Творческая самореализация, раскрытие
творческого потенциала – цель,
добродетель и залог успешного и здорового
существования человека в мире,
смысл и сущность жизни человека.
Аристотель
Почему малыши с таким упоением водят (вернее – возят) карандашом по бумаге? Психологи считают, что таким образом они изливают переполняющие их эмоции; это их способ понимать мир и себя.
Познавая красоту окружающего мира, произведений искусства, как классического, так и народного, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились, вызвали у них желание поделиться своими переживаниями с близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность.
На основе положительного отношения к окружающему миру и эстетической деятельности у детей формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка, эстетические суждения. Все названные психические процессы и качества личности необходимы для успешного развития творчества ребенка.
Что же понимается под художественным творчеством детей дошкольного возраста? Когда говорят о феномене творчества, то имеют в виду создание нового, общественно значимого продукта. И с этой позиции говорить о творчестве детей, казалось бы, не имеет смысла, поскольку дети не могут создавать ничего объективно и принципиально нового. И, тем не менее, отечественные психологи и педагоги — Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков, Н.А.Ветлугина и др. — доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте [1].
Е.А.Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, но перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» [2].
Таким образом, детское творчество – это сознательное отражение ребенком окружающей действительности, в которой появляется новизна, оригинальность, самостоятельная и познавательная активность. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.
Из предлагаемого понимания детского художественного творчества становится очевидным, что одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности.
Художественно-творческая деятельность создает основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, занятия художественно-творческой деятельностью выполняют терапевтическую функцию: отвлекают детей от грустных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.
Но как помочь ребенку открыть себя наиболее
полно? Как создать условия для его творческого
роста и поддержать стремление узнать мир во всех
его проявлениях?
Для этого необходимо:
- Творчески работающий и высоко квалифицированный педагог, который должен создавать мотивацию, развивать потребность детей в творческой деятельности.
- Программы и методики, разрабатываемые совместными усилиями педагогов и ученых.
- Создание эстетической среды.
Возникает вопрос: как включить работу по развитию творческих способностей в педагогический процесс?
- Планирование работы в первой половине дня (утром). Это наиболее благоприятное время для индивидуальной работы с детьми.
- При обучении детей различным техникам изобразительного творчества делать акцент на эстетической сущности изготавливаемого продукта, а не на формальном копировании образца.
- Сочетание индивидуальных и коллективных видов деятельности. В коллективных работах создание условий для самореализации каждого ребенка.
- Интегрированные формы художественно-творческой деятельности как наиболее оптимальные (например, на занятии по математике дети изготавливают рисунок, аппликацию «Нарисуй (сложи) узор»).
- Сочетание различных видов изобразительной деятельности на одном занятии (так, дети рисуют силуэт вагона, а затем приклеивают из цветной бумаги мордашки животных-пассажиров — они смотрят из окна).
- Создание условий для самостоятельного изготовления рисунка, аппликации, поделки.
- Использование различной по цвету, фактуре и размеру бумаги; различных материалов для изобразительной деятельности.
- Создание обстановки общей увлеченности и творчества.
- Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через информационные центры; обмен мнениями и творческими идеями между педагогами и родителями на семинарах-практикумах, игровых тренингах и др. [3].
А какие условия необходимы для развития творческих способностей детей в рисовании?
Организуя работу с детьми по развитию творческих способностей в рисовании, во-первых, нами обращалось внимание на обучение различным техникам: кляксография, рисование пальцами, рисование поролоном, рисование по мокрому, набрызг, отпечаток ладони с преобразованием в рисунок, граттаж, рисование с «промыванием» рисунка и др., применению каждого вида изображения отдельно и в комплексе различные их виды (Приложение 1).
Преимущество заключалось в том, что каждое из предложенных занятий варьировалось. Например, работа в технике граттаж проводилась на нескольких занятиях, но при этом изменялась тематика: «Вечерний город», «Сказочный лес», «На морском дне», «Весна в образе девушки».
Рисование с «промыванием» рисунка также было разнообразным «Дождь», «Осень», «Мое настроение», «Настроение в природе».
Уникальные получились рисунки из ладошки «Птички», «Грибы в корзинке (на полянке)», «На лесной полянке».
Рисование по сырой бумаге использовалось на следующих занятиях: «И поплыли по небу облака», «Листопад», «Радуга-дуга» и т.д. Кроме того, каждое новое занятие требовало от детей несколько по-другому изобразить предмет, персонаж (в другой позе, другим цветом, ввести в сюжет и т.п.) используя разнообразные изобразительные материалы.
Поэтому у детей не закреплялся определенный
шаблон в изображении.
Во-вторых, на многих занятиях использовались
игровые приемы для создания игровой мотивации и
для объяснения предстоящей работы. Это
дидактические игры, игровые упражнения, задания
типа «Что произойдет, если…», «Выведение
следствий», «Цепочка слов», «Укрась слово» и др. (Приложение 2).
Перечисленные задания, упражнения
способствовали развитию творческого потенциала
у детей дошкольного возраста.
В-третьих, при рассматривании и оценке детских рисунков выделялось и оценивалось: его общее настроение, сюжет, смысловая и эмоциональная трактовка, композиционное решение; поощрялось: самостоятельность рисования, активность авторской позиции в отношении к изображаемому, использование различных изобразительных материалов и возможностей инструментов, изобретательность в поиске приемов изображения и способов выражения образов и настроений; было проявлено: доброе внимание, понимание и желание увидеть все содержание рисунка ребенка.
Такой подход к проведению занятий по рисованию помог художественно-изобразительному развитию детей, что позволило избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий; способствовал накоплению у детей положительных эмоций, что в итоге и повысило уровень их творческих способностей.
Несмотря на то, что занятия были направлены на развитие творческих способностей, почти у всех детей произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных решений. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием, появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В определенной степени у детей сформировалась привычка к свободному самовыражению.
Можно с уверенностью сказать, что, развивая творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и должны чутко улавливать такие особенности каждого ребенка, чтобы построить свои взаимоотношения с их учетом.
Список литературы:
- Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972. – С. 35.
- Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 264с.
- Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. – М.: Педагогическое общество России, 1994. – 120с.