Цель: познакомить с картой полушарий как одним из видов географических карт и земной поверхностью.
Задачи:
- Формировать общие представления о нашей планете, материках и океанах, островах и полуостровах. Дать понятие о физической карте мира, учить “читать” карту.
- Продолжить формирование практических умений, поддержать активную познавательную деятельность учащихся и их интерес к предмету.
- Воспитывать бережное отношение к природе, к окружающей среде.
Оборудование и наглядные пособия: Компьютер, экран, учебник “Окружающий мир” 2 класс, О.Т.Поглазова, физическая карта полушарий (на каждой парте), карточки для тестирования, тетрадь 1 часть.
Ход урока
1. Мотивационный компонент
Учитель: Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вас видеть. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
2. Организационный момент
– Садитесь, ребята. Я вам открою секрет. Сегодня у нас не простой урок, а урок-путешествие. Вы любите путешествовать?
3. Сообщение темы и цели урока
Слайд 1 (См. Приложение 1)
– Мы сегодня с вами познакомимся с поверхностью Земли и картой полушарий, совершим путешествие и узнаем побольше о нашей планете.
4. Тестирование
– Но прежде чем отправимся в путешествие, мы с вами повторим пройденный материал, проведем тестирование и оценим свои знания.
Слайд 2.
1. Самосветящееся небесное тело
1) Звезда
2) Планета
3) Метеорит
4) Луна
2. Группа звезд, занимающая определенный участок неба: Слайд 3
1) Орбита
2) комета
3) астероиды
4) созвездие
3. Третья планета от Солнца: Слайд 4
1) Луна
2) Земля
3) Марс
4) Венера
4. “Хвостатые” небесные тела: Слайд 5
1) Астероиды
2) кометы
3) планеты
4) звезды
5. Планеты Солнечной системы изучают: Слайд 6
1) Географы
2) историки
3) астрономы
4) химики
Проверка и оценка. Слайд 7
5. Актуализация ранее изученного материала
– Вы уже познакомились с астрономией – наукой, которая изучает небесные тела. Узнали, что интересует ученых? Понимаете, что означают слова “звезда”, “созвездие”, “планета”, “спутник”, и другие.
А сейчас мы отправляемся в новое путешествие. Нам понадобятся глобус, карта и ваше внимание.
– Приготовились, на старт!
6. Работа над новым материалом
– Если с помощью астрономии мы совершили путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны, то следующая наука предлагает нам путешествие по самой Земле, чтобы узнать какие на ней есть материки и океаны. А наука эта называется география.
Что? Где? – вот два вопроса, которые интересуют географов.
Слайд 8
– Что же нам поможет совершить это путешествие? Снимок Земли из космоса. Слайд 9.
– Какой видится Земля из космоса?
– Откройте учебник на стр. 106 и подумайте, что изобразили на круговой диаграмме ученики, отвечая на этот вопрос.
– Большая часть земной поверхности покрыта водой. Это – океаны Земли. Огромные участки суши, которые окружены водными пространствами, – это ее материки.
На глобусе можно увидеть все материки и океаны Земли, а также крупные реки и озера. Можно увидеть острова – это участки суши, которые окружены со всех сторон водой. Полуострова – это участки суши, которые окружены с трех сторон водой.
– А я вам предлагаю мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное. Если изображения этих полушарий перенести на лист бумаги, то получится карта полушарий – один из видов географических карт.
– А что такое географическая карта? (уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков).
– Перед вами лежит физическая карта полушарий. Слайд 10
Каждый путешественник должен уметь “читать” карту.
Мы видим огромные водные пространства. Как они называются? (Океаны.)
Огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой – это … (материки).
7. Музыкальная физкультминутка
Перед дальнейшим путешествием мы с вами немножко отдохнем. Слайд 11.
8. Работа над новым материалом (продолжение)
– А теперь пора в путь. Давайте сначала отправимся на самый большой материк, который называется… Евразия. (Слайд 12–13)
- Найдите у себя на карте этот материк.
Именно в Евразии находится наша Родина – Россия.
– Скажите мне, ребята, на каком материке мы с вами побывали? (Евразия).
- А теперь мы с вами отправимся на самый жаркий материк – в Африку. (Слайд 14–15) Найдите этот материк на карте.
– А теперь, ребята, наш путь лежит в Северную Америку. (Слайд 16–17) Найдите Северную Америку на карте.
– Следующая остановка в Южной Америке. (Слайд 18–19).
– Ну и следующая остановка на самом маленьком материке – Австралии. Слайд 20–21.
– А теперь наш путь лежит в Антарктиду. На карте она изображена и на западном полушарии, и на восточном. Слайд 22–23.
– А теперь сделаем привал и повторим все материки, которые есть на Земле. Слайд 24.
9. Физкультминутка
Слайд 25
10. Знакомство с океанами
– На материках мы с вами побывали, а теперь отправляемся в плавание. Всего океанов на Земле пять.
– Послушайте стихотворение М. Погарского и ответьте на вопрос:
– Про какой океан не упомянул автор? Чтобы ответить на этот вопрос, вам поможет карта.
Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у них водица,
Не удастся ей напиться.
Тихий океан к Востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад
С голубой бежит волной.
Океан Индийский к Югу
Занимает синий угол.
А для Северных сторон Ледовитый шлёт поклон.
– Да, в этом стихотворении не говорится о Южном океане. С 2000 года официально выделен из трех океанов Индийского, Тихого и Атлантического пятый океан – Южный или Антарктический, четвертый по размеру.
Слайд 26–27
11. Закрепление изученного материала
– Вот и подошло к концу наше путешествие. Что нового узнали, с чем познакомились во время путешествия?
– Как называется наука, которая изучает поверхность Земли? В чьей роли вы сегодня поработали?
– Откройте учебник на стр. 107 и прочитайте вывод.
– Покажите на карте материки? Океаны? Слайд 28.
– Расположите материки по площади, начиная с наибольшего: (Слайд 29)
Африка
Северная Америка
Антарктида
Южная Америка
Евразия
Австралия
– Расположите океаны по площади, начиная с наименьшего: (Слайд 30)
Тихий
Южный
Индийский
Северный Ледовитый
Атлантический
12. Релаксация
– На следующих уроках нас ожидает новое путешествие, оно будет также интересным и вы узнаете о земных просторах.
Домашнее задание: рабочая тетрадь №1 стр.34–35, обозначить на карте материки и океаны; прочитать текст в учебнике на стр. 104-107.
– До новых встреч! Спасибо за путешествие!