Ребёнок приходит в школу не один, а вместе со своей семьёй. Это первый институт ребёнка. Поэтому нужно учитывать особенности, интересы и традиции каждой семьи.
К сожалению, в традиционной школе родители часто остаются “за бортом” образовательного процесса. Им остаётся только посещение родительских собраний, где им приходиться выслушивать какой ребенок учится хорошо, а у какого - проблемы. В итоге, уже и не хочется ходить на такие родительские собрания. Школа остаётся для родителей тайной за семью печатями. “ Чему должны научить моего ребёнка в школе? Чем я могу помочь ему в обучении? Что я могу сделать для школы?”
Эти вопросы задают себе родители, но, увы, они, как правило, остаются без ответа.
Проблема, с которой сталкиваются многие учителя – это выбор родительского комитета. По моему многолетнему опыту можно сказать, что родители не хотят быть в родительском комитете, т.к. на них ложится огромная ответственность за проведение праздников, организация экскурсий, сбор денег на эти мероприятия. Родителей это сильно пугает. Как правило, родительский комитет избирается один раз на четыре года обучения детей в начальной школе.
В системе “личностно – ориентированного образования” мы попробовали решить эти проблемы.
В 2001 – 2005 учебных годах под руководством кандидата психологических наук С. В. Зайцева была проведена работа по созданию “ Модельного личностно – ориентированного класса в начальной школе ”. Один из важных аспектов данной работы – это взаимодействие с семьёй. Результатами, которых мы достигли в данном направлении, мне бы хотелось поделиться.
Я (учитель) и родители моих учеников прекрасно понимаем, что только общее творческое сотрудничество способно сделать совместную деятельность учеников, учителя и родителей содержательной, интересной, радостной.
Отсюда вытекает разнообразное содержание работы: посещение уроков родителями и знакомство их с учебными программами, организации учебных и обзорных экскурсий, помощь в приобретении необходимых учебников и учебных пособий. Родители привлекаются к организации совместных вечеров, встреч, праздников.
Каковы же основные принципы работы с семьёй в личностно – ориентированном образовании?
- Открытость.
- Уважение к индивидуальным интересам и потребностям каждой семьи.
- Взаимопонимание и взаимодействие.
- Коллегиальность и коллективность.
Семья чрезвычайно важна для ребёнка. Учитель рассматривает семью как важного участника образовательного процесса. Учитель стремится опираться на интересы и возможности каждой семьи для построения отношений взаимопонимания и сотрудничества учителя с семьями и семей между собой. Это приносит огромную пользу и учителю, и семье, и ребёнку. Каждый родитель, отдавая своё чадо в школу, задаётся вопросом “ Комфортно ли будет моему ребёнку? Как примут его одноклассники, учитель? А что о нём знает учитель?”
При записи в первый класс нашей школы родители заполняют специальную анкету – “ История развития ребёнка ” (Зайцев С.В., Рябоштан Е. П.), где мамы и папы могут поделиться с учителем очень важной информацией о своём ребёнке, начиная от того момента, как протекала беременность, до такой детали, как есть ли у ребёнка в квартире специально отведённое место для занятий.
Учитель знакомится с этой информацией ещё до первого сентября. Таким образом, учитель узнаёт об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, укладе жизни каждой семьи и находит пути разрешения некоторых проблемных ситуаций.
Не каждый родитель, по понятным причинам, захочет передать постороннему человеку (учителю) всю информацию о своей семье. Тогда на помощь приходят “ Обязательства по защите конфиденциальности информации” (Зайцев С. В.), подписанные учителем. Ответственность за сохранение конфиденциальности информации, полученной от семей, целиком и полностью принимает на себя учитель.
Построение доверительных отношений с родителями во многом зависит от открытости учителя. Я, например, систематически приглашаю родителей на уроки. Посещение уроков происходит в системе: на один урок всех родителей приглашать не нужно, поэтому родители делятся на группы по 8 – 9 человек, для которых заранее подготавливаются места. Перед тем, как прийти в гости в наш класс, мамы, папы, бабушки и дедушки знакомятся с “ Правилами поведения визитера в классе ” (Зайцев С. В.). Родители не просто пришли, посидели, посмотрели, обсудили. Они заранее готовятся к уроку, делают пособия, готовят материал (заранее проконсультировавшись с учителем).
Кроме того, каждый из них участвует в ходе урока
наравне с детьми. Из частной беседы с родителями
выясняется, что многое, что им было не понятно,
после совместного урока стало понятным.
Работа в группах Вам нужно разделиться в группы по 4 ученика и 2
родителя. Каждая группа выбирает старшего. Он
расскажет о том, как группа работала над
заданием. А ещё надо выбрать часового, который
будет следить за временем. Задание: надо составить звуковую схему слова,
разделить на слоги, поставить ударение. Я хочу, чтобы все приняли участие в этой работе. Слова для работы в группах. такси нитка канат Антон метро Стасик Родители вместе с детьми составляют схемы
слов, делят на слоги, ставят ударение. После выполнения задания результаты
вывешиваются на доску и обсуждаются детьми,
родителями и учителями.
Работа в группах
Вам надо разделиться на группы по пять человек. В каждой группе должны быть и мальчики, и девочки, и родители. Каждая группа выбирает часового и старшего.
Задания:
Нужно отгадать загадку, написать отгадку на альбомном листе, поставить ударение, разделить слово на слоги. Надо дать характеристику каждому звуку, но не устно, а письменно, записывая буквы слова в столбик.
После того, как эта работа будет завершена, подсчитать количество букв и звуков в данном слове.
Загадки, слова для разбора.
В сенокос горька,
А в мороз сладка,
Что за ягодка?
