Урок истории "Трагичные 1941–1942 гг. Боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1941 – феврале 1943 гг."

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  • Образовательная: продолжить изучение основных событий первого периода ВОВ и начала второго периода ВОВ, выяснить, почему боевые действия зимой-летом 1942 г. можно характеризовать как период неустойчивого равновесия, почему 1942 г. стал трагичным для Красной Армии, в чем значение победы советских войск под Сталинградом.
  • Развивающая: развивать умения рассказывать об основных событиях ВОВ, анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, работать с историческими документам, статистическими материалами, научно - популярной литературой, участвовать в обсуждении, аргументировано и логично излагать свое мнение.
  • Воспитательная: на уроке осуществляется патриотическое воспитание, формируется гражданская позиция.

Оборудование: карта: «Вторая мировая война 1939-1945 г. и Великая Отечественная война СССР 1941-1945 г.», карточки с заданиями, схема «Вторая мировая война и ВОВ 1941-1942 г.», ИТ, диск «От Кремля до Рейхстага»

План урока:

  1. Организационный момент. Целеполагание.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала:
    а) стратегические планы советского командования и фашистского командования на 1942
    б) основные события военной компании: зима-лето 1942 г. Оборонительный этап Сталинградской битвы.
    в) приказ № 227 от 28 июля 1942 г. Проблема военнопленных.
    г) наступательный этап Сталинградской битвы.
  4. Закрепление.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Целеполагание.

Подготовка рабочего места, концентрация внимания, психологическая подготовка учащихся, знакомство учащихся с содержанием урока и формами работы.

Сегодня мы продолжим изучение основных событий ВОВ, выясним, почему 1942 г. стал трагичным для Красной Армии, как и 1941г., каково значение победы советских войск под Сталинградом.

2. Актуализация знаний.

Вопрос 1 . Расскажите кратко (по схеме) (Приложение 1) об основных боевых действиях на фронтах ВОВ и второй мировой войны с лета 1941 по январь 1942 г.

Вопрос 2. Камнем преткновения во взаимоотношениях «большой тройки» (США, СССР, Великобритания) был вопрос об открытии второго фронта против фашистской Германии в Западной Европе. Как решался вопрос об открытии второго фронта?

Задание 1. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 года.

«Сначала мы блокируем Ленинград… Весной мы проникнем в город, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии».

Из приказа начальника германского военно-морского штаба 29 сентября 1941 г.

Совершенно секретно.

«Фюрер решил стереть с лица земли Санкт-Петербург. Проблема жизни населения и снабжения его является проблемой. Которая не может и не должна решаться нами. В этой войне… мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города.»

Вопрос: В зарубежной, да и в российской прессе иногда поднимается проблема о том, что более гуманным со стороны советского руководства было бы решение о сдаче Ленинграда немцам, нежели его оборона ценой неисчислимых жертв. Можно ли согласиться с подобной точкой зрения? Аргументируйте свой ответ, используя приведенные документы. [1]

Задание 2. Посмотрите документальные кадры времен Великой Отечественной войны о блокаде Ленинграда, прочитайте документ и ответьте на вопрос: В чем причины стойкости, мужества защитников Ленинграда? В каких поступках это проявились особенно ярко?

Просмотр документальных кадров: «Твердыня на Неве» № 5,6,7,8,9,10,11,19 (4 минуты)

Документ. В дни блокады Ленинграда рабочие Кировского завода обратились с воззванием к защитникам Ленинграда. Они писали: «Воины Красной Армии, знайте, что ни бомбы, ни снаряды, никакие военные испытания и трудности не поколеблют нашей решимости сопротивляться. Ляжем костьми, но преградим дорогу врагу. Мы никогда не были рабами и рабами никогда не будем. Умрем, но Ленинграда не сдадим!» [2]

Факт: 640 тысяч ленинградцев умерло от голода во время блокады.

Задание 3. Проанализируйте таблицу, прочитайте документы и ответьте на вопросы. [2]

Операции

Личный состав (тыс.человек)

Орудия и минометы (тыс. т.)

