Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация урока. | Приветствует детей. Сообщает тему урока. | Готовятся к уроку. |
II. Актуализация знаний. | 1) Выявляет уровень знаний учащихся по
изученной теме: “Безударные гласные в корне
слова” 2) Осуществляет индивидуальную работу. |
1) Вспоминают правило правописания
безударной гласной в корне слова; 2) Самостоятельная работа; 3) Работа в парах: взаимопроверка. |
III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. | Организует познавательную деятельность детей, привлекает внимание к изучению новой темы. Сказка Ф. Кривина “Глухие и звонкие" | Слушают сказку. Отвечают на вопросы: – Почему можно спутать [б] и [п]? |
IV. Изучение нового материала. | Объясняет новый материал: Слова: дубки, карабкаться, губка. – Какой звук слышится в написании этих слов? |
1) Слушают объяснение нового материала. 2) Проверяют написание. 3) Подбирают проверочные слова под руководством учителя. |
Физкультминутка | Организует физические упражнения | Выполняют физические упражнения |
V. Первичная проверка усвоения знаний. | Задает вопросы для определения уровня понимания учащимися нового материала. | Отвечают на вопросы. Работают в тетрадях. Учат стихотворение о парных согласных. |
VI. Закрепление полученных знаний. | Организует деятельность учащихся по закреплению своих знаний и умений. | Отвечают на вопросы. Называют
проверочные слова. Дополняют орфограмму. |
VII. Обобщение и систематизация знаний. | Организует деятельность учащихся по включению своих знаний в целостную систему. Информирует о выполнении домашнего задания. Проводит оценку уровня усвоения нового материала. | Ученики систематизируют свои знания. Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы. |
VIII. Подведение итогов. Рефлексия. | Формулирует выводы по уроку. Создает условия для рефлексии деятельности учащихся. | Определяют уровень собственных достижений. |
Цели:
- Дидактическая: создать условия для изучения темы “Правописание звонких и глухих согласных в корне слова”, выработка умений по применению орфограммы.
По содержанию:
- Образовательная: систематизировать знания о видах орфограмм; знакомить с правописанием звонких и глухих согласных в корне слова; учить применять знания орфограмм на практике;
- Коррекционно-развивающая: корригировать навыки грамматического письма путем выполнения упражнения; активизация памяти на основе ранее изученного материала;
- Воспитательная: закреплять умение работать в коллективе, проявляя взаимопомощь.
Средства обучения: карточки для творческого списывания, набор карточек-букв, рабочая доска, учебник.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Ход урока
I. Организация урока
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока: “Правописание звонких и глухих согласных в корне слова”.
II. Актуализация знаний
Цель: выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал.
– С каким правилом в корне слова мы уже работали?
– Как проверить написание безударной гласной в корне слова? (Фронтальный опрос.)
а) Работа с карточками.
б) Спишите и подчеркните безударную гласную в
корне слова. Во время списывания проверяйте.
Препод..ватель, уд..вительный, пок..залось, прод..вать, т..шина, д..лина.
в) После списывания: назовите безударную
гласную и как вы ее проверили?
г) какие гласные в корне чаще всего бывают
безударными? (а, о, е, и, я)
– Как их проверить?
д) Работа в парах. Взаимопроверка.
III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Цель: организовать познавательную деятельность детей, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
– Ребята! Тема нашего урока “Правописание звонких и глухих согласных в корне слова”. Тема очень важная и интересная.
Прослушаем сказку Ф.Кривина “Глухие и звонкие”.
Нацеливающий вопрос: Почему можно спутать буквы “б” и “п”?
Буква Б – далеко не последняя буква в алфавите. Прислушайтесь, как она звучит. Не правда ли, звонко? Это потому, что буква Б хорошо знает свое место.
Но всегда ли она так звучит? И опять-таки все зависит от места. Когда позади нее вдруг окажется какая-нибудь тихая, глухая буква, – Б сразу преображается. Куда девается ее бодрость, ее звонкая радость! Буква Б становится серьезной и задумчивой, и в голову ей приходят грустные мысли.
Эти мысли так угнетают букву Б, что ей уже совсем не до звучания. Она окончательно теряет свою силу и сама начинает звучать глухо, – так глухо, что по голосу ее и не узнать. В этих случаях букву Б часто путают с ее дальней родственницей – глухой П.
– Почему можно спутать “б” и “п”?
– Отчего это зависит?
Ответы детей.
IV. Изучение нового материала
Цель: дать учащимся конкретные представления об изучаемой теме.
– Запишите слова: дубки, карабкаться, губка.
– Какой звук слышится в написании этих слов?
Для того чтобы проверить написание согласных в корне слова, необходимо изменить слово так, чтобы после сомнительной согласной стоял звонкий согласный или гласный звук.
Проверим написание согласных в корне. (Ребята под руководством учителя подбирают проверочные слова).
– О каких еще звуках можно было составить подобный рассказ? (Б-п, в-ф, д-т, г-к, ж-ш, з-с).
Физкультминутка
Цель: предупредить усталость.
Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Чики-чики-кички,
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели –
Все люди глядели.
Как они садились –
Все люди дивились.
V. Первичная проверка усвоения знаний
Цель: посмотреть, как усвоил ребенок материал.
Работа с учебником. Упр. 48.
– Прочитайте.
Какой звук слышится на месте пропущенной буквы?
Какой буквой обозначите этот звук? Почему?
Как проверить написание звонких и глухих согласных в корне слова?
Работа в тетради. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
– Выучим стихотворение о парных согласных, чтобы никогда не делать ошибок.
Если слышишь парный звук
Будь внимательным, мой друг
Парный – сразу проверяй,
Слово сразу изменяй:
“зуб” на “зубы”,
“лёд” на “льды”.
Будешь грамотным и ты!
Работа в тетради.
– Спишите, вставляя буквы.
VI. Закрепление полученных знаний
Цель: закрепить знания и умения необходимые для самостоятельной работы учащимся по новому материалу.
Зарядка, заряд, зарядить, зарядки;
в порядке, порядок, порядки;
забудь, забудьте, забудут.
– Прочитайте слова.
Давайте прочитаем слова в первом ряду хором.
Найдите проверочные слова. Почему? Докажите!
Прочитаем слова во втором ряду. Назовите
проверочные. Почему? Докажите.
Прочитаем слова в третьем ряду. Назовите
проверочные. Почему? Докажите.
Правописание в корне проверяю с помощью родственных слов: подбираю такое проверочное слово, чтобы после согласного …(ребята дополняют орфограмму)
VII. Обобщение и систематизация знаний
Цель: сделать выводы и подвести итог.
– как проверить написание звонкой и глухой согласной в корне слова?
а) коррекция
б) оценки и их комментирование;
в) информация о домашнем задании
Записываем в тетради – домашняя работа. Упр. 49 (инструкция по выполнению) .
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
Цель: сделать выводы по уроку, создать условия для рефлексии собственной деятельности.
– Сегодня на уроке вы меня порадовали. Молодцы.
– Что вам на уроке сегодня было трудно?
– Что вам на уроке давалось легко?