Математическое развлечение «Путешествие в волшебную страну» (старшая гр.)
Цель:
- Учить детей путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали, выбирать недостающую (лишнюю) из предложенных фигур;
- учить сочетать элементы по размеру, соотношению сторон.
- Развивать глазомер, комбинаторные способности, настойчивость, логическое мышление, умение сосредотачиваться.
- Закрепить знание геометрических фигур.
- Активизировать речь, добиваться полных аргументированных ответов.
- Воспитывать желание добиваться поставленной цели.
Демонстрационный материал:
- 2 стола, 2 мольберта; эмблемы, сделанные детьми для себя;
- геометрический конструктор с карточками - образцами в конверте;
- карточки- домики для игры «У какой фигуры в гостях»,
- карточки для игры «Четвертый лишний»,
- карточки (формат АЗ) с изображением лабиринтов, цветы (лепестки отдельно),
- письмо,
- картинка с изображением ласточки,
- приз (пазлы или математическая игра).
- На стульях спинок приклеены цветы ромашек, в серединке цветка – эмблема, у каждого ребенка своя.
Ход занятия
В группе:
- Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел в гости. (ласточка)
- А что это у нее в клюве?
- Давайте его прочитаем.
Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. В стране Эльфов случилась беда. Старая Мышь заколдовала нашу Дюймовочку. Помогите, пожалуйста, расколдовать ее. Дорогу в страну Эльфов вы найдете по указателям стрелкам». Жители страны Эльфов.
- Ну что, ребята, поможем?
- А дорогу в стану Эльфов как найдем?
- В страну Эльфов надо идти тихо, не разговаривать, чтобы не услышала старая мышь.
- Ребята, в стране Эльфов растут волшебные цветы. У каждого цветка, как и всех вас, есть своя эмблема. Вы должны найти свой цветок и сесть на него.
- Ну, а теперь в путь! Ищем стрелки! (Они нам укажут путь)
Музыкальный зал
На стенах геометрические фигуры. На стульях приклеены цветы с эмблемами.
Дети заходят в зал, находят свой цветок-стул и рассаживаются.
1 задание.
- А сейчас послушайте, я расскажу вам одну историю:
«Шмель и Мотылек отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Залетели они в первый дом. А вот к кому неизвестно. Узнавать к какой фигуре в гости залетел Шмель пойдет…., а к кому залетел Мотылек - …
- Молодцы, садитесь.
- Вот залетели наши путешественники во второй дом. Куда залетел Шмель? А к кому залетел Мотылек?
- Молодцы, ребята.
- А чтобы получить следующее задание, которое снимет одно из проклятий старой мыши надо ответить на несколько вопросов. Какие вопросы, я не знаю, но зато знает Фея, которая живет вон в той избушке. Но до избушки надо еще добраться.
2 задание.
- Надо сделать 3 шага прямо, повернуть налево и сделать 2 шага, затем повернуться направо и сделать 5 больших шагов, повернуться вокруг себя и дальше к избушке.
В избушке сидит Фея - родитель. Ребенок стучит.
- Кто там?
- А зачем ты пришла? (За заданием)
- Чтобы его получить, тебе надо ответить на мои вопросы:
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели будет завтра?
- Какой день недели был вчера?
- Молодец, ответила на все мои вопросы, вот получай задание.
Игра «Четвертый лишний».
На мольберте заготовлены карточки.
- Ребята, перед вами 4 карточки, надо найти лишнюю и убрать ее.
- Хорошо, сняли еще одно заклятие.
3 задание.
- А до следующего задания нам надо дойти сначала через болото по узенькой тропинке так, чтобы ее не касались ни носки, ни пятки (боком), а затем по кочкам (прыгают из обруча в обруч).
Участвуют все дети.
В конце пути лежит большой конверт, в нем карты-лабиринты.
Дети приносят конверт воспитателю.
- Да тут задачка посложнее, надо помочь ласточке долететь до волшебной страны.
- Вот вам фломастеры, вы должны указать ласточке правильный путь.