Танки и САУ (тыс. шт.)

Боевые самолеты (тыс. шт.)

 

СССР

Фаш. блок

СССР

Фаш. блок

СССР

Фаш.блок

СССР

Фаш.блок

Контрнаступление под Москвой(1941-1942)

1100

1708

7,65

13.5

0,77

1.17

1,0

0,61

Контрнаступление под Сталинградом(1942-1943)

1106

1011

15,5

10,29

1,46

0.67

1.35

1.21

Вопрос: Какие выводы можно сделать на основе приведенных в таблице данных (для Московской битвы)?

Документ. Из воспоминаний Г.К.Жукова: «Ресурсы нашей страны в то время (осень – зима 1941) были крайне ограничены. Особенно плохо обстояло дело с боеприпасами. В первую декаду января Западному фронту было предоставлено: 82 – миллиметровых мин – 1 %; артиллерийских выстрелов – 20 -30%.Февральский план совсем не выполнялся. Нам приходилось устанавливать норму расхода боеприпасов -1-2 выстрела на орудие в сутки. И это в период наступления!!» «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву. В суровых,… трудных условиях наши войска закалялись, мужали, набирались опыта…, из отступающей силы превращались в мощную наступательную силу…Мы все в неоплатном долгу перед ними!» [2]

Вопрос: Как, учитывая приведенные факты, можно объяснить причины победы наших войск под Москвой? Свое мнение докажите фактами.

К началу января немцев отбросили на 100 – 200 км. Гитлер сместил командующих направлениями, командование сухопутных сил, которое возглавил сам, приказал обороняться до последнего патрона, расстреливать каждого сдающегося в плен.

3. Изучение нового материала.

а) Стратегические планы советского и фашистского командования на 1942г.

Задание: 4.

  1. Прочтите документ № 1 «Из директивного письма Верховного главнокомандующего военным советам фронтов и армий от 10 января 1942 года», «Из воспоминаний А. М. Василевского», «Из воспоминаний Г.К. Жукова» [1] (Приложение 2), используйте данные схемы (Приложение 1) о работе тыла в 1941 – 1942г. и определите, какие стратегические планы были у советского командования на 1942 г. Почему они были именно такими?
  2. Реальна ли была победа СССР в 1942 году или Сталин выдавал желаемое за действительное? 

(Предполагаемый вариант ответа: стратегические планы на лето 1942 г. – ведение активных оборонительных боев с последующим переходом в контрнаступление на всех решающих направлениях. Сталин настаивал на проведении наступательных операций, на разгроме Германии в 1942г. Сталин был уверен, что Гитлер летом начнет наступление на Москву. Стянуты к ней дополнительные силы. Хорошо поработала немецкая разведка. Генеральный штаб фашистской Германии провел операцию с кодовым названием «Кремль». Была подготовлена дезинформация для советского руководства с тем, чтобы создать впечатление о подготовке наступления на Москву летом 1942г. Кроме этого успех под Москвой породил эти иллюзии.

Возможный вариант ответа: нет, ведь завершена перестройка экономики на военный лад к середине 1942г., а лишь в конце 1942г. СССР превзошел Германию по выпуску военной продукции. В живой силе СССР уступал. В результате репрессий среднее и старшее звенья командного состава пополнились младшими командирами без хорошего опыта. 22 июня 1941г. была 5 мил. армия, а к концу 1941г. число пленных 4 мил. Победить не могли, но добиться коренного перелома могли, если бы не были допущены серьезные стратегические просчеты, если бы советское командование правильно выбрало направление главного удара.)

Задание 5. Прочитайте документ № 2 «Из речи Гитлера в Мюнхене 8 ноября 1942 г.» (Приложение 2) [1] и ответьте на вопросы. Каковы были планы фашистского командования на этот период? О каком военно – стратегическом просчете советского командования идет речь в документе? Какие стратегические выгоды предполагал извлечь Гитлер из захвата Сталинграда?

