Цель урока:
- Образовательная: продолжить изучение основных событий первого периода ВОВ и начала второго периода ВОВ, выяснить, почему боевые действия зимой-летом 1942 г. можно характеризовать как период неустойчивого равновесия, почему 1942 г. стал трагичным для Красной Армии, в чем значение победы советских войск под Сталинградом.
- Развивающая: развивать умения рассказывать об основных событиях ВОВ, анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, работать с историческими документам, статистическими материалами, научно - популярной литературой, участвовать в обсуждении, аргументировано и логично излагать свое мнение.
- Воспитательная: на уроке осуществляется патриотическое воспитание, формируется гражданская позиция.
Оборудование: карта: «Вторая мировая война 1939-1945 г. и Великая Отечественная война СССР 1941-1945 г.», карточки с заданиями, схема «Вторая мировая война и ВОВ 1941-1942 г.», ИТ, диск «От Кремля до Рейхстага»
План урока:
- Организационный момент. Целеполагание.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала:
а) стратегические планы советского командования и фашистского командования на 1942
б) основные события военной компании: зима-лето 1942 г. Оборонительный этап Сталинградской битвы.
в) приказ № 227 от 28 июля 1942 г. Проблема военнопленных.
г) наступательный этап Сталинградской битвы. - Закрепление.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Целеполагание.
Подготовка рабочего места, концентрация внимания, психологическая подготовка учащихся, знакомство учащихся с содержанием урока и формами работы.
Сегодня мы продолжим изучение основных событий ВОВ, выясним, почему 1942 г. стал трагичным для Красной Армии, как и 1941г., каково значение победы советских войск под Сталинградом.
2. Актуализация знаний.
Вопрос 1 . Расскажите кратко (по схеме) (Приложение 1) об основных боевых действиях на фронтах ВОВ и второй мировой войны с лета 1941 по январь 1942 г.
Вопрос 2. Камнем преткновения во взаимоотношениях «большой тройки» (США, СССР, Великобритания) был вопрос об открытии второго фронта против фашистской Германии в Западной Европе. Как решался вопрос об открытии второго фронта?
Задание 1. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 года.
«Сначала мы блокируем Ленинград… Весной мы проникнем в город, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии».
Из приказа начальника германского военно-морского штаба 29 сентября 1941 г.
Совершенно секретно.
«Фюрер решил стереть с лица земли Санкт-Петербург. Проблема жизни населения и снабжения его является проблемой. Которая не может и не должна решаться нами. В этой войне… мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города.»
Вопрос: В зарубежной, да и в российской прессе иногда поднимается проблема о том, что более гуманным со стороны советского руководства было бы решение о сдаче Ленинграда немцам, нежели его оборона ценой неисчислимых жертв. Можно ли согласиться с подобной точкой зрения? Аргументируйте свой ответ, используя приведенные документы. [1]
Задание 2. Посмотрите документальные кадры времен Великой Отечественной войны о блокаде Ленинграда, прочитайте документ и ответьте на вопрос: В чем причины стойкости, мужества защитников Ленинграда? В каких поступках это проявились особенно ярко?
Просмотр документальных кадров: «Твердыня на Неве» № 5,6,7,8,9,10,11,19 (4 минуты)
Документ. В дни блокады Ленинграда рабочие Кировского завода обратились с воззванием к защитникам Ленинграда. Они писали: «Воины Красной Армии, знайте, что ни бомбы, ни снаряды, никакие военные испытания и трудности не поколеблют нашей решимости сопротивляться. Ляжем костьми, но преградим дорогу врагу. Мы никогда не были рабами и рабами никогда не будем. Умрем, но Ленинграда не сдадим!» [2]
Факт: 640 тысяч ленинградцев умерло от голода во время блокады.
