Цели:
Образовательный аспект:
- Сформировать представление об основных направлениях, мероприятиях и итогах реформ П.А. Столыпина.
- Развивать у учащихся умение работать с историческими документами, анализировать и сравнивать информацию, делать выводы.
- Воспитывать у учащихся чувство уважения и толерантности к существованию различных точек зрения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Применяемые на уроке элементы педагогических технологий: технологии проектного обучения, уровневой дифференциации.
Педагогические техники и приемы: “Корзина знаний”, “Блиц-опрос”.
Основные термины и понятия: отруб, хутор, кооперация.
Основные даты и события:
- 19 августа 1906 г. – указ о введении военно-полевых судов.
- Ноябрь 1907 г.- начало работы III Государственной Думы
- 9 ноября 1906 года – начало проведения аграрной реформы.
Оборудование и наглядность урока: плакат “ Состав Государственной Думы ”, структурно-логическая схема №1 “Политика П.А. Столыпина”, структурно-логическая схема №2 “Успокоение страны”, структурно-логическая схема №3 “Пути решения проблемы малоземелья крестьян ”, структурно-логическая схема №4 “Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина”, компьютерная презентация “Столыпинская модернизация сельского хозяйства России”, плакат “Реформы П.А. Столыпина”, плакат “Итоги аграрной реформы П.А. Столыпина”, портрет П.А. Столыпина, исторические документы.
Структура урока:
- Организационный момент. Приветствие.
- Актуализация ЗУН.
- Презентация темы урока, целей урока, мотивации и организации работы.
- Изучение нового материала.
- Закрепление системы ЗУН.
- Подведение итогов урока.
- Постановка и комментирование домашнего задания.
План урока:
- “Успокоение и реформы”.
- Столыпинская модернизация сельского хозяйства России.
- Итоги аграрной реформы П.А. Столыпина.
Опережающие вопросы и задание:
Ответить на вопросы:
- Какую роль играла крестьянская община в аграрных отношениях России начала XX века?
- Каковы особенности развития сельского хозяйства в начале XX века?
- Какие проблемы деревни требовали скорейшего разрешения?
- Какие проекты решения аграрного вопроса были предложены различными политическими партиями?
Задание: Наиболее сильным учащимся составить свой проект решения аграрного вопроса в России.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие
II. Актуализация ЗУН
“Блиц-опрос” (в процессе опроса использовать прием “корзина знаний”).
- Что такое крестьянская община?
- Какую роль играла община в жизни крестьянства?
- Какие недостатки общинного земледелия проявились в начале XX века?
- Какое количество земли было необходимо крестьянскому хозяйству для нормального существования?
- Сколько десятин земли приходилось в среднем на одно крестьянское хозяйство?
- Что такое аграрное перенаселение и какие последствия для русской деревни оно имело?
- 7. Насколько эффективно использовались помещичьи земли?
- Как крестьяне видели решение вопроса, связанного с малоземельем?
- Охарактеризуйте цели и методы борьбы крестьянства в революции 1905-1907 гг.
- Назовите основные проблемы аграрного сектора.
Таким образом, главной проблемой российской экономики стала проблема модернизации аграрного сектора и эта проблема требовала скорейшего разрешения.
III. Презентация темы урока, целей урока, мотивации и организации работы
В течение XX века руководители и правительства нашего государства проводили реформирование аграрного сектора России. И в начале XXI века состояние сельского хозяйства страны вызывает определенную тревогу и понимание того, что модернизация в этой сфере российской экономики необходима, поэтому изучение опыта реформирования российской деревни в 1906-1914 годах является и по сей день актуальным. Вам предстоит, работая в группах изучить и проанализировать исторические документы о проведении аграрной реформы, об ее итогах. Учащиеся, предварительно составившие свои аграрные проекты, представляют его на рассмотрение, указав принципиальные различия своих проектов и проекта П.А. Столыпина.
IV. Изучение нового материала
1. “Успокоение и реформы”.
Преподаватель: Завершение революции 1905–1907 гг. и проведение последующих реформ в стране тесно связаны с деятельностью яркого, волевого, необычайно смелого, сильного и даровитого политика России Петра Аркадьевича Столыпина. (Демонстрация портрета).
Столыпин прекрасно осознавал масштабность переживаемых Россией в начале ХХ века изменений и давал им определения как “великий перелом”, “эпоха перемен”, “великий исторический перелом”, “время переустройства всех государственных законодательных устоев”.