- В конце пути вы найдете конверты со следующим заданием.
4 задание. Когда дети пройдут лабиринт, в конце будут лежать конверты с карточками образцами (геометрические фигуры), приносят воспитателю.
- Так, что же здесь надо сделать? Что это за карточки?
- Ребята, нам нужно собрать заколдованные фигуры из геометрического конструктора.
На столах заготовки геометрических фигур по 2 человека за стол. ……..
- Молодцы, ребята. Осталось снять последнее заклятие.
- Посмотрите, какие красивые цветы выросли на нашей поляне. Но что-то тут не так. Что же? (не хватает лепестков). Их тоже заколдовала старая мышь.
- Надо их расколдовать. А для этого нужно собрать лепестки в той последовательности, в какой они расположены на целом цветке.
- Молодцы, садитесь.
- Ну вот, ребята, мы всех расколдовали, сняли все заклятия, которые наложила на Дюймовочку старая мышь.
- Теперь Дюймовочка свободна, давайте ее позовем. Хором: «Дюймовочка!» Выходит Дюймовочка (ребенок подготовительной группы) и благодарит детей за спасение.
- «Ребята, большое спасибо, что спасли меня, что справились с трудными испытаниями. Теперь все уже позади, и я хочу с вами поиграть»
П/и «Чей домик быстрее соберется»
Дети разбиваются на группы по 5 человек.
Домики: на стульях геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Пока играет бубен дети играют, тихонько бегают. Только бубен замолчал, дети должны собраться в свои домики. Игра проводиться 2-3 раза.
- А теперь ребята, садитесь на свои места, я хочу вам преподнести подарок.
- Вот вам волшебный сундучок. Что там, вы посмотрите в группе.
- Ну, а теперь мне пора. До свидания.
В гостях у сказки
Итоговое занятие для детей старшей группы.
Задачи:
- Обобщить полученные знания;
- Закрепить умения по всему пройденному материалу, вычислительные навыки, умение сравнивать числа, знания о составе числа, ориентироваться в пространстве.
- Развивать внимание, мышление.
Демонстрационный материал: Плакаты с изображением сказочных героев, игрушка «домовенок», коробка.
Раздаточный материал: Карточки с цифрами, фишки, карточки для игры «Засели домики числами», карандаши, карточки для сравнения чисел, картинки с примерами для раскрашивания.
Ход занятия
- Ребята, к нам в гости пришли герои сказок со своими математическими заданиями.
Сказочные герои очень любят математику и решили посмотреть, как вы умеете считать, отгадывать загадки, решать задачки. Отгадайте загадку:
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка - картинка.)
- Красная Шапочка пришла не с пустыми руками, она принесла необычный цветок с заданиями, чтобы проверить, как вы считаете. Она хочет поиграть с вами в игру «Убираем цифры по заданию».
- А для этого нужно выложить цифры по порядку.
- Проверьте друг у друга, правильно ли вы разложили цифры.
- Ну а теперь начинаем играть. (На каждом лепестке по задачке».)
- Какая цифра у вас осталась?
- Вот на такую оценку, оценку 5, вы должны стараться учиться в школе.
- Красной Шапочке понравилось, как вы считаете.
Раздается стук.
- Чтобы узнать, кто там стучит, надо отгадать загадку:
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Прикатился … (Колобок)
- Он нам принес вот эти карточки?
- Кто из вас уже догадался, что мы будем делать?
- Молодцы.
- А что значит сравнить?
- Хорошо. За каждый правильный ответ колобок будет давать вам фишки.
Самостоятельная работа детей. При проверке комментируем.
Физминутка:
Заранее завести часы на музыкальную паузу.
- Ой, ребята, слышите, это наши волшебные часы. Они своим сигналом просят нас потанцевать. А танец называется «Часики».
- Посмотрите, кто к нам пришел, пока мы танцевали. (Кот в сапогах). Кто догадался, как его зовут?
- Из какой сказки он пришел?
- А кто же написал эту сказку?
- Молодцы.
- Кот в сапогах хочет поиграть с вами в свою любимую игру «Засели домики числами».