Задание 3. Проанализируйте таблицу, прочитайте документы и ответьте на вопросы. [2]
Операции |
Личный состав (тыс.человек) |
Орудия и минометы (тыс. т.) |
Танки и САУ (тыс. шт.) |
Боевые самолеты (тыс. шт.) |
||||
|
СССР |
Фаш. блок |
СССР |
Фаш. блок |
СССР |
Фаш.блок |
СССР |
Фаш.блок |
Контрнаступление под Москвой(1941-1942) |
1100 |
1708 |
7,65 |
13.5 |
0,77 |
1.17 |
1,0 |
0,61 |
Контрнаступление под Сталинградом(1942-1943) |
1106 |
1011 |
15,5 |
10,29 |
1,46 |
0.67 |
1.35 |
1.21 |
Вопрос: Какие выводы можно сделать на основе приведенных в таблице данных (для Московской битвы)?
Документ. Из воспоминаний Г.К.Жукова: «Ресурсы нашей страны в то время (осень – зима 1941) были крайне ограничены. Особенно плохо обстояло дело с боеприпасами. В первую декаду января Западному фронту было предоставлено: 82 – миллиметровых мин – 1 %; артиллерийских выстрелов – 20 -30%.Февральский план совсем не выполнялся. Нам приходилось устанавливать норму расхода боеприпасов -1-2 выстрела на орудие в сутки. И это в период наступления!!» «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву. В суровых,… трудных условиях наши войска закалялись, мужали, набирались опыта…, из отступающей силы превращались в мощную наступательную силу…Мы все в неоплатном долгу перед ними!» [2]
Вопрос: Как, учитывая приведенные факты, можно объяснить причины победы наших войск под Москвой? Свое мнение докажите фактами.
К началу января немцев отбросили на 100 – 200 км. Гитлер сместил командующих направлениями, командование сухопутных сил, которое возглавил сам, приказал обороняться до последнего патрона, расстреливать каждого сдающегося в плен.
3. Изучение нового материала.
а) Стратегические планы советского и фашистского командования на 1942г.
Задание: 4.
- Прочтите документ № 1 «Из директивного письма Верховного главнокомандующего военным советам фронтов и армий от 10 января 1942 года», «Из воспоминаний А. М. Василевского», «Из воспоминаний Г.К. Жукова» [1] (Приложение 2), используйте данные схемы (Приложение 1) о работе тыла в 1941 – 1942г. и определите, какие стратегические планы были у советского командования на 1942 г. Почему они были именно такими?
- Реальна ли была победа СССР в 1942 году или Сталин выдавал желаемое за действительное?
(Предполагаемый вариант ответа: стратегические планы на лето 1942 г. – ведение активных оборонительных боев с последующим переходом в контрнаступление на всех решающих направлениях. Сталин настаивал на проведении наступательных операций, на разгроме Германии в 1942г. Сталин был уверен, что Гитлер летом начнет наступление на Москву. Стянуты к ней дополнительные силы. Хорошо поработала немецкая разведка. Генеральный штаб фашистской Германии провел операцию с кодовым названием «Кремль». Была подготовлена дезинформация для советского руководства с тем, чтобы создать впечатление о подготовке наступления на Москву летом 1942г. Кроме этого успех под Москвой породил эти иллюзии.
Возможный вариант ответа: нет, ведь завершена перестройка экономики на военный лад к середине 1942г., а лишь в конце 1942г. СССР превзошел Германию по выпуску военной продукции. В живой силе СССР уступал. В результате репрессий среднее и старшее звенья командного состава пополнились младшими командирами без хорошего опыта. 22 июня 1941г. была 5 мил. армия, а к концу 1941г. число пленных 4 мил. Победить не могли, но добиться коренного перелома могли, если бы не были допущены серьезные стратегические просчеты, если бы советское командование правильно выбрало направление главного удара.)
Задание 5. Прочитайте документ № 2 «Из речи Гитлера в Мюнхене 8 ноября 1942 г.» (Приложение 2) [1] и ответьте на вопросы. Каковы были планы фашистского командования на этот период? О каком военно – стратегическом просчете советского командования идет речь в документе? Какие стратегические выгоды предполагал извлечь Гитлер из захвата Сталинграда?
б) Основные события военной компании зима-лето 1942 г. Оборонительный этап Сталинградской битвы.
