"Преобразование тригонометрических выражений" (разноуровневый урок)

Разделы: Математика


Математика есть такая наука, которая показывает, как из знаемых количеств находить другие, нам еще неизвестные.

Д.С. Аничков

Цели:

  • обобщить теоретические знания по данной теме;
  • организовать работу учащихся на уровне, соответствующему уровню уже сформированных знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель сообщает тему урока и цели и что во время урока будет использован тот материал, который находится у каждого на парте.

II. Повторение теоретического материала

Учитель. Давайте, ребята, вспомним тот материал, который мы с вами уже изучили. Дайте определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса.

На доске висят формулы, часть формулы закрыта. После ответа учащихся вся формула открывается.

III. Устный счет

(Используя мультимедийный проектор, на экране демонстрируются задания устного учета; ученик с помощью индивидуальной доски показывает свой вариант ответа.)

Те тригонометрические формулы, которые не были использованы при повторении теоретического материала, используются в заданиях устного счета.

1. Вычислите:

а) б) в)

2. Вычислите и укажите вариант ответа:

а) sin 3 + cos 0; А. 0. Б. 1. В. 3. Г. 4.
б) А. –1. Б. 0. В. 3. Г. –0,5.

3. Упростите выражение:

а)

б)

в)

г)

IV. Работа по карточкам

Учитель. Открыли тетради и записали тему урока.

К доске вызываются три ученика, которые работают по карточкам. Задания для карточек разной сложности. Учитель предлагает учащимся выбрать одну карточку с заданием и решать ее вместе с учеником, который работает у доски. Затем вместе проверить решение с теми учениками, которые выбрали ту или иную карточку.

Карточка № 1

1. Упростите выражение

2. Вычислите 4cos2 t – 4cos 2t + 1, если sin t = –0,5.

Карточка № 2

1. Упростите выражение

2. Вычислите: 5cos2 t + 5sin2 t – 10.

Карточка № 3

1. Упростите выражение cos ( + ) tg .

2. Найдите значение выражения если [; 2].

Решение карточек

К-1

1.

2. 4cos2 t – 4cos 2t + 1 = 4cos2 t – 4(cos2 t – sin2 t) + 1 = 4cos2 t – 4cos2 t + 4sin2 t + 1 = 4 • (–0,5) + 1 = 1.

К-2

1.

2. 5cos2 t + 5sin2 t – 10 = 5(sin2 t + cos2 t) – 10 = 5•1 – 10 = 5.

К-3

1.

2.

V. Физкультминутка

VI. Выполнение разноуровневых тестов

У каждого учащегося на парке – карточки разного цвета с заданиями теста. Задания взяты из краевых контрольных работ прошлых лет.

Для учащихся, успевающих на “хорошо” и “удовлетворительно” – карточки желтого цвета, на “хорошо” – красного, на “удовлетворительно” – ярко-зеленого.

ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА

1. Упростите выражение 5cos2 2 + 5sin2 2 – 1.

А. 0. Б. 4. В. 5. Г. 1.

2. Вычислите:

А. 2. Б. В. 0. Г.

3. Вычислите 1 – cos2 , если sin = 2.

А. 1. Б. 2. В. 0. Г. 4.

4. Найдите значение выражения если

А. Б. В. Г.

5. Вычислите если О [0; 270°].

Ответы:

КРАСНАЯ КАРТОЧКА

1. Упростите выражение

А. 1,5cos2 x – 1. Б. 3sin2 x. В. 1 – 1,5cos2 x. Г. 3,5cos 2x – 1.

2. Вычислите:

А. Б. 2. В. Г. –0,5.

3. Вычислите 1 – sin2 , если cos = –0,5.

А. 0,5. Б. 1,5. В. 0,25. Г.

4. Найдите значение выражения если

А. 2,8. Б. –0,2. В. 1,2. Г. 1,8.

5. Вычислите если О [90°; 270°].

Ответы:

ЯРКО-ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА

1. Упростите выражение sin2 ( + ) + cos2 ( + ) – 3.

А. 1. Б. 4. В. 2cos – 3. Г. –2.

2. Вычислите:

А. Б. –0,5. В. 0. Г.

3. Вычислите (1 – cos )(1 + cos ), если

А. sin2 . Б. В. Г.

4. Найдите значение выражения 2cos2 + sin2 , если cos2 = 2.

А. 5. Б. 2. В. 0. Г. –1.

5. Вычислите tg 2, если tg = 3.

Ответы:

VII. Задание на дом

(Выдано учащимся на листах синего цвета.)

Вычислите:

а)

б)

в)

г) если

д) если

VIII. Итог урока