"Открой простор для творчества"

Разделы: Работа с дошкольниками


Творческая самореализация, раскрытие творческого потенциала – цель,
добродетель и залог успешного и здорового существования человека в мире,
смысл и сущность жизни человека.

Аристотель

Почему малыши с таким упоением водят (вернее – возят) карандашом по бумаге? Психологи считают, что таким образом они изливают переполняющие их эмоции; это их способ понимать мир и себя.

Познавая красоту окружающего мира, произведений искусства, как классического, так и народного, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились, вызвали у них желание поделиться своими переживаниями с близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность.

На основе положительного отношения к окружающему миру и эстетической деятельности у детей формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка, эстетические суждения. Все названные психические процессы и качества личности необходимы для успешного развития творчества ребенка.

Что же понимается под художественным творчеством детей дошкольного возраста? Когда говорят о феномене творчества, то имеют в виду создание нового, общественно значимого продукта. И с этой позиции говорить о творчестве детей, казалось бы, не имеет смысла, поскольку дети не могут создавать ничего объективно и принципиально нового. И, тем не менее, отечественные психологи и педагоги — Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков, Н.А.Ветлугина и др. — доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте [1].

Е.А.Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, но перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» [2].

Таким образом, детское творчество – это сознательное отражение ребенком окружающей действительности, в которой появляется новизна, оригинальность, самостоятельная и познавательная активность. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

Из предлагаемого понимания детского художественного творчества становится очевидным, что одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности.

Художественно-творческая деятельность создает основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, занятия художественно-творческой деятельностью выполняют терапевтическую функцию: отвлекают детей от грустных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.

Но как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?
Для этого необходимо:

  1. Творчески работающий и высоко квалифицированный педагог, который должен создавать мотивацию, развивать потребность детей в творческой деятельности.
  2. Программы и методики, разрабатываемые совместными усилиями педагогов и ученых.
  3. Создание эстетической среды.

Возникает вопрос: как включить работу по развитию творческих способностей в педагогический процесс?

  1. Планирование работы в первой половине дня (утром). Это наиболее благоприятное время для индивидуальной работы с детьми.
  2. При обучении детей различным техникам изобразительного творчества делать акцент на эстетической сущности изготавливаемого продукта, а не на формальном копировании образца.
  3. Сочетание индивидуальных и коллективных видов деятельности. В коллективных работах создание условий для самореализации каждого ребенка.
  4. Интегрированные формы художественно-творческой деятельности как наиболее оптимальные (например, на занятии по математике дети изготавливают рисунок, аппликацию «Нарисуй (сложи) узор»).
  5. Сочетание различных видов изобразительной деятельности на одном занятии (так, дети рисуют силуэт вагона, а затем приклеивают из цветной бумаги мордашки животных-пассажиров — они смотрят из окна).
  6. Создание условий для самостоятельного изготовления рисунка, аппликации, поделки.
  7. Использование различной по цвету, фактуре и размеру бумаги; различных материалов для изобразительной деятельности.
  8. Создание обстановки общей увлеченности и творчества.
  9. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через информационные центры; обмен мнениями и творческими идеями между педагогами и родителями на семинарах-практикумах, игровых тренингах и др. [3].

А какие условия необходимы для развития творческих способностей детей в рисовании?

Организуя работу с детьми по развитию творческих способностей в рисовании, во-первых, нами обращалось внимание на обучение различным техникам: кляксография, рисование пальцами, рисование поролоном, рисование по мокрому, набрызг, отпечаток ладони с преобразованием в рисунок, граттаж, рисование с «промыванием» рисунка и др., применению каждого вида изображения отдельно и в комплексе различные их виды (Приложение 1).

Преимущество заключалось в том, что каждое из предложенных занятий варьировалось.  Например, работа в технике граттаж проводилась на нескольких занятиях, но при этом изменялась тематика: «Вечерний город», «Сказочный лес», «На морском дне», «Весна в образе девушки».

Рисование с «промыванием» рисунка также было разнообразным «Дождь», «Осень», «Мое настроение», «Настроение в природе».

Уникальные получились  рисунки из ладошки «Птички», «Грибы в корзинке (на полянке)», «На лесной полянке».

Рисование по сырой бумаге использовалось на следующих занятиях:  «И поплыли по небу облака», «Листопад», «Радуга-дуга» и т.д. Кроме того, каждое новое занятие требовало от детей несколько по-другому изобразить предмет, персонаж (в другой позе, другим цветом, ввести в сюжет и т.п.) используя разнообразные изобразительные материалы.

Поэтому у детей не закреплялся определенный шаблон в изображении.
Во-вторых, на многих занятиях использовались игровые приемы для создания игровой мотивации и для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, задания типа «Что произойдет, если…», «Выведение следствий», «Цепочка слов», «Укрась слово» и др. (Приложение 2). Перечисленные задания, упражнения способствовали развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

В-третьих, при рассматривании и оценке детских рисунков выделялось и оценивалось: его общее настроение, сюжет, смысловая и эмоциональная трактовка, композиционное решение; поощрялось: самостоятельность рисования, активность авторской позиции в отношении к изображаемому, использование различных изобразительных материалов и возможностей инструментов, изобретательность в поиске приемов изображения и способов выражения образов и настроений; было проявлено: доброе внимание, понимание и желание увидеть все содержание рисунка ребенка.

Такой подход к проведению занятий по рисованию помог художественно-изобразительному развитию детей, что позволило избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий; способствовал накоплению у детей  положительных эмоций, что в итоге и повысило уровень их творческих способностей.

Несмотря на то, что занятия были направлены на развитие творческих способностей, почти у всех детей произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных решений. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием, появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В определенной степени у детей сформировалась привычка к свободному самовыражению.

Можно с уверенностью сказать, что, развивая творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и должны чутко улавливать такие особенности каждого ребенка, чтобы построить свои взаимоотношения с их учетом.

Список литературы:

  1. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972. – С. 35.
  2. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 264с.
  3. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. – М.: Педагогическое общество России, 1994. – 120с.