Рассмотрим основные события военной компании зима-лето 1942г. Посмотрите на схему вторую. (Приложение 3)
Зимой-весной 1942 г. были предприняты попытки прорыва блокады Ленинграда в ходе Любаньской операции, но безуспешно. Ситуацию усугубила добровольная сдача в плен командующего второй ударной армии генерала Власова. Впоследствии он перешел на службу к гитлеровцам и возглавил Русскую освободительную армию, состоящую из пленных.
Ржевско-вяземская операция завершила разгром гитлеровцев под Москвой. Неудачным стало наступление советских войск в Крыму. Крымский фронт разгромлен фашистами. Оставлена Керчь, Севастополь. 12 мая 1942 началось наступление на Харьков, но через 5 дней ситуация осложнилась. Генеральный штаб предложил прекратить операцию и отвести войска. Сталин, Тимошенко не прислушались к этому и, лишь 19 мая Сталин отдал приказ о прекращении наступления. Фашисты заняли Ростов, Донбасс. 28 июля 1942 г. фашисты начали движение к Волге, Северному Кавказу. Прорвали нашу оборону и в середине июля вышли к большой излучине Дона. В июле-августе 1942г. шли тяжелые бои за Северный Кавказ. 17 июля начался оборонительный этап Сталинградской битвы.
Задание 6. Почему удалось фашистским войскам прорваться к Сталинграду? Ответьте на вопрос, используя таблицу.
|
Люди |
Танки |
Орудия, минометы |
Боевые самолеты |
Советские войска |
187000 |
360 |
7900 |
337 |
Немецко-фашистские войска |
250000 |
740 |
7500 |
1200 |
Сообщение учащегося о первом этапе Сталинградской битвы
в) Приказ №227 от 28 июля 1942г. Проблема военнопленных.
В этой тяжелой обстановке Сталин подписывает приказ №227 28.07.1942г., получившего название «Ни шагу назад». (Приложение 2)
Задание 7 . Прочитайте документ «Приказ №227 от 28 июля 1942г.» и ответьте на вопрос:
- Существуют разные оценки этого приказа. Одни считают, что он сыграл большую положительную роль в моральном плане и в смысле требований воинского устава. Мнение других: приказ слишком суров, рассчитан на страх перед неминуемой карой. В моральном плане его роль нельзя оценить положительно.
А что вы думаете по этому поводу? Оцените роль приказа. - Почему советские войска не отступили за Волгу? [2]
Проблема военнопленных.
Вопрос: Кем являются военнопленные по приказу? Вспомните еще один приказ, который всех без разбора военнопленных называл изменниками и предателями? Что предусматривал этот приказ?
Задание группам. Прочитайте документ и посмотрите документальные кадры времен Великой Отечественной войны о военнопленных.
Согласны ли вы с мнением, что плен – это позор, а все военнопленные изменники и предатели? Докажите свою точку зрения фактами. Для ответа используйте данные из таблицы.
(Для обсуждения ответа дается 1,5 - 2 минуты; ответ на эту проблему дает каждая группа.)
Документ. «Из бесед Маршалла Г.К.Жукова с писателем К.М.Симоновым о военнопленных.
…У нас Мехлис (в годы войны зам. Наркома обороны, член военных советов ряда фронтов) додумался до того, что выдвинул формулу: «Каждый, кто попал в плен,- предатель Родины», и обосновывал ее тем, что каждый советский человек, оказавшийся перед угрозой плена, обязан покончить жизнь самоубийством. Больше половины этих людей было замучено немцами в плену, умерло от голода и болезней, но по теории Мехлиса выходило, что даже вернувшийся, пройдя через этот ад, должны были дома встретить такое отношение к себе, чтобы они раскаялись в том, что тогда, в 41, 42 –м. не лишили себя жизни…»
Таблица. [3]
Общее число военнопленных |
5160000 (либо 5754000) |
Освобождено и переведено на положение рабочих или военнослужащих |
818000 |
бежало |
67000 |
Осталось в живых |
1053000 |
Просмотр документальных кадров: «Об этом не говорилось» № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (на 5 минут).
г) Наступательный этап Сталинградской битвы.