- Помните правила игры? (если не помнят, повторить). Если у детей возникают затруднения, один домик проанализировать.
- Давайте свои карточки отдадим Коту, чтобы он проверил правильно ли вы заселили домики.
- Ребята, а вот следующий герой спрятался от нас. Оставил он только маленькую карту, по которой его можно найти. Внимательно слушайте, я буду вами руководить и говорить куда идти.
- Становитесь вот сюда:5 шагов прямо, повернуть налево и сделать 3 прыжка, повернуться направо и заглянуть под стул, который стоит посередине.
- Какая красивая коробка! Интересно, кто же там прячется?
- Садитесь на места, а я открою коробку.
- Ребята, кто это? (домовенок).
- А знаете, как его зовут? Нафаня.
- Помните, мы читали сказку про домовенка Кузю, а это его друг Нафаня. Нафаня больше всего любит раскрашивать. Вот и вам принес картинки. Они не простые, их надо раскрашивать по правилам.
- Надо решить пример, узнав ответ, вы будете знать, каким цветом раскрасить ту или иную часть картинки. Вам понятно правило? Тогда начинайте. Самостоятельная работа.
Анализ работ.
- Ребята, вам понравились наши гости?
- А кто же к нам приходил?
- Как вы уже заметили, у каждого сказочного героя есть своя любимая игра. А вам какая игра больше всего понравилась?
Мне и нашим гостям очень понравилось, как вы сегодня считали, отгадывали загадки. А домовенок Нафаня передал для вас подарок В коробочке приглашение и шары.
«Дорогие ребята, я приглашаю вас на праздник шаров, который состоится сегодня вечером и дарю вам эти красивые разноцветные шары.»
Задачки на лепестки волшебного цветка
Пять котят да мама-кошка.
Сколько кошек на окошке?
(Шесть.)
Уберите цифру, которая обозначает количество дней в неделе. (7)
У домика утром два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит
Сколько у домика зайцев сидит?
(Один.)
Уберите цифру, которая обозначает число, предыдущее 10. (9)
Сколько в сутках частей? (4)
На полянке, у дубка, мы увидим два грибка
А подальше, у осин, мы найдем еще один.
Кто ответить нам готов: сколько мы нашли грибков? (3)
Кошка в кубики играла, кошка кубик потеряла. Закружилась голова., было три- осталось... (2)
Уберите цифру, обозначающую количество ваших пальце на двух руках. (10)
Семь малюсеньких котят, что дают им - все едят, А один сметаны просит, сколько же тогда котят? (8)
Путешествие в изумрудный город (старшая группа)
Цель:
- Закрепить вычислительные навыки, развивать внимание, мышление, умение сосредотачиваться, упражнять в ориентировке на листе бумаги.
- Воспитывать интерес к процессу познания математики.
Демонстрационный материал. Сказочные персонажи, цветы (ромашки), деревья (ели..) река.
Раздаточный материал. Очки из зелёного пластика, простые карандаши, тетрадные листы в клеточку, д/и «Математическое лото», карточки для геометрического конструктора «Танграм».
Предварительная работа. Чтение сказки «Изумрудный город».
Ход занятия
- Ребята, помните, мы читали сказку «Изумрудный город»?
- Как звали главную героиню?
- Куда она хотела попасть?
- Вот и мы сегодня попробуем попасть в Изумрудный город. А по дороге мы встретим много трудностей, но не простых, а математических. Ну что отправляемся?
Звучит музыка, дети отправляются в путь. По дороге встречаем Чучело.
Чучело. Куда это вы идёте? Можно я с вами пойду?
Все вместе идем дальше.
По дороге преграда - огненная река. Чтобы её перейти, надо выполнить задания.
1. Задачи в стихотворной форме
Ну-ка сколько здесь ребят на горе катается?
Трое в саночках сидят, один дожидается.
* *
На рассвете у корыта утка удочку нашла.
По траве, росой умытой, утка к озеру пришла.
Долго клёва ожидала, подсекла З-х сазанов,
Одного ерша поймала... Сосчитай её улов.
