Цели и задачи:
- Повторить табличное умножение и деление на 4;
- Продолжить навыки арифметического счета;
- Закреплять умения решать простые задачи на умножение и деление и составные задачи на сложение и вычитание;
- Совершенствовать навыки нахождения периметра квадрата;
- Развивать произвольное внимание логическое мышление, память;
- Воспитывать дисциплинированность, точность выполнения заданий.
Ход урока
1. Орг.момент
- Сегодня у нас будет не простой урок. Мы с вами отправимся в космическое путешествие. (слайд 1) Проверьте свои принадлежности.
- Сначала вам нужно пройти космическую подготовку. Для этого у вас на столах лежат карточки. Найдите значение выражения.
(Решают примеры на карточках, по ходу раздавать звезды. Приложение 1)
- Молодцы, космическая подготовка завершена.
2. Устный счет
- Все на местах, но ракета не сможет выйти в открытый космос, пока не отойдут три ее ступени.
- Задание на первую ступень. Решите задачу: (слайд 2)
Миша купил в магазине на 28 рублей наборы наклеек, по 4 рубля за каждый? Сколько наборов наклеек купил Миша?
28 : 4 = 7 (наборов)
- Задание на вторую ступень. Сложение замените умножение и вычислите. (слайды 3 - 8)
4+4+4=4*3=12
1+1+1+1+1=1*4=4
- Какое правило применили?
(При умножении 1 на число получаем тоже самое число.)
4+4+4+4+4=4*5=20
- Осталась последняя ступень. (слайд 9)
- Назовите компоненты при делении. (Делимое, делитель, значение частного) (слайд 10)
- Используя данные числа, составьте частные: 6, 4, 24. (слайд 11)
24:4=6
24:6=4
(Делимое, делитель, значение частного).
3. Тема урока
- Наша ракета выходит в открытый космос. А чтобы правильно управлять ракетой, назовите тему урока. (Повторение умножения и деления на 4).
- Откройте свои бортовые журналы, запишите число и классная работа.
- Внимание! У нас на пути загадочная планета Марс. (слайд 12)
- О Марсе нам расскажет исследователь Иван.
(Марс – четвертая по удаленности от Солнца планета. Она так названа в часть древнегреческого бога войны – Марса. Еще ее называют красной планетой, из-за красноватого оттенка поверхности. На Марсе есть потухший вулкан Олимп, самая высока гора в солнечной системе и самый крупный каньон.
- А почему люди не были на Марсе?
- 18 месяцев до Марса и обратно до Земли.)
- Тихо, слышите, с Марса к нам поступают сигналы. Сигналы – открыть учебник на странице 56 № 6 (1 вариант – 3 столбик, 2 вариант – 4 столбик). (слайд 13)
- Что нам предстоит выполнить?
(Решить примеры на порядок действий.)
- Вспомните, как выполняем вычисления?
(1.Скобки.
2. Умножение и деление.
3. Сложение и вычитание.)
- С этим заданием вы справились успешно. Летим дальше. (слайд 14)
- Посмотрите, что выдает наш космический компьютер. В нем какая-то неисправность. Чтобы починить технику, необходимо удалить лишнюю фигуру:
- Какая фигура лишняя? (Квадрат)
- Почему?
(- У квадрата углы прямые, стороны равны).
- Прочитайте задание. (слайд 15)
(Найдите периметр квадрата.)
- Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон) (слайд 16)
- Начертите в журналах квадрат со стороной 4 см.)
- Найдите периметр квадрата, самостоятельно. (Шеремет после с тетрадью устно с места, оценка.)
- Как еще можно вычислить периметр?
4. Физ.минутка. (слайд 17)
- А теперь минута отдыха на корабле. Сделаем разминку. Приглашаю бортпроводника Владислава.
5. Продолжение работы
- Минута отдыха закончена. Посмотрите на монитор космического компьютера. Марсиане просят помочь решить задачу. Познакомьтесь с текстом задачи. (слайд 18)
(Читают задачу глазами.)
В семье Мурианов 14 мурят, в семье Карианов на 25 кариан больше, чем Мурианов, Привунов на 10 привунят меньше, чем Карианов. Сколько всего марсиан живут на планете?
- О чем говорится в задаче?
- Что известно?
- Что неизвестно?
-Кто хочет помочь марсианам?
- Начерти схему задачи.
- Сколько вопросов в задаче?
- Сколько действий?
- Кто затрудняется в решении задачи, работает с нами, кто уверен в своих силах – решает самостоятельно.
- Решает задачу.
14+25=39(ч)- Карианов.
39-10=29(ч)- Привунов
14+39+29=82(ч) – всего
- Запишите ответ: 82 марсианина живут на планете.
- Кто решил задачу иначе?
- Влад любит решать задачи с большими числами. Решил верно. И Валерий со своей задачей справился верно.
- В награду марсиане прислали вам свои фотографии. Однако, связь прервалась и одна фотография не успела до нас дойти. Догадайтесь, какой фотографии не хватает? (слайды 19 - 20)
- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Весь полет проходил в дружеской обстановке.
- Сейчас выполните задание в парах и проверьте друг друга, карандашом поставьте оценки. Но помните, только правильно выполнив задание наш корабль вернется на Землю.
(Работают в парах. Приложение 2)
- Кто получил «5», «4». Молодцы!
- Мы вернулись на Землю в наш родной класс.
6. Рефлексия:
- Сегодня мы с вами не только путешествовали, но и повторяли………..
- Что нового узнали?
Домашнее задание:
- Марсиане на память о путешествии приготовили для вас задание. Повторите таблицу умножения и деления на 4.