Цели:
Предметно-информационная:
- продолжить формировать у уч-ся основные понятия: анализатор, орган чувств, рецептор; повторить особенности строения и функционирования органа зрения – глаза;
- сформулировать основные правила гигиены зрения, обратив особое внимание на профилактику распространенных заболеваний глаз;
- ознакомить с упражнениями для расслабления глаз и улучшения зрения.
Деятельностно-коммуникативная:
- продолжить формирование умений и навыков по организации работы с компьютерной презентацией, книгой, тетрадью, приложениями; делать выводы.
Ценностно-ориентационная:
- способствовать развитию культуры речи, владению терминологией, способностей к обмену мнениями, информацией.
- способствовать формированию бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: таблица: “Строение глаза”, модель глаза, карточки – задания, карточки – инструкции.
Техническое сопровождение урока: компьютерная презентация по теме: “Экология и гигиена зрения”, а также зарядка для глаз, подготовленная учителем и диск по анатомии и физиологии человека 1С:Образование 3.0"
Учебник: Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. 8 класс. Биология. Человек и его здоровье.
На доске: название темы урока, запись д/з, схема, выводы к уроку (с обратной стороны доски).
Ход урока
1. Мотивация
Учитель: Человек обладает системой ориентации в окружающем мире – сенсорной системой, которая помогает не только ориентироваться, но и адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Мы продолжаем знакомиться с разнообразными анализаторами, и на прошлом уроке ознакомились с особенностями строения зрительного анализатора и его составных частей. Сегодня поведем речь о том, какое значение имеет для взаимоотношений с окружающей средой орган зрения и как среда воздействует на него, и какие правила необходимо соблюдать для сохранения лучшей работоспособности глаз. Ну а сейчас вспомним самое важное. Слайд 1. См. Приложение
2. Повторение изученного материала. Фронтальная беседа
- Вспомним определение анализатора.
- Из каких частей состоит любой анализатор? Слайд 2
- Как вы думаете, чем отличаются понятия орган чувств, рецепторы и анализатор? Слайд 3
Учитель: Зрительный анализатор включает все перечисленные вами элементы: периферическое, проводниковое и центральное. Вспомните, чем представлено каждое из этих звеньев? Слайд 4
Объясните причину слепоты у пациентов А, Б, В? Слайд 5
Минивывод: Для нормальной работы любого анализатора необходима сохранность всех его частей Слайд 6
Учитель: Зрение – одно из ведущих чувств. С помощью глаз человек воспринимает луч света и тьму ночи, видит движение звезд в телескоп и мельчайшие частицы под э микроскопом. Благодаря зрению мы обучаемся многим бытовым и трудовым навыкам, выполнению определенных правил поведения. В познании внешнего мира зрение для человека играет первостепенную роль. Слайд 7
Ну а с точки зрения анатомии глаз – это периферический отдел зрительного анализатора, который служит для восприятия световых раздражений. О том, какое он имеет строение, напомнит нам ученик(ца) Слайды 8 ,9,10,11 и 12.
Устный ответ одного ученика у доски (стихотворение)
Орган зрения – это глаз
В нем три оболочки
Та, что белая снаружи
Назовем белочной
Та прозрачна впереди –
Со стеклом сравнится
Эту часть ее зовем
Просто роговица
Слой второй – в нем есть сосуды
Впереди он радужка
В ней отверстие зрачок
И пигменты разные
За зрачком у нас хрусталик
Он меняет кривизну
И поэтому мы видим
И вблизи, и за версту
Свет легко в глаз проникает
Все в округе видно мне
Ведь в глазном есть яблоке
Тело стекловидное
В глубине лежит сетчатка
Этот слой необходим
Коль рецепторы в порядке
То нормально мы глядим.
Поможет проверить усвоение вами этого материала проверочная работа. Повторите домашний параграф. Суть работы заключается в следующем…. Слайд 13
Ребята выполняют задания карточек № 1 и № 2. Приложение 1 и Приложение 2.
3. Этап объяснения нового материала: опыт + информация
Учитель: Тема урока: “Экология и гигиена зрения”. Запишите ее в тетрадях, а домашнее задание в дневниках.