Задание 8. Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы: [2]
Операции |
Личный состав (тыс.человек) |
Орудия и минометы (тыс. шт.) |
Танки и сау (тыс. шт.) |
Боевые самолеты (тыс. шт.) |
||||
|
СССР |
Фаш. блок |
СССР |
Фаш. блок |
СССР |
Фаш.блок |
СССР |
Фаш.блок |
Контрнаступление под Сталинградом(1942-1943) |
1106 |
1011 |
15,5 |
10,29 |
1,46 |
0.67 |
1.35 |
1.21 |
- О каких коренных изменениях на советско-германском фронте свидетельствуют данные таблицы?
- Какие факторы позволили изменить соотношение сил и средств в пользу СССР?
- Как советские войска реализовали это преимущество зимой 1943 г.?
Сообщение учащегося о ходе наступательной операции под Сталинградом.
4. Закрепление.
Вопросы:
- В чем состоял главный военно-политический итог Сталинградского сражения?
- Почему 1942 г. можно охарактеризовать как период неустойчивого равновесия?
- В чем причины тяжелого положения на фронтах ВОВ в 1942? В чем трагизм 1942.?
5. Итог урока.
6. Домашнее задание: (каждый ученик получает на дом карточку с заданием)
Задание 1.* Вот несколько высказываний западных историков о роли второго фронта.
Английский историк Лиддел Герт: высадка союзных войск в июне 1944 г. в Нормандии была «наиболее драматичным и решающем событием войны».
Английский историк Б. Кольер, оценивая военные действия в 1944 г. утверждал: «Широко распространенное мнение о том, что главное бремя войны с Германией несет Россия, не имеет под собой никаких оснований».
По словам историка Э. Зимке основные усилия Германии в 1944 г. «были сосредоточены на Западе».
Вопрос: Как вы оцениваете эти высказывания? Правомерны ли они? Свою точку зрения аргументируйте. [2]
Задание 2. Проанализируйте следующие таблицы. Можно ли на основе приведенных данных сделать вывод о том, где происходили главные сражения, определившие, в конечном счете исход второй мировой войны?
Таблица 1
Состав сил в важнейших наступательных операциях на советско-германском фронте
Операции |
Личный состав (тыс.человек) |
Орудия и минометы (тыс. шт.) |
Танки и САУ (тыс. шт.) |
Боевые самолеты (тыс. шт.) |
||||
|
СССР |
Фаш. блок |
СССР |
Фаш. блок |
СССР |
Фаш.блок |
СССР |
Фаш.блок |
Контрнаступление под Москвой(1941-1942) |
1100 |
1708 |
7,65 |
13.5 |
0,77 |
1.17 |
1,0 |
0,61 |
Контрнаступление под Сталинградом(1942-1943) |
1106 |
1011 |
15,5 |
10,29 |
1,46 |
0.67 |
1.35 |
1.21 |
Контрнаступление под Курском(1943) |
2266 |
900 |
33,0 |
10,0 |
4,8 |
1,8 |
4.3 |
2.1 |
Таблица 2
Состав сил в наиболее крупных операциях в Северной Африке и Италии [2]
Операции |
Личный состав (тыс.человек) |
Орудия и минометы (тыс. шт.) |
Танки (тыс. шт.) |
Боевые самолеты (тыс. шт.) |
||||
|
Англо-амер.войска |
Фаш. блок |
Англо-амер.войска |
Фаш. блок |
Англо-амер.войска |
Фаш.блок |
Англо-амер.войска |
Фаш.блок |
Сражение под Эль-Аламейном (1942) |
230 |
80 |
2,31 |
1,22 |
1,44 |
0,54 |
1,50 |
0,35 |
Сицилийская операция (1943) |
478 |
255 |
1,8 |
_ |
0,6 |
Около 0,2 |
Свыше 4,0 |
Около 0.6 |
Список литературы
- Данилов А.А. Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России.XX век.1928-1953. 9 класс. Выпуск 2., М., 1998.
- Гевуркова Е.А.. Колосков А.Г. Задания для самостоятельных работ по истории СССР 11 класс. М., 1991.