б) Основные события военной компании зима-лето 1942 г. Оборонительный этап Сталинградской битвы.

Рассмотрим основные события военной компании зима-лето 1942г. Посмотрите на схему вторую. (Приложение 3)

Зимой-весной 1942 г. были предприняты попытки прорыва блокады Ленинграда в ходе Любаньской операции, но безуспешно. Ситуацию усугубила добровольная сдача в плен командующего второй ударной армии генерала Власова. Впоследствии он перешел на службу к гитлеровцам и возглавил Русскую освободительную армию, состоящую из пленных.

Ржевско-вяземская операция завершила разгром гитлеровцев под Москвой. Неудачным стало наступление советских войск в Крыму. Крымский фронт разгромлен фашистами. Оставлена Керчь, Севастополь. 12 мая 1942 началось наступление на Харьков, но через 5 дней ситуация осложнилась. Генеральный штаб предложил прекратить операцию и отвести войска. Сталин, Тимошенко не прислушались к этому и, лишь 19 мая Сталин отдал приказ о прекращении наступления. Фашисты заняли Ростов, Донбасс. 28 июля 1942 г. фашисты начали движение к Волге, Северному Кавказу. Прорвали нашу оборону и в середине июля вышли к большой излучине Дона. В июле-августе 1942г. шли тяжелые бои за Северный Кавказ. 17 июля начался оборонительный этап Сталинградской битвы.

Задание 6. Почему удалось фашистским войскам прорваться к Сталинграду? Ответьте на вопрос, используя таблицу.

 

Люди

Танки

Орудия, минометы

Боевые самолеты

Советские войска

187000

360

7900

337

Немецко-фашистские войска

250000

740

7500

1200

Сообщение учащегося о первом этапе Сталинградской битвы

в) Приказ №227 от 28 июля 1942г. Проблема военнопленных.

В этой тяжелой обстановке Сталин подписывает приказ №227 28.07.1942г., получившего название «Ни шагу назад». (Приложение 2)

Задание 7 . Прочитайте документ «Приказ №227 от 28 июля 1942г.» и ответьте на вопрос:

  1. Существуют разные оценки этого приказа. Одни считают, что он сыграл большую положительную роль в моральном плане и в смысле требований воинского устава. Мнение других: приказ слишком суров, рассчитан на страх перед неминуемой карой. В моральном плане его роль нельзя оценить положительно.
    А что вы думаете по этому поводу? Оцените роль приказа.
  2. Почему советские войска не отступили за Волгу? [2]

Проблема военнопленных.

Вопрос: Кем являются военнопленные по приказу? Вспомните еще один приказ, который всех без разбора военнопленных называл изменниками и предателями? Что предусматривал этот приказ?

Задание группам. Прочитайте документ и посмотрите документальные кадры времен Великой Отечественной войны о военнопленных.

Согласны ли вы с мнением, что плен – это позор, а все военнопленные изменники и предатели? Докажите свою точку зрения фактами. Для ответа используйте данные из таблицы.

(Для обсуждения ответа дается 1,5 - 2 минуты; ответ на эту проблему дает каждая группа.)

Документ. «Из бесед Маршалла Г.К.Жукова с писателем К.М.Симоновым о военнопленных.

…У нас Мехлис (в годы войны зам. Наркома обороны, член военных советов ряда фронтов) додумался до того, что выдвинул формулу: «Каждый, кто попал в плен,- предатель Родины», и обосновывал ее тем, что каждый советский человек, оказавшийся перед угрозой плена, обязан покончить жизнь самоубийством. Больше половины этих людей было замучено немцами в плену, умерло от голода и болезней, но по теории Мехлиса выходило, что даже вернувшийся, пройдя через этот ад, должны были дома встретить такое отношение к себе, чтобы они раскаялись в том, что тогда, в 41, 42 –м. не лишили себя жизни…»

Таблица. [3]

Общее число военнопленных

5160000 (либо 5754000)

Освобождено и переведено на положение рабочих или военнослужащих

818000

бежало

67000

Осталось в живых

1053000

Просмотр документальных кадров: «Об этом не говорилось» № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (на 5 минут).