Темп современной жизни таков, что каждый день мы получаем огромное количество информации, и прежде всего благодаря органам зрения, не задумываясь о том, как среда в которой мы находимся, влияет на наши глаза. А между тем, такие экологические факторы, как температура, влажность, недостаточное освещение, наличие пыли и микроорганизмов в помещении, длительное пребывание за компьютером, чрезмерные использование мобильного телефона, просмотр телевизора, длительная зрительная нагрузка в школе, неполноценное питание, никотин и алкоголь, травмы и ушибы приводят к ослаблению зрения и развитию ряда заболеваний. Поэтому вопросы, связанные с сохранением зрения, предупреждением развития глазных болезней сегодня актуальны как никогда. Прежде всего мы должны ознакомиться с двумя основными заболеваниями глаз: близорукостью и дальнозоркостью, но мы постараемся осветить и другие вопросы. И начнем со сценки. Слайд 14
Сценка
Действующие лица: автор, учитель, ученик, врач.
Ученик сидит, читая книгу сильно согнувшись над ней.
Автор: Вам все часто говорят:
Учитель (подходя к сидящему ученику и выпрямляя ему спину):
Прямо сядь, ровней дыши,
Носом книгу не паши.
Не сгибайся, слышишь?
Голову повыше.
Автор: Вы перечите порой.
Ученик (обращаясь к учителю):
Мне удобно, всё вам ясно?
Я же вижу всё прекрасно.
(и снова склоняется над книгой).
Автор:
Пробежит за годом год,
Встанете взрослее,
Что ж потом произойдёт?
Ученик (жалобно): Плохо видят глаза вдаль (подходит к врачу).
Автор: И врачи вам скажут:
Врач:
Жаль.
В этом сами вы повинны,
И беды вашей причина:
Вы держали книжку близко,
Над тетрадкой за столом
Изгибались вы крючком,
Вот и стали близоруки,
Всем другим вперёд науки!
Учитель: Близорукость весьма распространена. По данным Всемирной организации здравоохранения, 800 миллионов людей на нашей планете страдают этой болезнью. У нас в школе близоруки 8% учащихся. Она бывает как врожденная, унаследованная от родителей, так и приобретенная. Приобретенная близорукость развивается уже в детском возрасте и становится достаточно заметна в школьные годы. Дети начинают хуже видеть удалённые предметы, плохо различают буквы и цифры. При попытке рассмотреть удалённые предметы близорукие люди нередко прищуривают глаза. Кстати, миопия в переводе с греч. – щурящий глаз. Слайд 15
Итак, близорукость – это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, а удалённые – плохо. При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой. Это может быть связано с удлиненной формой глазного яблока, или из-за увеличения кривизной хрусталика. При близорукости назначают очки с двояковогнутыми стёклами. Слайд 16
Состояние зрения, когда лучше видны предметы на удаленном расстоянии, нежели вблизи называется дальнозоркостью. У дальнозоркого человека укороченное глазное яблоко и изображение фокусируется за сетчаткой. Слайд 17
Данный дефект устраняется путем ношения очков с двояковыпуклыми линзами. Слайд 18.
С годами развивается возрастная дальнозоркость – пресбиопия (обычно после 40 лет). Человеку становиться сложно различать мелкие предметы, читать. Это происходит из-за того, что хрусталик глаза со временем становится более плотным и менее эластичным.
4. Этап первичного закрепления нового материала
Учитель: В целях первичного закрепления нового для вас материала заполним на доске и в тетрадях таблицу “Близорукость и дальнозоркость”.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, иллюстрациями учебника. Заполнение таблицы. Слайд 20
Признаки для сравнения | Нарушение зрения | |
Близорукость | Дальнозоркость | |
Плохо видит предметы | далеко | Вблизи |
Причины возникновения | удлиненная форма глазного яблока, увеличение кривизны хрусталика | укороченное глазное яблоко, уменьшение кривизны хрусталика |
Лучи фокусируются | Перед сетчаткой | За сетчаткой |
Нужны очки с линзами | двояковогнутыми | Двояковыпуклыми |
Учитель. Итак, очки исправляют близорукость и дальнозоркость, но только, когда они на носу. Поработаем с диском и выполним следующие задания.
