Урок русского языка в 6-м специальном (коррекционном) классе VIII вида "Правописание звонких и глухих согласных в корне слова"

Разделы: Русский язык


Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организация урока. Приветствует детей. Сообщает тему урока. Готовятся к уроку.
II. Актуализация знаний. 1) Выявляет уровень знаний учащихся по изученной теме: “Безударные гласные в корне слова”

2) Осуществляет индивидуальную работу.

1) Вспоминают правило правописания безударной гласной в корне слова;

2) Самостоятельная работа;

3) Работа в парах: взаимопроверка.

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Организует познавательную деятельность детей, привлекает внимание к изучению новой темы. Сказка Ф. Кривина “Глухие и звонкие" Слушают сказку. Отвечают на вопросы:

– Почему можно спутать [б] и [п]?

IV. Изучение нового материала. Объясняет новый материал:

Слова: дубки, карабкаться, губка.

– Какой звук слышится в написании этих слов?

1) Слушают объяснение нового материала.

2) Проверяют написание.

3) Подбирают проверочные слова под руководством учителя.

Физкультминутка Организует физические упражнения Выполняют физические упражнения
V. Первичная проверка усвоения знаний. Задает вопросы для определения уровня понимания учащимися нового материала. Отвечают на вопросы.

Работают в тетрадях.

Учат стихотворение о парных согласных.

VI. Закрепление полученных знаний. Организует деятельность учащихся по закреплению своих знаний и умений. Отвечают на вопросы. Называют проверочные слова.

Дополняют орфограмму.

VII. Обобщение и систематизация знаний. Организует деятельность учащихся по включению своих знаний в целостную систему. Информирует о выполнении домашнего задания. Проводит оценку уровня усвоения нового материала. Ученики систематизируют свои знания. Записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия. Формулирует выводы по уроку. Создает условия для рефлексии деятельности учащихся. Определяют уровень собственных достижений.

Цели:

  • Дидактическая: создать условия для изучения темы “Правописание звонких и глухих согласных в корне слова”, выработка умений по применению орфограммы.

По содержанию:

  • Образовательная: систематизировать знания о видах орфограмм; знакомить с правописанием звонких и глухих согласных в корне слова; учить применять знания орфограмм на практике;
  • Коррекционно-развивающая: корригировать навыки грамматического письма путем выполнения упражнения; активизация памяти на основе ранее изученного материала;
  • Воспитательная: закреплять умение работать в коллективе, проявляя взаимопомощь.

Средства обучения: карточки для творческого списывания, набор карточек-букв, рабочая доска, учебник.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Ход урока

I. Организация урока

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока: “Правописание звонких и глухих согласных в корне слова”.

II. Актуализация знаний

Цель: выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал.

– С каким правилом в корне слова мы уже работали?

– Как проверить написание безударной гласной в корне слова? (Фронтальный опрос.)

а) Работа с карточками.
б) Спишите и подчеркните безударную гласную в корне слова. Во время списывания проверяйте.

Препод..ватель, уд..вительный, пок..залось, прод..вать, т..шина, д..лина.

в) После списывания: назовите безударную гласную и как вы ее проверили?
г) какие гласные в корне чаще всего бывают безударными? (а, о, е, и, я)

– Как их проверить?

д) Работа в парах. Взаимопроверка.

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Цель: организовать познавательную деятельность детей, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

– Ребята! Тема нашего урока “Правописание звонких и глухих согласных в корне слова”. Тема очень важная и интересная.

Прослушаем сказку Ф.Кривина “Глухие и звонкие”.

Нацеливающий вопрос: Почему можно спутать буквы “б” и “п”?

Буква Б – далеко не последняя буква в алфавите. Прислушайтесь, как она звучит. Не правда ли, звонко? Это потому, что буква Б хорошо знает свое место.

Но всегда ли она так звучит? И опять-таки все зависит от места. Когда позади нее вдруг окажется какая-нибудь тихая, глухая буква, – Б сразу преображается. Куда девается ее бодрость, ее звонкая радость! Буква Б становится серьезной и задумчивой, и в голову ей приходят грустные мысли.

Эти мысли так угнетают букву Б, что ей уже совсем не до звучания. Она окончательно теряет свою силу и сама начинает звучать глухо, – так глухо, что по голосу ее и не узнать. В этих случаях букву Б часто путают с ее дальней родственницей – глухой П.

– Почему можно спутать “б” и “п”?

– Отчего это зависит?

Ответы детей.

IV. Изучение нового материала

Цель: дать учащимся конкретные представления об изучаемой теме.

– Запишите слова: дубки, карабкаться, губка.

– Какой звук слышится в написании этих слов?

Для того чтобы проверить написание согласных в корне слова, необходимо изменить слово так, чтобы после сомнительной согласной стоял звонкий согласный или гласный звук.

Проверим написание согласных в корне. (Ребята под руководством учителя подбирают проверочные слова).

– О каких еще звуках можно было составить подобный рассказ? (Б-п, в-ф, д-т, г-к, ж-ш, з-с).

Физкультминутка

Цель: предупредить усталость.
Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Чики-чики-кички,
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели –
Все люди глядели.
Как они садились –
Все люди дивились.

V. Первичная проверка усвоения знаний

Цель: посмотреть, как усвоил ребенок материал.

Работа с учебником. Упр. 48.

– Прочитайте.

Какой звук слышится на месте пропущенной буквы?

Какой буквой обозначите этот звук? Почему?

Как проверить написание звонких и глухих согласных в корне слова?

Работа в тетради. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

– Выучим стихотворение о парных согласных, чтобы никогда не делать ошибок.

Если слышишь парный звук
Будь внимательным, мой друг
Парный – сразу проверяй,
Слово сразу изменяй:
“зуб” на “зубы”,
                “лёд” на “льды”.
Будешь грамотным и ты!

Работа в тетради.

– Спишите, вставляя буквы.

VI. Закрепление полученных знаний

Цель: закрепить знания и умения необходимые для самостоятельной работы учащимся по новому материалу.

Зарядка, заряд, зарядить, зарядки;
в порядке, порядок, порядки;
забудь, забудьте, забудут.

– Прочитайте слова.

Давайте прочитаем слова в первом ряду хором. Найдите проверочные слова. Почему? Докажите!
Прочитаем слова во втором ряду. Назовите проверочные. Почему? Докажите.
Прочитаем слова в третьем ряду. Назовите проверочные. Почему? Докажите.

Правописание в корне проверяю с помощью родственных слов: подбираю такое проверочное слово, чтобы после согласного …(ребята дополняют орфограмму)

VII. Обобщение и систематизация знаний

Цель: сделать выводы и подвести итог.

– как проверить написание звонкой и глухой согласной в корне слова?

а) коррекция
б) оценки и их комментирование;
в) информация о домашнем задании

Записываем в тетради – домашняя работа. Упр. 49 (инструкция по выполнению) .

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель: сделать выводы по уроку, создать условия для рефлексии собственной деятельности.

– Сегодня на уроке вы меня порадовали. Молодцы.
– Что вам на уроке сегодня было трудно?
– Что вам на уроке давалось легко?