г) Наступательный этап Сталинградской битвы.

Задание 8. Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы: [2]

Операции

Личный состав (тыс.человек)

Орудия и минометы (тыс. шт.)

Танки и сау (тыс. шт.)

Боевые самолеты (тыс. шт.)

 

СССР

Фаш. блок

СССР

Фаш. блок

СССР

Фаш.блок

СССР

Фаш.блок

Контрнаступление под Сталинградом(1942-1943)

1106

1011

15,5

10,29

1,46

0.67

1.35

1.21

  1. О каких коренных изменениях на советско-германском фронте свидетельствуют данные таблицы?
  2. Какие факторы позволили изменить соотношение сил и средств в пользу СССР?
  3. Как советские войска реализовали это преимущество зимой 1943 г.? 

Сообщение учащегося о ходе наступательной операции под Сталинградом.

4. Закрепление.

Вопросы:

  1. В чем состоял главный военно-политический итог Сталинградского сражения?
  2. Почему 1942 г. можно охарактеризовать как период неустойчивого равновесия?
  3. В чем причины тяжелого положения на фронтах ВОВ в 1942? В чем трагизм 1942.?

5. Итог урока.

6. Домашнее задание: (каждый ученик получает на дом карточку с заданием)

Задание 1.* Вот несколько высказываний западных историков о роли второго фронта.
Английский историк Лиддел Герт: высадка союзных войск в июне 1944 г. в Нормандии была «наиболее драматичным и решающем событием войны».

Английский историк Б. Кольер, оценивая военные действия в 1944 г. утверждал: «Широко распространенное мнение о том, что главное бремя войны с Германией несет Россия, не имеет под собой никаких оснований».

По словам историка Э. Зимке основные усилия Германии в 1944 г. «были сосредоточены на Западе».

Вопрос: Как вы оцениваете эти высказывания? Правомерны ли они? Свою точку зрения аргументируйте. [2]

Задание 2. Проанализируйте следующие таблицы. Можно ли на основе приведенных данных сделать вывод о том, где происходили главные сражения, определившие, в конечном счете исход второй мировой войны?

Таблица 1

Состав сил в важнейших наступательных операциях на советско-германском фронте

Операции

Личный состав (тыс.человек)

Орудия и минометы (тыс. шт.)

Танки и САУ (тыс. шт.)

Боевые самолеты (тыс. шт.)

 

СССР

Фаш. блок

СССР

Фаш. блок

СССР

Фаш.блок

СССР

Фаш.блок

Контрнаступление под Москвой(1941-1942)

1100

1708

7,65

13.5

0,77

1.17

1,0

0,61

Контрнаступление под Сталинградом(1942-1943)

1106

1011

15,5

10,29

1,46

0.67

1.35

1.21

Контрнаступление под Курском(1943)

2266

900

33,0

10,0

4,8

1,8

4.3

2.1

Таблица 2

Состав сил в наиболее крупных операциях в Северной Африке и Италии [2]

Операции

Личный состав (тыс.человек)

Орудия и минометы (тыс. шт.)

Танки (тыс. шт.)

Боевые самолеты (тыс. шт.)

 

Англо-амер.войска

Фаш. блок

Англо-амер.войска

Фаш. блок

Англо-амер.войска

Фаш.блок

Англо-амер.войска

Фаш.блок

Сражение под Эль-Аламейном (1942)

230

80

2,31

1,22

1,44

0,54

1,50

0,35

Сицилийская операция (1943)

478

255

1,8

_

0,6

Около 0,2

Свыше 4,0

Около 0.6

Список литературы

  1. Данилов А.А. Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России.XX век.1928-1953. 9 класс. Выпуск 2., М., 1998.
  2. Гевуркова Е.А.. Колосков А.Г. Задания для самостоятельных работ по истории СССР 11 класс. М., 1991.