Работа с заданиями диска.
Для того, чтобы выписать рецепт, врач окулист должен знать оптическую силу линзы, которая обозначается буквой D и измеряется в диоптриях (дптр). Слайд 19
Проблемный вопрос. Ребята, как вы думаете, можно ли предупредить развитие близорукости у школьников? Обсуждение, после, которого предоставляется слово подготовленным ученикам.
Ученик 1: Глаз – это очень ценный, но хрупкий орган, который надо беречь. Пренебрежение элементарными гигиеническими правилами приводит к ослаблению остроты зрения и порождает много проблем, вплоть до выбора профессии. Нам постоянно об этом напоминают родители, учителя. Нельзя рассматривать текст, долго сидеть за компьютером, смотреть телевизор на близком расстоянии, так как хрусталик будет напряжен, а это ведет к близорукости. Во время чтения, письма, вязания предмет надо располагать на расстоянии 25–30 см от глаз. Это расстояние наилучшего видения. За монитором компьютера проводить не более 1,5–2 часов в день. Важно следить за освещением. Оно должно быть хорошим, но не слишком ярким, чтобы чрезмерно не раздражать рецепторы глаза и не вредить зрению. В яркий солнечный день нужно носить темные очки. Вредное действие оказывает курение. Никотин и другие яды табака могут вызвать тяжелое поражение зрительного нерва.
Ученик 2: Народная мудрость гласит: “В доме, где едят чернику да землянику, врачу делать нечего”. О том, что ягоды черники значительно улучшают зрение в сумерках, усиливают остроту зрения, обеспечивают увеличение поля зрения и уменьшают усталость глаз, известно давно. Дело в том, что черника ускоряет обновление сетчатки глаз, улучшая состояние клеточных мембран. Но для поддержания здоровья глаз мало есть одну чернику. Нужно обязательно включить в свой рацион продукты, богатые витаминами А, Е и С. Люди, страдающие заболеваниями глаз, должны знать: все красно-оранжевые овощи, например, морковь, перец, помидоры, а так же ягоды: клубнику, землянику и фрукты: апельсины, лимоны, мандарины способствуют улучшению кровоснабжения глаза. Еще для глаз очень полезна петрушка. Ее можно добавлять в рубленом виде в любые блюда или делать отвар из корней и листьев. Не отказывайте себе в клюквенном морсе – употребляйте в пищу как можно больше клюквы или сок из этих очень полезных ягод.
5. Зарядка для глаз
Учитель: Мне хотелось бы добавить. Раз наша жизнь сегодня практически невозможна без компьютера, то мы просто обязаны знать те правила, которые помогут уменьшить негативное влияние на наши глаза. Эти рекомендации не только на ваших столах, но и на стенде.
Одно из правил – после 20–30 мин. работы давать глазам отдых, что мы с вами сейчас и сделаем. Приложение 3.
6. Сообщения учащихся
Учитель: Вернемся к теме урока. Помимо перечисленных дефектов зрения, существуют и другие. Например, дальтонизм. Слайды 21–24
Ученик 3: Дальтонизм, цветовая слепота – наследственная, реже приобретённая особенность зрения, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. Названа в честь Джона Дальтона, который впервые описал один из видов цветовой слепоты на основании собственных ощущений, в 1794 году.
Передача дальтонизма по наследству связана с Х-хромосомой и практически всегда передаётся от матери-носителя гена к сыну, в результате чего в двадцать раз чаще проявляется у мужчин.
Характер цветового восприятия определяется на специальных полихроматических таблицах Рабкина. В наборе имеется 27 цветных листов — таблиц, изображение на которых (обычно цифры) состоит из множества цветных кружков и точек, имеющих одинаковую яркость, но несколько различных по цвету. Человеку с частичной или полной цветовой слепотой (дальтонику), не различающему некоторые цвета на рисунке, таблица кажется однородной. Человек с нормальным цветовосприятием способен различить цифры или геометрические фигуры.
