Русский язык "Правописание слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: закрепление умений и навыков.

Цели:

  • закрепить навыки правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, воображение;
  • способствовать воспитанию внимательности, взаимопомощи.

Оборудование: ёлка с игрушками, шары-задания, индивидуальные карточки, карточки-таблички жи-ши, ча-ща, чу-щу, сигнальные кружки (красный, жёлтый, зелёный), письмо от Деда Мороза с пригласительными билетами, задания для дифференцированной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Закрепление.

III. Сообщение темы и целей урока.

На доске (устно)

Снеж…нка, пуш…нка, ч…шка, сугро…, рощ…, ч…до, щ…ка.

– Определите, на какие правила орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.

– Какое слово “лишнее”? (сугроб – это орфограмма на правописание парной согласной)

– Посмотрите на оставшиеся слова и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

– Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Вам помогут слова-помощники:

повторять… (правила о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)
учиться… (правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу)

– Ребята, сегодня наш урок будет необычным. В школу пришло письмо от Деда Мороза для учащихся 2 “А” класса, т.е. для нас. Но письмо мы сможем открыть только после того, как выполним задания Деда Мороза, которые развешаны на ёлке (шары-задания).

Минутка чистописания.

ССС ссс *** С*С*С ***с*с*с***
сн см дс св сл рс су

а) фонетическая минутка

– Дайте характеристику букве и её звукам.

б) графическая минутка

– Посмотрите на 2 строчку, с какими буквами С соединяется верхним соединением? нижним соединением?

– Что можно назвать “лишним”? Почему?

ЗАДАНИЕ 1. Синтаксический разбор предложения.

(5 человек работают по индивидуальным карточкам с аналогичным заданием)

На доске: Берёзы укрыты пушистым снежком.

– Выделите и объясните орфограммы.

– Разберите по членам предложения. Дайте характеристику этому предложению.

ЗАДАНИЕ 2. Словарная работа.

Отгадайте слова:

  1. Животное, используемое человеком для охраны жилья, на охоте, в упряжке. (Собака)
  2. В народных сказках хитрая рыжая плутовка. (Лисица)
  3. Пугливый зверёк с длинными ушами. (Заяц)
  4. Птица, в деревне вместо будильника. (Петух)
  5. Болтливая белобока. В лесу на хвосте новости приносит. (Сорока)
  6. Животное, которое даёт молоко. (Корова)
  7. Косолапый сладкоежка. (Медведь)

– На каких 2 группы можно разделить этих животных? (на домашних и диких; на птиц и зверей)

– Назовите птиц. Назовите диких животных.

Работа над фразеологизмами:

– Когда так говорят:

Медведь на ухо наступил (отсутствие музыкального слуха)

Медвежья услуга (неумелая услуга, помощь, причиняющая только неприятности)

ЗАДАНИЕ 3. Самостоятельная работа.

Вставьте пропущенную букву. Найдите ещё орфограммы в словах.

1 вариант:

2 вариант:

друж…ть

площ…дь

удач…

нож…

щ…чка

ч…йка

пищ…

ч…деса

ч…жой

ищ…

ш…шка

пуш…стый

малыш…

встреч…

– Какие правила необходимо вспомнить, чтобы в словах не допустить ошибок?

– Почему после букв Ж, Ш, обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж, ш] были мягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы и пишем как раньше – традиционно.)

– Почему после букв Ч, Щ, обозначающих мягкие согласные звуки пишем А и У?

(так сложилось исторически, в старину произношении звуки [ч, щ] были твёрдыми, поэтому писали А, У. Мы пишем традиционно, как раньше.)

Самостоятельная запись по вариантам.

Проверка по сигнальным кружкам (красный – жи-ши, жёлтый – ча-ща, зелёный – чу-щу).

Самооценивание.

ЗАДАНИЕ 4. Физминутка.

  1. Руки подняли и покачали –
  2. Это деревья в лесу.
    В стороны руки, плавно помашем –
    Это к нам птицы летят.
    Как они сели, тоже покажем,
    Руки сложили назад.

  3. жи-ши – хлопок
    ча-ща – руки вверх
    чу-щу – присесть
    ЖИ-ШИ (хлопок): Вершина, ножи, ёжик, жители, лыжи, ландыши;
    ЧА-ЩА(руки вверх): часы, овчарка, роща, прощай, участок, пощада;
    ЧУ-ЩУ(присесть): чугун, вытащу, молчу, стучу, чулок, щука

ЗАДАНИЕ 5.

Припиши справа или слева к слогам сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу так, чтобы получились слова:

На доске:

1 вариант:

2 вариант:

чи

кры

ту

сы

пи

ро

мы

лу

ка

лок

дак

лет

Карточки-таблички:

img2.gif (1866 bytes)

Самостоятельная работа.

Проверка.

ЗАДАНИЕ 6. Дифференцированная работа.

1 вариант. Вставьте пропущенные буквы.

Ешь молч… . Ч…ще проветривай класс. Дыш… глубоко и ровно. Малыш… ходили в рощ… . Ч…десно искрятся снеж…нки.

2 вариант. Вставьте подходящие по смыслу слова.

…. в лесу. В воздухе кружатся … . Птицы больше не …. . Всё … спит. … в лесу.

Слова для справок: тиш…на, крич…т, снеж…нки, ч…десно, ж…вое.

3 вариант. Кроссворд.

По горизонтали:

  1. Зимой летят с неба.
  2. Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала … .
  3. Лесные цветы.
  4. Птица.
  5. Берёзовая … .

По вертикали:

  1. Макушка дерева или горы.
  2. Катаются с горы зимой на двух длинных палках на ногах.
  3. Часть колеса машины.
  4. Чайная пара: блюдце и … .

IV. Итог.

– Над чем мы с вами сегодня работали на уроке?

– Какие правила мы должны знать, чтобы правильно писать гласную букву после шипящих ж, ш, щ?

Итак, ребята, вы справились со всеми заданиями Деда Мороза. Теперь мы можем открыть его письмо. (В письме поздравления с Новым годом и пригласительные билеты на новогоднюю ёлку.)

V. Оценивание.

VI. Домашнее задание.