Цели:
- дать понятие назывного предложения, показать его значение, сферу употребления;
- развивать речевую культуру; познавательную активность учащихся;
- воспитывать любовь к Родине и природе; приобщать к духовной культуре русского народа.
Задачи:
- Дать понятие назывного предложения, провести его синтаксический анализ
- Научиться находить назывное предложение в тексте
- Выяснить сферу употребления назывных предложений
Ход урока
1. Слово учителя.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, которых мы очень рады видеть. На уроке мы должны повторить сведения об односоставных предложениях с главным членом сказуемым и познакомиться с другим видом односоставных предложений с гл.членом подлежащим.
Что, по-вашему, мы должны узнать о таких предложениях? (его особенности: чем выражается гл.член пр-я, как классифицируются НП по разным признакам, сфера их употребления). Слайд 3. См. Приложение 1
– На уроке мы будем использовать тексты шипуновских и алтайских авторов, материалы местных источников.
2.
Прочтите стихотворение Валентины Макуцкой “Родная сторона”. Слайд 4. Устно определите вид односоставных предложений. (проверяем по цепочке)
Слагают песни о казачьей доле.
И про заморские края.
Но не найти нигде того раздолья,
Чем на земле, где родина моя.В любви открыто признаюсь
За красоту неброскую твою,
За синь озёр, дубравы и поля,
Родная шипуновская земля!
Слагают песни о казачьей доле. (односост., неопределенно-личное, сказуемое СЛАГАЮТ выраж. глаголом в форме 3 лица ед. числа наст.времени изъяв.наклонения)
Но не найти нигде того раздолья (односост., безличное, сказуемое НЕ НАЙТИ – выражено Н.Ф. глагола)
В любви открыто признаюсь
За красоту неброскую твою… (односост., определенно-личное, сказуемое ПРИЗНАЮСЬ выраж. глаголом в форме 1 лица ед.числа наст.времени изъяснит.наклонения)
– Итак, в этом стихотворении употреблены все (кроме обобщенно-личных) виды односоставных предложений с главным членом сказуемым.
3.
(Слайд 5 “с.Родино”)
– Много есть удивительных мест в Алтайском крае. Но самой красивой, привлекательной и чудесной для нас является наша малая Родина. Родина…Слышите, сколько любви и нежности в этом коротком слове. Родина. Красивая спокойная природа, добрые люди, богатое историческое прошлое.
Трудно сказать, в какое время года нашим селом лучше любоваться. Сейчас зима, которая в наших местах бывает особенно суровой и затяжной. Послушайте стихотворение Бориса Капустина “Зима в Сибири” и попробуйте представить картину, описываемую поэтом:
Слайд 6.
Зима в Сибири. Кутерьма.
Разбойный свист. Тревожный окрик.
Сечь наледи и хлопьев мокрых,
Да мутный свет в дрожащих окнах,
Да оглушительная тьма…
– Какую картину рисует ваше воображение при чтении этого отрывка? (Все кругом закружило, завьюжило. Ветер завывает в трубах. “Тревожный окрик” – яростный порыв ветра. Крупка снега хлещет в лицо. Почти ничего не видно – “в дрожащих окнах”- из-за снега приходится моргать, “да оглушительная тьма”).
Слайд 7-8. “Вьюга”
– Может ли эта картина быть иллюстрацией к стихотворению?
– Какие средства художественной выразительности использует автор для создания образа разбушевавшейся стихии? ( эпитеты – разбойный, тревожный, мутный. Метафоры – дрожащих окнах, оглушительная тьма).
– А теперь посмотрим, каким синтаксическим приемом пользуется автор для создания художественного образа, для этого найдем главные члены в предложениях (устно. Слайд 9).
– Как видите, все предложения этого стихотворения имеют только один главный член – подлежащее. Такие предложения называются назывными.
4.
– Проведем их анализ. Для этого разделимся на 3 группы.
Каждая группа получает задание. Время выполнения 2-3 мин.
Слайд 10
Задание для 1 пары:
– Найдите главные члены предложений. Чем выражено подлежащее в предложениях?
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Вот и он! Что за дивный старец?
Запах мяты, шум берез.
Дверь распахнутая, пыльное оконце.
(Слайд 11. Числительное, существительное, местоимение)
– Что выражают назывные предложения? (что какой-то предмет, явление существует, т.е. выражают значение бытийности).
– Именно благодаря этому значению слово или словосочетание “превращается” в предложение.
Задание для 2 пары:
– Какое время выражают НП? (настоящее).
– Какими по цели высказывания и по интонации могут быть назывные предложения? (Повествовательные, вопросительные. Восклицательные и невосклицательные).
– Какое значение придают частицы вот, что за назывным предложениям? (Указательное, значение эмоциональной оценки)
Задание для 3 пары:
– Сравните предложения по наличию ВЧП. (распространенные и нераспространенные).
– Какими ВЧП распространяются назывные предложения? (согласованными и несогласованными определениями)
Даем слово аналитикам групп.
После ответа пары №3:
– (Слайд12 ) Сравните предложения: Теплый
день. – День теплый.
– Каким членом предложения является слово теплый
?
У меня хандра. В доме праздник.
– Какими членами предложения являются слова
у меня; в доме?
– Такие предложения относятся к неполным.
Нужно обращать внимание на второстепенные члены, чтобы правильно определить вид предложения.
5.
Слайд 13.