* *
Через поле по прямой шёл баран на водопой Трёх овечек за собою вёл он важно к водопою. Сколько вместе их? Считайте.
Ответ быстро называйте.
* *
Только я в кусты зашла - подосиновик нашла 2 лисички, боровик и зелёный моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?
* *
У Сашки в кармашке конфеты в бумажке. Он дал по конфетке Свете и Пете, Ирине. Галине, Марине и Нине И сам съел конфету. а больше нету. Сколько конфет было у Саши?
4 зайца шли из школы. И вдруг на них напали пчелы ,2 зайчика спаслись едва А сколько не успело?
Потеряла крольчиха крольчат, а крольчата лежат и молчат,
За кадушкой - 1. за кормушкой - 1, под листом - 1, под кустом - 1
Сколько крольчат было у крольчихи?
- Молодцы, теперь смело можем идти дальше.
Заходим в лес, слышим удары топора.
- Ребята, посмотрите, да это же железный дровосек. Что это с ним случилось? (дети вспоминают сказку).
- Чтобы помочь Дровосеку, нам надо найти ответы к примерам.
2. Д/и «Математическое лото».
- Умницы, все с заданием справились, можем идти дальше.
Звучит муз., дети подпевают песню «Мы в город изумрудный идём дорогой трудной».
- А сейчас давайте немного отдохнём. (Дети садятся за столы, на столах: карандаши, лист в клеточку, набор г.к.)
- Хотите узнать, кто встретиться на нашем пути дальше?
- Тогда берите листы и карандаши. Я вам буду диктовать, а вы будете чертить по клеточкам и посмотрим, кто у вас получится.
3. Графический диктант.
- 2 клеточки влево.1 вниз. 2 кл. влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вниз, 1кл. вправо, 1 вниз, 2 кл. вправо, 1 вниз.2 кл. влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вправо, 1 вверх. 1 вправо. 3 вверх. 1 влево! вверх , 2 влево, 1 вверх.
- Что у нас получилось?
- Кто помнит, какой лев был в сказке?
- Вот, чтобы он стал смелым, бесстрашным, ему надо помочь. А для этого надо выложить силуэты по образцу.
4. «Геометрический конструктор». (на каждого ребенка по набору «Танграм».)
- Хорошо, идём дальше. Звучит муз., дети, напевая, идут в раздевалку. В это время в группе развешиваются цветы.
- Ребята, нам осталось совсем немного. Скоро мы будем у ворот Изумрудного города.
- Давайте, отгадаем загадки.
5. Загадки.
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился (пальцы в варежке.)
Пять ступенек - лесенка
На ступеньках - песенка. (Ноты)
По небу лебедь черный рассыпал чудо - зерна
Черный белого позвал. Белый зерна поклевал. (День и ночь.)
Маленький, круглый, а за хвост не поднять. (клубок)
Стоит Антошка на одной ножке
Где солнце встанет, туда он и глянет. (подсолнух)
Входишь в одну дверь, а выходишь из трех
Думаешь, что вышел, а на самом деле вошёл. (рубашка)
Четыре ноги. 2 уха, 1 нос и брюхо. (самовар)
Один говорит, двое глядят, двое слушают. (рот, глаза, уши)
Два брюшка. 4 ушка. (подушка)
- Молодцы. Ну а теперь надо чуть-чуть отдохнуть. Лягте на ковёр, закройте глаза и представьте, что мы плывём на корабле через огромный океан (звучит муз.) Вот мы и приплыли. Чтобы зайти в Изумрудный город, надо обязательно надеть очки, а то сияние изумрудов может нас ослепить.
Заходим в группу, рассматриваем всё. Потом снимаем очки и выясняем, почему всё было изумрудное.
- Молодцы ребята. Понравилось вам наше путешествие?
Можно предложить чаепитие (угощение от волшебника изумрудного города).
Используемая литература.
- Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович «Формирование математических представлений»
- Т.И. Ерофеева, Г.В.Глушкова «Дошкольник изучает математику»