(Рябина)
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька)
Родители и дети вместе делают фонетический разбор слов – отгадок.
После выполнения задания результаты вывешиваются на доску и обсуждаются детьми, родителями и учителем.
Замечу, что нас интересует не только конечный результат, но и процесс выполнения данного задания.
- Почему решили выбрать именно эту группу?
- Как распределяли обязанности?
- Что делали сначала?
- Что выполняли потом?
- Что получилось сделать?
- Что вызвало затруднение?
- Как оцените свою работу?
Родителям очень важна свежая информация об успехах, достижениях ребёнка, т. е. о том, что было именно сегодня, а не неделю спустя. Каждый получает информацию об успехах ребёнка сразу в этот же день. Это может быть и письменная информация, и устная, и просто записочка, телефонный звонок.
“Тетрадь общения” - это средство связи между учителем и родителями. Такая тетрадь есть у каждого ученика. Не у всех есть возможность прийти в школу (работа, семейные обстоятельства). На помощь приходит “Тетрадь общения”. Учитель записывает в неё информацию для родителей, и наоборот. Но это не единственное средство общения.
Каждую неделю для родителей проводятся индивидуальные консультации. День и время назначаются заранее. Родители и учитель могут не торопиться, а отведённое время спокойно поговорить об успехах и проблемах ребёнка.
Для успешного обучения и воспитания ребёнка очень важно, чтобы требования школы и семьи совпадали. Для этого я знакомлю родителей с учебной программой. Родители не просто поверхностно знают учебную программу, но и непосредственно участвуют в процессе усвоения её своими детьми. У каждого родителя есть, так называемая, “Карта достижений ребёнка” (обыкновенная тетрадка).
Например, такая:
“Карта достижений” 1 класс вторая четверть
- Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы.
- Уметь вычленять слово из предложения.
- Уметь определять место ударения в слове.
- Уметь читать слоги, слова, предложения с изученными буквами.
- Знать название, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10.
- Знать состав чисел от 2 до 10.
- Знать название математических действий и их обозначение.
- Домашнее дело (которое ребёнок научился делать за этот промежуток времени дома: убирать кровать, чистить картошку, поливать цветы и т. д.)
Начиная с первого класса, каждую четверть, учитель сообщает родителям о тех знаниях, умениях и навыках, которым он собирается научить детей за данную четверть. Родители записывают своё мнение о том, как усвоена та или иная задача их ребёнком. А для того, чтобы родителям было легче контролировать своих детей, на родительском собрании я чётко объясняю каждый пункт и отвечаю на вопросы, которые возникают у родителей.
Последний пункт “Домашнее дело” переходит от четверти к четверти, меняется только само домашнее достижение. По мере того, как ребёнок растёт, взрослеет, появляются новые домашние обязанности. Зачем нужен этот пункт? Нельзя воспринимать детей изолированно: вот – школа, а вот – дом. Ребёнок развивается гармонично: школьные успехи и неудачи сочетаются с домашними успехами и неудачами.
В школе, например, ученик не очень успешен, зато дома делает что – то такое, чего не умеет никто из класса (например, выжигать, сидеть дома с маленьким братиком или сестрёнкой во время отсутствия взрослых и т. п.). Учитель и другие дети в классе должны обязательно об этом знать.
В классе создаётся “Книга обо мне”, которую ребята делают в союзе с родителями. Идея создания данной книги принадлежит научному руководителю С. В. Зайцеву.
“Книга обо мне” – это альбом, в который ребёнок заносит ту информацию, которая касается только его самого и его семьи. Не случайно первая глава этой “Книги” носит название “Моя семья”.
Другие темы “Книги обо мне”:
- Генеалогическое древо моей семьи
- Герб моей семьи
- Как мы проводим выходные
Каждая тема обсуждается в классе между детьми. А родители говорят большое спасибо учителю за создание такой “Книги”, т. к. многие для себя узнают что – то новое (например, как при работе над темой “Генеалогическое древо”). А как сближает совместная работа над “Книгой” детей и родителей!
Раньше у меня возникали большие проблемы с выбором родительского комитета: никто из родителей не соглашался, а если кто и давал согласие, то считал это “долговым обязательством”. Теперь эта проблема отпала сама собой. У меня нет родительского комитета. И от этого мы все: и родители, и дети, и учитель только выиграли. В чём же дело?
Перед началом учебного года в первом классе на родительском собрании я дала родителям лист бумаги, на котором были написаны все мероприятия, намеченные для проведения в первом классе. Каждому родителю было дано право выбора записаться только на одно мероприятие, за которое он будет отвечать от момента организации до проведения данного мероприятия. В итоге получается группа. Каждый записывается только один раз и строго по количеству цифр, расставленных под каждым мероприятием (т. к. цифры соответствуют количеству детей в классе). Если мероприятие намечается не очень хлопотным, то и родителей, отвечающих за это меньше, и наоборот.
Хочу отметить, что и во втором, третьем и четвёртом классах родители выбирали уже те праздники, за которые раньше были ответственными.
Схема составлена из расчёта 25 человек в классе.
Новый год | 8 марта | 23 февраля |
1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. |
3.
Масленица | Праздник Букваря | До свидания, 1 класс! |
1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. |
3. | 3. | 3. |
Дни рождения | Организация экскурсий |
|
|
|
Посещение родительских конференций | Хозяйственные дела в классе |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. |
В заключение хочу сказать, что отношение родителей к школе, к учителю во многом зависит от самого учителя, от того, насколько он сможет завоевать их доверие и обратить в своих союзников. И усилия учителя, затраченные в самом начале, обязательно дадут впоследствии полезные всходы.