Поварята” /Русские блины/
  2. “Величальная” /Рассказать о масленице/
  3. “Удальцы – молодцы” /русские игры/
  4. “Русские модели” /нарисовать русский костюм/.
  5. “Силачи”
  6. “Стихотворная”/досочинить стихотворение/
  7. “Частушечная” /спеть 3 частушки”
  8. “Загадочная”.

Оценки ставятся такие:

Солнышко – 5
Блин – 4

VII.

Когда все станции пройдены, учителя сдают все оценки с маршрутными местами Весне и Зиме для подведения итогов.

А в это время ……..

Весна:

- Ребята, пока Зима – матушка и ее помощники подводят итоги, мы с вами проведем конкурс “На лучший танец”. Прошу подойти ко мне по 1 девочке из каждого класса. /Девочки танцуют, а скоморохи выбирают лучшую/. Весна победителю дарит красивый пирог.

Весна: “А теперь прошу выйти сюда по 1 мальчику из класса. /скоморохи оценивают “танцоров”, а Весна вручает победителю пирог/.

VIII.

Воевода. А сейчас, ребята, станем все в хоровод, и подожжем чучело Зимы. Все становятся в хоровод, стражники поджигают чучело Зимы.

IX.

Все вы сегодня были молодцами /называется победитель/. А сейчас для вас дискотека.

X.

На этом наш праздник не заканчивается. Вас ждет розыгрыш – лотерея.

XI.

После лотереи праздник продолжается по классам.

Список использованной литературы

  1. Собрание М. Забылиным Русский народ. Его обычаи, обряды, праздники, суеверия и поэзия: В 2 кл. Кн. 1: части 1,2 – М.: Терра. “Книжная лавка – РТР”, 1996. – 320 с.
  2. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Составитель А.Ф. Некрыловой. М., Издательство “Правда”, 1989.

Приложения