Программное содержание: учить детей определять специализированные магазины, называть скоропортящиеся продукты, решать экономические задачи, закреплять экономические пословицы и поговорки, воспитывать интерес к рекламной деятельности.
Предварительная работа: чтение книг Э. Э. Мошковской «Мы играем в магазин»; И. Шведовой «Экономическая азбука для детей и взрослых»; С. Михалкова «Как старик корову продавал»; «О рекламе» (из книги Э. Успенского «Бизнес крокодилы Гены»); заучивание считалки, стихотворения, пословиц и поговорок; решение экономических задач, изготовление сувенира, упаковки и придумывание рекламы к нему; рассматривание содержания рекламных листков и буклетов; организация сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»; рассматривание рублей и валюты.
Методические приёмы: беседа, вопросы, использование фольклора, пословиц, поговорок, примеров из жизненных ситуаций, активизация детского опыта, показ придуманной телерекламы.
Оборудование: кукла царица Экономика, сундучок, корзинка с покупками, вырезанные из бумаги Экономята, корзины, продукты, оборудование для сюжетно-ролевой игры «Магазин», кошелёк, заготовки бумажных денег, ножницы, карандаши, шампунь, крема для загара, пляжные сумки, очки, расчёски, шоколадки-медальки.
Ход занятия
Дети входят в группу. Их встречает Царица Экономика с сундучком и корзинкой с покупками.
Царица Экономика: «Я вас приглашаю в путешествие по стране, которая называется Экономика. Но сначала я хочу узнать, знаете ли вы экономические пословицы. Я вам предлагаю бартер. Вы знаете, что это такое? Я буду обменивать экономические пословицы на маленьких Экономят. У вашего Гнома – Эконома будет много друзей. Экономят помещают на магнитную доску. Царица Экономика показывает корзину с покупками.
Царица Экономика: «В моей корзинке много покупок, отгадайте, в каких магазинах и на каких рынкам я их приобрела. В корзине лежат покупки (овощи, ткань, канцелярские товары, платье…)
А сейчас я вам подарю на память скороговорку:
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки!
Про покупки, про покупки!
Про покупочки мои.
Дети повторяют скороговорку.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Выбери скоропортящиеся продукты». Дети делятся на две команды «Тыквочки» и «Кабачки». Выигрывает та команда, где правильно выбраны продукты.
Царица Экономика: «Вы любите решать экономические задачи? Тогда помогите мне их решить».
- Хочется купить билеты в театр, но деньги нужны на лекарство бабушке. Как поступить?
- Когда валенки стоят дороже: летом или зимой. Почему?
- Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие? Почему?
- В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 5 рублей за 1 килограмм, а в другом по цене 6 рублей за 1 килограмм. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
Царица Экономика: А сейчас мы с вами сходим в магазин, где продают картофель, лук, морковь, капусту. Как он называется?
Правильно, овощной. Но что-то на прилавках пусто. В магазин привезли овощи в ящиках. Давайте поможем перенести овощи на прилавок. Разделимся на две бригады. Сначала будем разгружать овощи обычным способом, а потом конвейером. Побеждает та бригада, которая закончила первой.
Воспитатель загадывает загадку:
Чтобы товар быстрее сбыть,
Со мною нужно подружиться.
Я буду так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
Дети: (реклама).
Ребёнок читает стихотворение про рекламу.
Рекламировать стало у нас очень модно!
Рекламировать можно всё, что угодно!
Игрушки, костюмы, ботинки, диваны,
И кружится голова от этой рекламы!
А мы рекламируем песни и шутки,
У нас не скучают друзья ни минутки.
Пойте и смейтесь, танцуйте вы с нами,
Лучше вы не найдёте рекламы!
Дети поют частушки:
С экономикою нас
Начали знакомить.
Что такое «вклад» и «банк»,
Как деньги экономить.Мы доход своей семьи
Вместе подсчитаем.
Знаем цену всем вещам,
Что мы покупали.«Бизнес», «бартер» и «бюджет» -
Что это такое?
От гремучих этих слов
Детям нет покоя.Будем знанья получать,
Капитал накопим.
И тебе, наш детский сад,
В будущем поможем.
Воспитатель: «А для чего нужна реклама?»
(Она помогает купить самые лучшие товары. Помогает узнать, где можно купить дешёвые товары.)
Воспитатель: А какие товары рекламируют?
(Одежда, мебель, игрушки).
Воспитатель: Какие виды рекламы вы знаете?
(Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама, движущаяся реклама, щитовая реклама, крутящиеся рекламные щиты).
Воспитатель: А что значит нечестная реклама? А сейчас дети покажут честную рекламу. Кто будет показывать первым, подскажет считалка:
Шёл с получки по толкучке
Толстый дядя Робинзон.
И с получки на толкучке
Приобрёл себе он зонт.
Зонт дешёвый, трехрублёвый,
Но зато такой здоровый,
Чтобы спрятаться под ним
Можно было бы троим.
Выходят две девочки и рекламируют крем для загара.
Я – Аня,
Я – Полина.
Мы точно «шоколадки»
И нам поверьте, дети, Что всё у нас в порядке!
Загар такой красивый
Лишь те приобретают,
Кто кремы для загара
На пляже применяют.
Выходят две девочки и рекламируют детский шампунь «Дракоша» и «Лимпомпо».
У нас густые волосы,
Красивые, блестят.
От головы всегда идёт
Приятный аромат.
Чудесными такими
Они тогда бывают,
Когда шампунем «Феечка»
Их мыть не забываем.
Шампунь «Дракоша», «Лимпомпо»
Всем детям подойдёт,
Когда зайдёте в магазин,
Пусть мама вам возьмёт.
После показа рекламы воспитатель достаёт из сундука кошелёк.
Воспитатель: «Ребята, что бы вы купили, если бы нашли кошелёк с миллионом?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Царица Экономика принесла вам заготовки бумажных денег для игры в «Магазин». Я предлагаю их раскрасить».
Дети раскрашивают деньги под музыку, благодарят Царицу Экономику.
Царица Экономика вручает детям за их труд шоколодки-медальки.