Цель:
- Формирование у школьников активной жизненной позиции,
- гражданской компетентности личности;
- воспитание чувства ответственности, чувства собственного достоинства;
- развитие умения работы с текстом Конституции РФ.
- Встреча с главой местного самоуправления Кателиковым Л.Н
Мероприятие проводится в компьютерном классе.
Оборудование:
- Конституции РФ.
- Выставка методической литературы по управлению в нашем государстве.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
Распределение времени:
- Организационный момент – 2 мин.
- Работа с текстом Конституции РФ – 4 мин.
- Работа со схемой “Государственного управления в РФ” (показывается на мультимедийном проекторе) – 5мин.
- Слово Николаевой А. “Из истории местного самоуправления” – 5 мин.
- Игра “Выборы” – 15 мин.
- Тестирование – 10 мин.
- Подведение итогов мероприятие – 3мин.
На доске:
Недолговечна власть, которая управляет во вред народу.
Цицерон.
Ход мероприятия
Учитель: Сегодня мы проводим не совсем обычное мероприятие. В гостях у нас глава местного самоуправления Кателиков Н.Л., который будет активно участвовать вместе с нами в обсуждении многих вопросов местного самоуправления. Я хочу вам предложить вопросы по основному закону нашего государства Конституции РФ, которая была принята 12 декабря 1993 года.
“РФ-Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.” Демократическая власть проявляется в признании права граждан участвовать в управлении делами государства.
В какой статье Конституции записано это право?
(Работа со ст. 32)
– Имеете ли вы сейчас это право-право избирать и быть избранным? (Нет, 18 лет.)
– Найдите статью в Конституции, в которой говорится о возрасте, с которого гражданин имеет право избирать. (ст. )
– В какие органы власти мы можем избирать?
Работа со схемой “Виды власти в РФ”
Схема (показывать на мультимедийном проекторе). Приложение 1
– Кто избирает Президента? Подтвердите статьей из Конституции РФ.
– Кто избирает Федеральное собрание. Найдите статью в Конституции, подтверждающие это.
Что же говорится в Конституции о местном самоуправлении? (ст. ) Действительно, местное самоуправление не относится к органам государства устройства России. Эти органы власти избираются местным населением и решают проблемы на местном уровне. Местные проблемы- это дороги, водообеспечение, школа, медицинское обслуживание и др.
Вашему вниманию предлагается сообщение Николаевой А. “Из истории местного самоуправления”. (Приложение 2)
Учитель. В условиях демократии проблемы прихода к власти решаются достаточно цивилизованно. Многое зависит от участия людей в выборах, их гражданской активности. Нередко на избирательные участки в большом количестве приходят активные группы людей, отнюдь не выражающие настроение в обществе, а пассивные отсиживаются дома.
20 марта 2005 года проходили выборы депутатов в Воронежскую областную Думу. Число избирателей, принявших участие в выборах по Новохоперскому району (округ 20) составило 44,17%
Почему такая низкая явка?
Можно ли заставить человека голосовать
Найдите ответ в Конституции.
Учитель: Предлагаю игру “Выборы”.
В пред логаемой игре используется бюллетень со следующим текстом:
“С какого возраста гражданин РФ может принимать участие в выборах государственных органов власти?”
с 14 лет
с 16 лет
с 18 лет
с 20 лет
Поставьте “галочку” напротив правильного ответа.
Продолжаем нашу игру.
Вы, учащиеся, будете избирателями и вам необходимо написать наказы кандидату в депутаты в местные органы власти.
Наказы поступают главе местного самоуправления Кателикову Н.Л.
Учитель: Разрешите предоставить слово Кателикову Н.Л. – главе местного самоуправления, который отвечает на ваши вопросы, наказы.
Работа с наказами
Учитель: Большое спасибо за вопросы, большое спасибо за ответы. Я предлагаю тест для проверки ваших черт характера. Соответствуют ли они рангу депутата разных уровней.
“Кто из вас интеллектуал?”
Вопросы отображаются на экране мультимедийного проектора.
- Что такое плюрализм?
- Что такое консенсус?
- Что такое референдум?
- Что такое преамбула?
- Когда была впервые созвана I Госдума?
- Как называется наш парламент?
- Насколько сроков избирается Президент?
- Что такое демократия?
- Что такое конституция?
- Что такое федерация?
Оцените свой уровень политической культуры по следующей шкале:
А) Очень высокий – 8 баллов
Б) Высокий – 7 баллов
В) Средний – 6 баллов
Г) Низкий – 5 баллов
Д) Очень низкий – менее 5 баллов
Кто же у нас может быть кандидатом в депутаты?
Подведение итогов
– За активность всем большое спасибо. Вы, сидящие сейчас за школьными столами, через несколько лет получив специальность, будете участвовать в Выборах. Очень хотелось бы, чтобы данное мероприятие помогло всем убедиться в том, что благо- стояние в стране зависит от вашей активности, гражданской жизненной позиции. Хочется привести высказывание Цицерона- древнеримского философа “Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы” .
Литература
- Никитин А.Ф. Право и политика М. “Просвещение”, 2002.
- Никитин А.Ф., Суворова Н.П. Право и политика. Методические пособия. М. “Просвещение”, 2001.
- Певцова Е.А. Обществознание, Книга для учителя М. “Русское слово”, 2001.
- Емельянов Н.А. Местное самоуправление в дореволюционной России. Тула, 1997.