Форма проведения: игра.
Цели:
- Познакомить детей с народными традициями.
- Организация досуга детей.
- Дать возможность детям проявить себя в коллективном деле.
План подготовки:
- Найти материал о масленице.
- Составить сценарий.
- Найти костюмы.
- Подобрать названия “станций”, подготовить инвентарь.
- Распределить роли.
- Приготовить призы.
- Подготовить классы для проведения игры.
- Изготовить чучело Зимы.
- Подготовить цикл радиопередач о масленице.
План проведения:
- Выход учащихся на улицу.
- Приветствие ребят Воеводой и скоморохами, которые везут чучело Зимы и ведут “лошадь”.
- Встреча с Зимой.
- Встреча Весны.
- Объяснение правил игры.
- Прохождение ребятами станций.
- Подведение итогов. Конкурс на лучший танец.
- Заключительная часть.
- Поджег чучела Зимы. Хоровод.
- Дискотека.
- Розыгрыш лотереи.
- Продолжение праздника в классах.
Ход проведения
I. Учителя выводят ребят на улицу /все собираются около школы/.
II. Вдруг на крыльце школы появляется Воевода с двумя стрельцами, у которых в руках “секиры”.
Воевода:
- Здравствуйте, люди добрые!
Благодарю Вас, что пришли по старинному русскому обычаю Зиму-матушку проводить.
Да вот она …..
Показывает рукой в ту сторону, откуда направляется к крыльцу живописная процессия:
“конь” (изображает 2 человека покрытые попоной) и скоморохи, которые везут большое чучело Зимы. Оно сделано из соломы. При этом оба изображающих коня пританцовывают ногами, бьют “копытами”, а один из них громко ржет. Воевода приглашает всех проводить Зиму на праздничную площадь, где состоится прощание с ней.
Воевода:
- Ребята, давайте проводим Зиму – матушку! А для этого пройдемте за мной на праздничную площадь.
III.
Воевода вместе со свитой идет впереди, а за ними идут ребята и учителя. За поворотом школы их встречают Зима с двумя стражниками.
Дорога перегорожена от стены школы до забора снежной стеной. Перед стеной стоит Зима, а вход преграждают два стражника, которые пропустили “коня” и скоморохов.
Зима: Стойте, стойте. Куда это вы так спешите? /ребята отвечают/.
Зима: Встречать Весну и без моего согласия? Не будет этого! А если вы хотите встретить Весну, то сначала отгадайте загадки. Отгадаете – пропущу на праздничную площадь, не отгадаете – не пущу.
Воевода: Ну что, ребята, не подведем Весну? Отгадаем загадки Зимы?
Зима: Тогда слушайте. Вот вам первая загадка:
- Скатерть бела весь свет одела. /Снег/
- Без рук, без ног в подворотню ползет. /Ветер/
- Не огонь, а жжется. /Мороз/
- Летом греет, зимой холодит. /Солнце/
В зависимости от того, как дети отвечают Зима ведет с ними беседу.
Зима: Молодцы ребята, я рада, что вы так хорошо отвечали. И за это я уступаю свое место Весне.
IV.
Из-за школы появляется Весна /девица в красном сарафане/.
Весна: Ребята, приглашаю вас на праздничную площадь Зиму – матушку проводить.
Стражники “Зима, Воевода и Весна проводят всех через стену на площадь.
V.
На площади учителя выстраивают детей на праздничной площади.
Воевода: А сейчас, ребята, мы посмотрим какие вы ловкие и что знаете о Масленице и о Зиме с Весной. А для этого вы пройдете 9 станций. Весна и Зима раздадут вам маршрутные листы. Зима и весна раздают ребятам маршрутные листы, в которых указан маршрут прохождения станций.
VI.
Ребята вместе с учителями проходят 9 станций, которые называются так:
1. “Снежный ком”. Прощай, зима сонливая,
Приходи, лето красное.
(попадание в цель снежными комками)
- “Поварята” /Русские блины/
- “Величальная” /Рассказать о масленице/
- “Удальцы – молодцы” /русские игры/
- “Русские модели” /нарисовать русский костюм/.
- “Силачи”
- “Стихотворная”/досочинить стихотворение/
- “Частушечная” /спеть 3 частушки”
- “Загадочная”.
Оценки ставятся такие:
Солнышко – 5
Блин – 4
VII.
Когда все станции пройдены, учителя сдают все оценки с маршрутными местами Весне и Зиме для подведения итогов.
А в это время ……..
Весна:
- Ребята, пока Зима – матушка и ее помощники подводят итоги, мы с вами проведем конкурс “На лучший танец”. Прошу подойти ко мне по 1 девочке из каждого класса. /Девочки танцуют, а скоморохи выбирают лучшую/. Весна победителю дарит красивый пирог.
Весна: “А теперь прошу выйти сюда по 1 мальчику из класса. /скоморохи оценивают “танцоров”, а Весна вручает победителю пирог/.
VIII.
Воевода. А сейчас, ребята, станем все в хоровод, и подожжем чучело Зимы. Все становятся в хоровод, стражники поджигают чучело Зимы.
IX.
Все вы сегодня были молодцами /называется победитель/. А сейчас для вас дискотека.
X.
На этом наш праздник не заканчивается. Вас ждет розыгрыш – лотерея.
XI.
После лотереи праздник продолжается по классам.
Список использованной литературы
- Собрание М. Забылиным Русский народ. Его обычаи, обряды, праздники, суеверия и поэзия: В 2 кл. Кн. 1: части 1,2 – М.: Терра. “Книжная лавка – РТР”, 1996. – 320 с.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь. Составитель А.Ф. Некрыловой. М., Издательство “Правда”, 1989.