– Вернемся к стихотворению и определим, какую
роль в художественном тексте играют НП.
– Скажите, есть ли глаголы в стихотворении? (нет)
– Картина при этом неподвижна? Как передается
движение?
(кутерьма, свист, окрик, сечь – существительные, называющие процессы движения).
– Какой вывод можно сделать о роли НП в худ-м тексте? (НП очень кратки, но выразительны. Они создают картину, позволяют как бы увидеть обстановку, в которой происходят описываемые события, как бы вводят в нее.
С их помощью авторы обозначают место, время действия, состояние природы и лирического героя).
– Вот почему они обычно стоят в начале текста и часто составляют цепочки НП.
– С какой интонацией следует читать НП? (в замедленном темпе, как бы задумчиво. После них выдерживается более длительная пауза)
6.
– Давайте подытожим все, что узнали о НП (информацию слайдов 14-15 записываем в тетрадь)
В назывных предложениях подлежащее может быть выражено существительными в именительном падеже, местоимениями, количественными сочетаниями. Назывные предложения сообщают о том, что какое-то явление существует в настоящем времени. Они могут быть распространенными или нераспространенными, повествовательными и вопросительными по цели высказывания, восклицательными или невосклицательными по интонации.
В назывных предложениях из второстепенных членов могут быть только определения, как согласованные, так и несогласованные. Если в предложении с главным членом подлежащим встречается дополнение или обстоятельство – это двусоставное предложение с пропущенным сказуемым.
С помощью НП авторы обозначают место, время действия, состояние природы и лирического героя.
7.
Слайд 16
– В нашем селе много памятных мест. Давайте совершим заочную экскурсию к этим местам и обратим внимание на роль НП в отрывках публицистических текстов.
Слайд 17
6 ноября .1979г.
Канун Великого Октября.
В этот день состоялось открытие скульптуры с изображением первых коммунаров:
Иллариона Григорьевича Котова, Лукерьи Ивановны Климовой и Федора Кузьмича Поликарпова.
(Из газеты “Степная новь” от 7 ноября 1979г.: “Медленно спускается белое покрывало и перед взором собравшихся открывается стена бревенчатой избы, на ней портрет В.И. Ленина, за столом президиума – трое: женщина и двое мужчин. Скульптура передает момент заседания партийной ячейки коммуны “Новый свет”).
– Назовите НП. Чем еще может быть выражено подлежащее в НП? (словосочетанием)
Слайд 18
Холодный ноябрьский день 1974 года.
Радостная атмосфера сельского праздника.
На открытие памятника Ф.М. Гринько собрались жители села, гости из р.ц. Шипуново, учащиеся средней школы.
– Какой вывод о роли НП в публицистических текстах вы сделали? (указывая место и время, они сразу вводят нас в обстановку события)
Слайд 19
9 мая 1974 года был открыт мемориальный комплекс, посвященный воинам-односельчанам, погибшим на фронтах ВОВ. Первыми на площадь прошли знаменосцы: Алексей Васильевич Матвеев, Михаил Прокопьевич Бредихин и Александр Петрович Серпокрылов.
Слайд 20
8.
– Предлагаю составить текст, состоящий из цепочки назывных предложений по фотографии “На мемориале”.
Предполагаемые предложения:
- (Солнечный день). День памяти. Море цветов. Вечный огонь. Салют.
- 9 Мая. Мемориальный комплекс. Памятник солдату-освободителю. Почетный караул. Возложение памятной гирлянды.
- Торжественный митинг. Минута молчания. Скорбь. Слезы. Тишина…
Слайды 21-22
9.
– С назывными предложениями вы встречаетесь каждый день в обыденной жизни. Это и указатели на дорогах (“с. Родино”, “Объезд”), вывески на зданиях (“Аптека”, “Кафе”, “Продукты”).
– Посмотрите на карту Шипуновского района. Укажите назывные предложения.
Слайд 23
– Закончить урок мне хочется стихотворением Сергея Шиханова (Слайды 24-30):
Мое село. Родная сторона.
В нем всё знакомо: запахи и звуки,
Рябины куст близ отчего окна
И батины мозолистые руки,
Речушка – летом – тонкий ручеёк,
В котором негде курице напиться.
Село моё – отечество моё –
Оно родней и ближе, чем столица.
Село моё, родная сторона,
Пускай тебя минуют все невзгоды!
С твоей околицы Россия вся видна –
В любое время.
При любой погоде.
10. Подведение итогов урока
1. Блиц-опрос.
- Назывные – односоставные предложения? (Да).
- Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).
- Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).
- Правда ли, что НП распространяются обстоятельствами? (Нет)
- Могут ли входить в состав НП частицы ну и, что за, вот, какой? (Да)
- Правда ли, что НП позволяют избежать повторов в тексте и делают его более динамичным? (Да)
- Правда ли, что НП обозначают, что предмет или явление существует в настоящем времени? (Да)
– С какими трудностями вы встретились на уроке (чтобы отличить НП от неполных, нужно обратить внимание на ВЧП).
– Односоставные предложения, в особенности НП, делают нашу речь лаконичной и выразительной. И очень важно уметь ими пользоваться, но не стоит перегружать ими свою речь. Спасибо за урок, вы сегодня хорошо поработали и очень мне помогли.
(Слайд 31) Запишите д\задание: п. 24, упр 212, дополнительное задание: выписать из стихотворений шипуновских поэтов НП.