Понимая всю сложность ситуации в стране, Столыпин предлагал решить две взаимосвязанных проблемы. Первая состояла в скорейшем прекращении революции, т.е. в “успокоении страны”, а вторая сводилась к проведению системных реформ. В стране существовала постоянная угроза новой вспышки народных волнений, и власти стремились силой подавить эти волнения. И все же в сложившихся условиях реализовывалась возможность проведения экономических и политических реформ.
Преподаватель коротко рассказывает о политике П.А. Столыпина, используя структурно-логическую схему № 1 “Политика П.А. Столыпина”.
Структурно-логическая схема №1
12 августа 1906 г. на Столыпина было совершено чудовищное покушение эсеровских боевиков. Главной задачей политики Столыпина стало “успокоение страны”. 19 августа 1906 г. был принят Указ о введении военно-полевых судов. Преподаватель дает характеристику деятельности правительства по “успокоению страны”, используя структурно-логическую схему № 2 “Успокоение страны”.
Структурно-логическая схема № 2
Десятки тысяч участников революционных событий были отправлены в тюрьмы, на каторгу, в ссылку. До отмены военно-полевых судов в 1907 г. они приговорили к смертной казни более 2 тыс. человек. За 1907-1909 гг. были казнены 2681 человек. Только в 1910 г. количество смертных казней по политическим мотивам пошло на убыль. Что касается легального оппозиционного движения, то с ним власти боролись, закрывая газеты и журналы (даже просветительского характера), общества, организации т.ч. профсоюзы. За 1907-1909 гг. прекратили свое существование 356 профессиональных союзов рабочих.
Первичное закрепление нового материала по структурно-логическим схемам №1, №2.
В ноябре 1907 года начала свою работу III Государственная Дума. Столыпин приложил немало усилий к установлению “рабочего взаимодействия” между правительством и III Государственной Думой. (Используется плакат “Состав Государственной Думы”)
Революционные фракции оказались в меньшинстве, сократилось представительство кадетов, самыми большими фракциями располагали октябристы и правые.
Из всех думских партий Столыпин мог рассчитывать только на октябристов, причем с оговорками. Но все же ему удавалось проводить через Думу необходимые решения.
Если шла речь о реформаторских мероприятиях, то его поддерживало парламентское большинство октябристов, прогрессистов и кадетов. При необходимости провести через парламент “охранительные” мероприятия он находил поддержку у парламентского большинства октябристов с правыми.
Но не только репрессивные мероприятия были частью политики П.А. Столыпина. С самого начала его работы на посту премьера он разрабатывает и пытается осуществить свои преобразования. Его проекты предполагали существенные, а нередко коренные изменения во всех без исключения сферах жизни российского общества. Не все эти проекты были подготовлены командой Столыпина – часть их досталась ему “по наследству”, но именно Столыпин объединил их в систему. Таким образом, можно говорить о самостоятельной концепции преобразований П.А. Столыпина. Столыпинские реформы можно условно разделить по трем направлениям: формирование основ гражданского общества, реформирование государственного устройства и модернизация экономики.
(Используя плакат “ Реформы П.А. Столыпина”, ознакомить учащихся с намеченными для реализации преобразованиями главы правительства.)
Из-за недостатка средств и противодействия в Государственном Совете правых, не склонных одобрять реформаторские начинания премьер-министра, планы Столыпина так и остались не реализованными.
Промежуточная актуализация.
- Мог ли крестьянин добровольно выйти из общины?
- Почему сохранение общины вело к упадку крестьянского производства?
- Как производилось наделение крестьян землей в общине?
- Являлись ли крестьяне собственниками земли?
Столыпинская модернизация сельского хозяйства России.
Неблагоустройство значительной части крестьянства давно уже заботило и Николая II. Кабинету С.Ю. Витте не удалось принять никаких “сильных мер”, хотя предварительная работа велась и в 1905 году. Резерва времени у власти больше не было, поэтому тяжелую ношу по реформированию крестьянского землеустройства принял на себя кабинет Столыпина.
9 ноября 1906 года началась аграрная реформа П.А. Столыпина.
Важной частью крестьянской реформы стали отмена сословных ограничений крестьян и предоставление крестьянам – единоличникам право покупать землю.
