Фольклорный праздник "Осенины"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Обобщить знания детей об изменениях в живой и неживой природе с приходом осени.
  • Развивать творческие способности детей
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

План подготовки к празднику:

Каждый класс готовит:

а) песню об осени
б) чтецов на конкурс стихов об осени
в) угощение (салаты из овощей или фруктов, пирожки с капустой, морковкой, картофелем)
г) номер художественной самодеятельности

Реквизит для праздника:

  1. Корзина с бумажными листьями, на которых записаны загадки.
  2. Повязки для завязывания глаз во время игры.
  3. Шапочки со словами “Осень”, “Сентябрь”, “Октябрь”, “Ноябрь”.
  4. Овощи и фрукты для конкурса “Диагностика”.
  5. Шарфы, шапочки, куртки для конкурса “Гроза”.
  6. Магнитофон и записи с песнями об осени.
  7. Мультимедийная установка для показа слайдов осеннего пейзажа.
  8. Зал украшен гирляндами из осенних листьев.

Ход праздника

Времена года. Осень

Презентация 1

1 ведущий:

Уж румянит осень клены,
А ельник зелен и тернист.
Осинник красный бьет тревогу,
Осыпался с березы лист,
И, как ковер устлал дорогу.

2 ведущий:

Солнышко усталое,
Скупо греешь ты.
Желтые да красные
Кружатся листы.

1 ведущий:

В шелесте да в шорохе
Наш осенний сад.
На дорожке пестрые
Листики лежат.

2 ведущий:

Осень – славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.
И арбуз, увидев важный,
Удивится детвора,
И радушно скажет каждый…

Вместе: Здравствуй, осени пора!

Учитель:

Добро пожаловать гости званые и желанные!
Милости просим на осенины.
Всех приглашаем, душевно встречаем!

Дети исполняют песню “Падают листья”, музыка М. Карасева.

Учитель:

Ой, ребята, тише, тише!
Что-то странное я слышу.
Гости, какие-то к нам спешат
И как будто бы… шуршат.
Кто бы ни были вы, заходите
Да ребят повеселите!

(Входят два ученика в костюмах из листьев. Один несет корзину).

1 Шуршик:

Нас к вам направила осень.
Просила доставить она
Загадки, подарки
И скоро надеется
Быть здесь сама.

2 Шуршик:

Я по листве осенней мчался
И каждый листик мне шуршал,
И старый дуб до слез смеялся,
И Шуршиком меня назвал.

Учитель: А знаешь ли ты, Шуршик, что осень прислала нам в этой корзине?

2 Шуршик:

Там загадки не простые.
Там загадки как живые.

Учитель: Так давайте посмотрим!

1 Шуршик достает из корзины листья, на них написаны загадки. Он читает загадки, а дети отгадывают.

– В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка?
– Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.
– Сидит девица в темнице, а коса на улице.
– В золотой клубочек спрятался дубочек.
– Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет.
– Под березой и под елкой, и на горке и под горкой
– Хороводами и в ряд, в шапках молодцы стоят.

Учитель: Молодцы, ребята, справились с загадками.

Вы все загадки отгадали,
А осень что – то не идет.
Дорогу видно не найдет.
А может нам ее позвать?
А то уже устали ждать.

Дети: Осень, осень, милости просим!

(Входит Осень с букетом из листьев)

Осень: Здравствуйте, ребята! Пришла я в гости не одна, а со своими братьями. Кто они, узнайте сами.

Выходят 3 мальчика, на головах у них шапочки с надписями”Сентябрь ”, “Октябрь”, “Ноябрь”.

Сентябрь:

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело.
Дохнул сентябрь.
(А. Фет.)

Обо мне говорят: “В сентябре одна ягодка – рябина, да и та горька”.

Октябрь:

Октябрь уж наступил –
Уж роща отрясает
Последние листы
С нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад –
Дорога промерзает.
Журча, еще бежит
За мельницу ручей.
(А. Пушкин.)

Меня называют “грязником”. А еще говорят “Октябрь ни колеса, ни полоза не любит”.

Ноябрь:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин.)

Обо мне в народе говорят так “В ноябре зима с осенью борется”. Ноябрь капризен: то плачет, то смеется.

Учитель: Осень богата плодами. Тут тебе и овощи, и фрукты, и грибы. И сейчас ребята 3-го "А" класса исполнят частушки об овощах.

Осень: А сейчас, ребята, я объявляю конкурс “Диагностика”.

Приглашаются по одному участнику от каждого класса. Им завязывают глаза. На ощупь, на вкус, по запаху надо определить, что это за предмет. Это может быть овощ или фрукт.

Учитель: А сейчас мы приглашаем на сцену тех ребят, кто приготовил к празднику салат.

Проводится конкурс “Хозяюшка”. Дети рассказывают о салатах, которые они принесли.

Осень:

Вот уж порадовали меня! Спасибо!
А кто знает стихи об осени?

Проводится конкурс чтецов.

Учитель: Осень, а учащиеся 3вкласса приготовили для тебя сценку “Спор овощей”.

Давайте все посмотрим и послушаем, о чем спорили овощи.

  1. Кто из нас из овощей,
    И вкуснее, и нужней?
    Кто при всех болезнях,
    Будет всем полезней?
  1. Я такой хорошенький,
    Зелёненький мальчишка!
    Если только захочу,
    Всех горошком угощу
  1. Дай сказать хоть слово мне,
    Выслушай сначала:
    Свёклу надо для борща.
    И для винегрета.
    Кушай сам и угощай -
    Лучше свёклы нету!
  1. Ты уж, свёкла, помолчи!
    Из капусты варят щи.
    А какие вкусные
    Пирожки капустные!
    Зайчики плутишки,
    Любят кочерыжки.
    Угощу ребяток
    Кочерыжкой сладкой!
  1. Я – румяная редиска,
    Поклонюсь вам
    Низко-низко.
    А хвалить меня зачем?
    Я и так известна всем!
  1. Про меня рассказ недлинный:
    Кто не знает витамины?
    Пей всегда морковный сок.
    И грызи морковку,
    Будешь ты тогда, дружок,
    Крепким, сильным, ловким.
  1. Не болтай, морковка, вздор,
    Помолчи немного.
    Самый вкусный и приятный уж,
    Конечно, сок томатный.
  1. Я, картошка, так скромна -
    Слова не сказала….
    Но картошка так нужна.
    И большим и малым.

Айболит:

Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно.
Чтоб здоровым сильным быть,
Надо овощи любить -
Все без исключенья,
В этом нет сомненья!

Осень: Ребята, а вам предлагаю еще один конкурс. А называется он “Гроза”.

На сцену выходят по одному участнику. На них надевается куртка, шапка, шарф. Под музыку дети ходят по сцене, когда музыка смолкает, они должны снять с себя одежду: куртку, шапку, шарф. Кто это сделал быстрее, тот и победил.

Учитель: А знаете ли вы, ребята, как белочки готовятся к зиме? Сейчас учащиеся 3-го “Б” класса нам об этом споют песенку.

Дети исполняют песню “Белочки”, музыка З. Левиной, слова Л. Некрасовой.

Учитель: А сейчас слово предоставляется жюри (это родители). Оно оценивало конкурс “Хозяюшка” и конкурс чтецов “Стихи об осени”.

Жюри объявляет результаты и награждает победителей грамотами.

Осень:

Ребята, вы молодцы!
Вы и пели, и играли,
Все загадки отгадали,
И стихи мне прочитали.
А за это – уваженье,
Принимайте угощенье.

Все участники праздника угощаются салатами, пирожками, фруктами, овощами. Можно праздник закончить любой осенней песней.