Цветовая слепота может ограничить возможности человека при исполнении тех или иных профессиональных навыков. Зрение врачей, водителей, моряков и лётчиков тщательно исследуется, так как от его правильности зависит жизнь многих людей. Дефект цветового зрения впервые привлёк к себе внимание общественности в 1875 г., когда в Швеции произошло крушение поезда, повлёкшее большие жертвы. Оказалось, что машинист не различал красный цвет, а развитие транспорта именно в то время привело к широкому распространению цветовой сигнализации. После этого случая проверка на цветовое зрение стала обязательной для водителей транспортных средств. Сегодня усилиями специалистов в области цветового зрения изготовлены особые очки, с помощью которых дальтоники могут различать основные цвета: красный, зеленый, синий.
Учитель: Говоря о гигиене и экологии зрения, хотелось бы отметить и другие заболеваний о которых вы наверняка слышали. Наиболее распространенные из них: катаракта (помутнение хрусталика), глаукома (повышение внутриглазного давления), бельмо (помутнение роговицы). Причем за последние годы эти болезни “помолодели”.
Ученик 4: Наверное, вы слышали выражение “Как бельмо на глазу?”. Но что такое бельмо? Механические, термические и химические воздействия на глаз могут привести к помутнению роговицы, которая выглядит, как белое пятно на глазу и называется бельмом.
Кроме того, у детей часто возникает воспаление слизистой оболочки глаза – конъюнктивы. Микробы в глаза обычно заносятся грязными руками или общим полотенцем, бывают даже случаи, когда конъюнктивитом (так называется это заболевание) заражаются сразу многие дети. У них краснеет слизистая оболочка век, глаза наполняются слезами, в уголках глаз скапливаются гнойные выделения. Больных изолируют и лечат специальными глазными каплями. Таким же путем в глаз может быть занесена инфекция, вызывающая гнойное воспаление края век (ячмень). Этой болезнью чаще всего болеют дети с ослабленным здоровьем. Выдавливать ячмень ни в коем случае нельзя, так как в кровь можно занести опасную инфекцию. Здесь требуется специальное лечение под наблюдением врача.
Заболевание, вызывающее помутнение хрусталика называется катаракта. Хрусталик состоит из прозрачных клеток эпителиальной ткани. Иногда в силу, каких – либо внешних причин или в результате возрастных изменений в организме в этих клетках начинается процесс кристаллизации. Хрусталик мутнеет, и перестают пропускать свет. Лечение только хирургическое.
7. Постановка проблемы и ее решение
Учитель: Мы с вами познакомились с некоторыми заболеваниями органов зрения. Однако к нарушениям зрения могут привести и разнообразные травмы. Как поступать в подобных случаях? Постановка проблемного вопроса.
Вспомните пункты инструктажа по ТБ на уроках химии, физики, биологии, трудового обучения. Что может привести к травме глаз? Что делать при глазных травмах?
Учитель выслушивает варианты ответов учащихся и рекомендует обратиться к книге (работа с книгой, выделение главного).
8. Обобщение и выводы к занятию
Учитель: Подведем итоги нашего урока. Сформулируем вместе основные выводы.
Выводы:
- Причины ухудшения и нарушения зрения могут быть связаны с нарушениями деятельности зрительного анализатора в любом из составляющих его звеньев
- Наиболее частые нарушения зрения – близорукость и дальнозоркость. Дефект исправляется посредством очков.
- Ушибы, ранения, воздействия различных химических веществ, ожоги очень опасны для глаз
- Влияния разнообразных факторов среды на органы зрения не избежать, но можно уменьшить их негативное воздействие, соблюдая правила гигиены.
При подготовке к уроку использована следующая литература:
- Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. Учебник: Маш Р.Д., Драгомилов А.Г.
- Методическое пособие: Маш Р.Д., Драгомилов А.Г.
- Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни: учебное пособие.- Изд: Екатеринбург, УГТУ, 2000.
- Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. – Изд: СПб, Петроградский и К, 1998.
- Гуленков С.И., Дмитриева Т.А. “Тестовые задания для проверки знаний по биологии. Человек”. М,. “Творческий центр”, 1999.
- Зверев И.Д. “Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека”. М: “Просвещение”,1983.
- Гольнева Д.П. “Человек, его здоровье и окружающая среда”. Челябинск. “Факел”, 1995.