Правительство более не могло игнорировать требования крестьянства решить проблемы аграрного перенаселения и малоземелья.
Учащиеся изучают исторические документы и совместно с преподавателем заполняют структурно- логическую схему №3 “Решение проблемы малоземелья крестьян”.
Структурно-логическая схема № 3
Документ №1
Речь П.А. Столыпина об устройстве быта крестьян и
о праве собственности, произнесенная в
Государственной Думе 10 мая 1907 года.
…Земельный вопрос дал бы он или нет возможность устроить крестьян у себя на местах?
На это ответ могут дать цифры, а цифры, господа, таковы: если бы не только частновладельческую, но даже всю землю без малейшего исключения, даже землю, находящуюся в настоящее время под городами, отдать в распоряжение крестьян, владеющих ныне надельною землею то в то время, как в Вологодской губернии пришлось бы всего вместе с имеющимися ныне по 147 десятин на двор…, в 14 губерниях не досталось бы и по 15, а в Полтавской пришлось бы лишь по 9…, в 10 губерниях… с наименьшим наделом, т. е. по 7 десятин на один двор.
Поголовное разделение всех земель едва ли может удовлетворить земельную нужду на местах; придется прибегнуть к тому же средству, которое предлагает правительство, то есть к переселению; придется отказаться от мысли наделить землей весь трудовой народ…
Но где же взять достаточное количество земли? Анализируя документы № 2 и № 3, составим основные мероприятия, необходимые для решения проблемы малоземелья крестьян.
(Заполнение схемы)
Документ № 2
Столыпинская реформа в большинстве случаев
реализовывалась царскими указами, что
гарантировало оперативность ее проведения…
12 августа 1906 г последовал указ о передаче Крестьянскому банку сельскохозяйственных удельных земель (собственность императорской фамилии); 27 августа – о порядке продажи казенных земель; 19 сентября – о порядке продажи крестьянам казенных земель на Алтае (собственность императора)… этими решениями был создан национальный земельный фонд.
Цит. По: История России XX век под редакцией А.Н. Сахарова и др.
М., АСТ, 2001. С. 88-89.
Кроме того, в земельный фонд вошли продаваемые земли помещиков.
(Заполнение схемы)
Указ 9 ноября 1906 года ликвидировал насильственное прикрепление к общине и уничтожил закрепощение личности, т.е. община была разрушена.
Документ № 3
Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906 г.
1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающийся ему части из означенной земли…
12. Каждый домохозяин… имеет право…требовать, чтобы общество выделило
ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.
Преподаватель поясняет, как происходило выделение земли крестьянам в качестве отрубов и хуторов и подчеркивает, чтобы крестьянин окончательно почувствовал себя свободным, ему, по мнению Столыпина, следует дать возможность “укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность”.
(Заполнение схемы)
Преподаватель знакомит с другими мероприятиями реформы: с государственной помощью крестьянским хозяйствам, в т.ч. и переселенцам, с крестьянской кооперацией. Для совместной переработки и сбыта продукции хозяйства Сибири объединялись в артели и кооперативы (льноводческие, молочные, маслоделательные).
(Используется структурно-логическая схема № 4 “Основные мероприятия аграрной реформы”
Структурно-логическая схема № 4
Первичное закрепление нового материала по структурно-логическим схемам №3, №4.
3. Итоги аграрной реформы П.А. Столыпина.
Преподаватель знакомит учащихся с итогами аграрной реформы Столыпина.
(Использовать плакат “Итоги аграрной политики П.А. Столыпина”)
V. Этап закрепления системы ЗУН
1. Задание учащимся: Сравните реформаторские идеи С.Ю. Витте и П.А. Столыпина в аграрном вопросе. Какие идеи их объединяли, и в чем заключалось различие в подходах к реформированию аграрного сектора?
Учащиеся, проанализировав материал, окончательно оформляют его в таблицу, начатую на предыдущих уроках (в таблице учащимися заполняется раздел “Реформаторские взгляды П.А. Столыпина).
Реформаторские идеи С.Ю. Витте и П.А. Столыпина в аграрном вопросе.
