Заботиться о своевременном развитии речи малыша необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Заниматься тренировкой пальчиков можно с ребенком уже с 6-7 месячного возраста. Начинать желательно с массажа кистей рук – поглаживать их в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец.
Всем известные игры “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Коза-рогатая”, “Пальчики” не требуют подробных разъяснений и очень уместны в этот период.
Чем старше становится ребенок, тем больше значение мелких движений пальцев рук для формирования его психических процессов. Ученые установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.
Исследования М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук
С десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики, шарики из пластилина, бусы различного диаметра. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы, фасоль, горох, бобы.
В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Приложение 1.
В этот же период или чуть позже начинается интенсивное развитие речи малышей. Чтобы совершенствовать эти навыки, способствуйте развитию мелкой моторики и тактильных ощущений, используя при этом разнообразные игры
Веселые фигурыВ этой игре малыши действуют с кружочками, квадратиками, треугольниками и т. д., повторяют различия между формой и размером фигурок, учатся раскладывать фигурки по ячейкам.
Для игры нужны фигурки, вырезанные из дерева или картона: 3–4 кружочка одного размера квадратики, треугольники, многоугольники. А также решетки-ячеики для этих фигур – с отверстиями, соответствующими размеру фигурок. Вначале воспитатель просит малышей собрать фигуры одинаковой формы: “Соберем кружочки”. Просит обратить внимание на цвет фигур и решетки-ячеики, они должны подходить друг к другу. Потом дети собирают квадратики, потом треугольники, многоугольники.
Если малышам трудно сразу выполнить задание со столькими фигурами , упростите его, выполняйте поэтапно. Вначале закрепите действия с кружочками – выделение формы и цвета, затем с остальными фигурами поочередно. И только потом переходите к комбинации всех фигур.
На следующей стадии детям предлагают фигуры разной формы и разного размера. Разумеется, в этих заданиях ребенку требуется предельное внимание и терпение. Не скупитесь на похвалу. Подсказывайте детям осторожно, чтобы их не обидеть.
МатрешкаИгрушка для маленьких детей. Причем очень полезная игрушка. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась, как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету, объему. Все это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.
Усевшись за столик вместе с детьми, вы торжественно достаете большую матрешку и восхищаетесь ее красотой: “Посмотри, какая красавица к нам пришла! Ее зовут Матрешка. Какой у нее платочек, какие щечки…” Полюбовавшись ее, вы берете в руки игрушку и дивлено говорите: “Что-то она тяжелая, и гремит. Наша матрешка состоит из двух половинок. Давай раскроем ее может там что-то есть внутри? Давайте посмотрим?”
Процесс открывания можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы, естественно, удивляетесь и рассматриваете ее вместе с детьми, как и первую. Поставив две матрешки рядом, предложите сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, а какой фартук у большой. Объясните, что по форме они одинаковые, а по размеру разные. Так продолжается до тех пор, пока все матрешки не выйдут.
Покажите, как складываются. Объясните, что большая матрешка не может поместиться в меньшей, а нижняя часть должна соответствовать по величине верхней.
А теперь давайте поэкспериментировать малышу, по возможности воздерживаясь от помощи действием. В конце концов, с помощью метода проб и ошибок, малыш достигает своей цели. После знакомства с матрешками можно организовывать игру в “детский сад”.
Молоток и колышкиДействия молоточком, инструментами,
помогающими протолкнуть предмет, является
типичным вариантом орудийных действий. Они очень
занимательны и увлекают малышей. Для таких
занятий понадобится специальная рамка с
отверстиями и колышки соответствующей формы,
прежде всего ребенок должен будет соотнести
форму колышка и отверстия. Поставив колышек в
отверстие, ребенок одной рукой придерживает его,
а второй рукой берет молоточек и слегка ударяет
по колышку несколько раз. Когда колышек войдет до
половины, ребенок убирает руку. Если первое время
ребенок затрудняется выполнять согласованно два
действия, то взрослый может ему помочь. Сначала
может придержать колышек или постучать
молоточком, а ребенок придержит колышек. Можно
сопровождать действия стихотворением:
|
Пирамидка – очень полезная игрушка для малышей. Однако недостаточно просто дать ее в руки ребенку, нужно научить его, как с ней можно играть. Прежде всего, нужно научить ребенка снимать и надевать кольца на стержень. Для совсем маленьких детей подходят большие кольца типа разноцветных пластмассовых браслетов. Обратите внимание, они имеют разный диаметр и цвет. Покажите, как можно снять эти кольца. Попросите малышей “взять” их. Когда малыши научатся справляться с этой задачей, можно надевать кольца на стержень.
Снимите кольца с пирамидки, перемешайте их. Рассмотрите по одному, назовите цвет и форму колец. Обратите внимание детей на то, что начинают собирать пирамидку всегда с самого большого кольца. Далее дети опять ищут из оставшихся колец самое большое и заканчивают собирать пирамидку самым маленьким кольцом, а сверху маленького кольца нужно одеть шишечку. Затем воспитатель предлагает детям собрать пирамидку самостоятельно. Но обращает внимание на то, что если неправильно нанизать кольца, то пирамидка будет неровной. Если дети неправильно наденут кольца, воспитатель разбирает пирамидку и просит найти самое большое кольцо.
Игры с мелкими предметамиПостепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, вы добьетесь большей точности движений, улучшение координации движения пальцев рук.
Чудесный мешочекЦель: развивать зрительное внимание, память и свою способность узнавать предметы на ощупь.
Детям показывается набор мелких предметов, дети их называют. Затем складывают в мешочек. На ощупь ребенок находит предмет. Можно использовать второй набор мелких предметов. Один из двух одинаковых. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он на ощупь выбирает из мешочка такую же игрушку. Через 2–3 занятия малыш должен сам узнавать игрушки на ощупь, не ожидая показа парной.
Игры с природным материаломЦель: развивать мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало, знакомить с понятием много – мало. Большой интерес доставляют малышам. Попросите малышей помочь Вам перебрать и разложить по разным тарелкам: бобы – в большую тарелку, фасоль – в среднюю, а горох – в самую маленькую. Наполняя бутылочки фасолью, горохом малыши слышат, как они звонко стучат по стенкам бутылочки. Их привлекает сам процесс: опускание фасолинок в отверстие. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Покажите, как можно насыпать крупу с помощью ложки или небольшого совочка. Для того чтобы черпать ложкой малышу придется активно вращать кистью руки, а также быть внимательным и аккуратным. Теперь можно выложить и узор, чередуя по цвету и форме.
Применяя на практике ту или иную игру, помните, что каждый ребенок – личность неповторимая, и то, что нравится одному малышу, у другого может вызвать негативные эмоции.