Линии сравнения | Реформаторские взгляды С. Ю. Витте | Реформаторские взгляды П.А. Столыпина |
Отношение к частной собственности крестьян на землю. | Замена общинной надельной собственности частной. | Замена общинной надельной собственности частной в виде хуторов и отрубов. |
Решение проблемы малоземелья. | Переселение крестьян. | Переселение крестьян за Урал, в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. |
Предоставление крестьянам права выходить из общины. | Предоставление крестьянам права выходить из общины с наделом. Не призывал ликвидировать общину как таковую. | Разрушение общины. |
Политика по отношению к помещичьему землевладению. | Помещичье землевладение неприкосновенно. | Помещичье землевладение неприкосновенно. |
Государственная и социальная помощь крестьянам. | Не предусматривалась. | Предоставление государственной помощи переселенцам, кредитование крестьян. |
После заполнения таблицы ее результаты обсуждаются учащимися.
Заслушиваются по выбору (и при наличии времени обсуждаются) аграрные проекты учащихся.
Проект основных положений.
§1. Земля для сельского хозяйства должна отдаваться в пользование всем желающим ее обрабатывать.
§2. Для этого образовать земельный фонд, в который должны войти все казенные, императорские, частновладельческие, продаваемые землевладельцами.
§3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, сдают в аренду необрабатываемые, но пригодные для ведения сельского хозяйства земли по установленной государством цене .
§4. Все помещичьи земли пригодные для сельского хозяйства и необрабатываемые в последние 5 лет, в обязательном порядке сдаются в аренду крестьянам. Арендная плата на них устанавливается §5.
§5. Цены на аренду земли устанавливает государство. Разницу между арендной ценой, установленной государством, и арендной ценой, установленной для определенной местности, выплачивает государство землевладельцу, сдавшему землю в аренду на основании договора.
§6. Крестьяне имеют право выйти из общины без каких либо ограничений, с получением надела земли, который находился в их пользовании до выхода из общины.
§7. Надел земли полученный при выходе из общины переходит в собственность крестьянина.
§8. Надел земли полученный при выходе из общины, по желанию крестьянина может быть сведен в единый надел или может остаться чересполосным в зависимости от ландшафта и хозяйственных условий местности, а также на основании местных положений.
§9. По желанию крестьян допускается создание коллективных хозяйств, в этом случае выделение наделов производится с учетом местных условий и местных положений.
§10. Если земли для наделения крестьян в данной местности не хватит, то крестьяне получают право на переселение за счет государства в те местности, где земля имеется в избытке.
§11. Переселение производится за счет государства и с предоставлением льгот, субсидий, с выделением необходимых денежных средств на обустройство и покупку сельхозинвентаря, машин, семян.
§12. Государство выделяет необходимые денежные средства на мелиорацию и осушение, находящихся в пользовании надельных земель крестьян.
§13. Государство создает фонд необходимых для крестьян сельхозинвентаря и машин и предоставляет их на правах аренды с последующим выкупом в рассрочку.
§14. Лицам, получившим землю, но не имеющим достаточных средств для обзаведения всем необходимым для хозяйства, должна быть оказана помощь за счет государства в форме ссуд и пособий и кредитов с отсрочкой выплаты сроком на 5 лет.
§15. На местах организовать агрономические комитеты для оказания консультативной помощи крестьянам, с целью освоения передовых способов ведения хозяйства.
§16. Создать местные комитеты для выработки основных положений для конкретной местности.
VI. Подведение итогов урока
VII. Постановка и комментирование домашнего задания
Преподаватель сообщает, что в историографии и публицистике сложились различные точки зрения на политику Столыпина. Одни авторы считают, что реформа достигла намеченных целей и проводившиеся реформы отвечали глубинным интересам развития страны, были получены позитивные результаты в модернизации крестьянских хозяйств, повышения производительности и товарности.
Другие, напротив, придерживаются мнения, что реформа провалилась, так как кабинет Столыпина попытался совместить несовместимое – интересы развития страны и сохранение интересов помещиков.
Третья точка зрения – “половинчатость реформ”. Частичный успех соседствует с крупными просчетами.
Постановка домашнего задания:
Будет верным определить ваше собственное отношение: какой из указанных точек зрения вы будете придерживаться после изучения текста учебника с. 59-62?
Затем класс делится на три группы. Задача каждой из групп, используя текст учебника, провести подбор фактов, соответствующий каждой из перечисленных точек зрения.
Обратить внимание учащихся на то, как по-разному воспринимаются одни и те же исторические явления в зависимости от позиции авторов.