Цели урока:
- Показать возможности использования существительных в собственной речи;
- С психологических позиций продемонстрировать учащимся, как по-разному воспринимается разными людьми одно и то же слово;
- Развивать речь; обогащать словарный запас учащихся;
- Научить собирать материал и писать мини-сочинения о своих впечатлениях от слова;
- Воспитывать чувство патриотизма.
Подготовительная работа:
- создание презентации;
- опережающее домашнее задание для учащихся – найти из разных источников информацию о происхождении слов Русь, Россия.
Оборудование:
- мультимедиа-проектор;
- презентация (Приложение).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Сегодня на уроке мы будем готовиться собирать материал для написания сочинения по слову. Оформим записи в тетради: число, тема урока. (Слайд 1)
2. Работа с ассоциациями
– Иногда то или иное произнесённое,
прочитанное или написанное слово вызывает в
нашей душе некоторые воспоминания, какие-то
впечатления или ассоциации. Что такое
ассоциация? Это связи, возникающие в нашем
сознании при восприятии слов. Наши впечатления,
воспоминания – слуховые, зрительные. (Слайд 2)
Запишите в тетрадь определение.
– Проведём ассоциативный эксперимент. Я назову
слово, а вы быстро записываете то слово, которое
пришло на ум первым, когда вы услышали
произнесённое слово. Это слово – «Россия».
(Учащиеся быстро молча записывают слова-реакции, возникшие на слово-стимул).
– Зачитываем ассоциации к слову «Россия». Это
– страна, государство… Сравните и сделайте
вывод о том, почему вы записали именно такие
ассоциации. С чем в вашем сознании связаны эти
слова?
Слайд 3. Возможные ассоциации.
Слайд 4. Эпиграфом нашего урока я взяла слова
поэта 20 века Вадима Шефнера.
«Словом можно лечить,
словом можно убить,
словом можно полки за собой повести…»
– Именно с ассоциацией мы сталкиваемся, когда
читаем высказывание С.Есенина, который говорил о
своём восприятии слова «Россия»:
«Россия! Какое хорошее слово… и «роса», и «сила»,
и «синее» что-то!»
Слайд 5.
– Как вы думаете, почему у Сергея Есенина
возникли именно такие ассоциации?
3. Работа со словом (словарная работа).
– Читаем стихотворение Л.Татьяничевой «Я у старого дуба спросила…»:
(Слайды 6, 7)
Я у старого дуба спросила,
Долгожителя отчих полей:
– Кто распевное имя Россия
Дал Отчизне твоей и моей?
Дуб ответил, вершину склоняя:
–Это было ещё до меня…
Отыскала я древний курган:
– Хочешь, в ноги тебе поклонюсь.
Ты скажи мне, степной великан,
Кто придумал название Русь?
Услыхала я тихий ответ:
– Здесь стою с незапамятных лет.
Но не помню рожденья Руси,
Ты об этом у Волги спроси!
Я пришла предрассветной порой
На откос, где растёт краснотал:
– Волга-матушка, тайну открой!
Волга звёзды качает в горсти,
А в глазах – доброта,
Не упрёк:
Кто Россию Россией назвал?
– Дал могучее имя Руси
Тот, кто Волгою Волгу нарёк!
– Ответьте на вопрос, прозвучавший в
стихотворении: так кто же дал имя России? Почему
именно так назвали: Россия, Русь?
– Приведите известные вам версии, как и откуда
появилось это слово.
Ребята зачитывают свои найденные версии. (Учитель – есть версия, что слово произошло от названий древних племён, населявших когда-то территорию нашей страны).
– С каким цветом ассоциируется у вас это слово?
Объясните, почему вы так считаете.
– У С.Есенина Русь чаще всего голубая: «…Я
покинул родимый дом, голубую оставил Русь».
«Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза».
Синь – это речные просторы, озера, голубое небо…
– А можно ли представить Русь коричневую,
фиолетовую, чёрную? Какую цветовую гамму
используете вы при описании Руси?
– Какие однокоренные слова или синонимы можно
подобрать к данному слову? Синонимы: Россия,
Русый, Росы, Отчизна, Родина, мать.
Однокоренные слова: Россия, россиянин.
Запишите их в тетрадь.
– Проведём эксперимент: как вы считаете, можно ли сказать «деревянная Русь», «белокаменная Русь»? А «стальная»? Обоснуйте свою точку зрения.
Слайды 8-13. Вашему вниманию я представляю несколько фотографий архитектурных сооружений, созданных в прошлые века. Что это? Это русские храмы и соборы. Это мои ассоциации со словом Русь, такой я её представляю. Какая Русь на них представлена?
4. Работа с текстом
– Прослушайте текст.
– Какие ассоциации связаны у автора текста со
словом «Россия»?
– Какое новое значение слова раскрыто в этом
тексте? Выпишите для себя …
Русь
Короткое – в один слог всего! – а какое
просторное и загадочное слово! Оно пришло к
нам из седой древности и навеки осталось с нами…
Русь, Русские, Россия, Россияне.
Может быть, слова эти родственны словам: русло, то
есть ложе реки, по которому она течёт.
Русалка – сказочная обитательница рек и озёр с
прекрасным лицом и рыбьим хвостом.
Роса и производное от него слово росяница –
обильная роса, лежащая поутру на травах или
деревьях.
Иными словами, Русь – это страна, где много рек и
озёр, а русский – это человек, живущий у воды.
Есть у слова Русь и ещё значение, которое я не
вычитал в книгах, а услышал из первых уст от
живого человека.
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу
горшок с красным цветком. Говорит, а у
самой голос подрагивает от радости:
– Цветочек-то погибал. Я его вынесла на Русь – он
и зацвёл!
– На Русь? – ахнул я.
– На Русь, – подтвердила хозяйка.
Я молчу, боюсь, что слово забудется, упорхнёт, – и
нет его, откажется от него хозяйка.
Осторожней осторожного спрашиваю:
– Что такое – Русь?
– Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё
светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая
девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не
слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слёзы из глаз от радости.
Русь – светлое место!
Русь – страна света.
Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница
моя! Мне всегда виделся невечерний свет в имени
твоём, коротком, как вдох счастья.
(По С.Романовскому).
– Какие ассоциации связаны у автора текста со
словом «Россия»?
– Какое новое значение слова раскрыто в этом
тексте?
– Что вам понравилось в этом тексте, что
поразило?
5. Написание сочинения-миниатюры о слове «Россия»
Существует несколько видов мини-сочинений:
- сочинение-миниатюра,
- сочинение-размышление,
- сочинение по впечатлениям,
- сочинение-эссе.
Задание: выберите один из видов сочинения и изложите в нём все свои мысли, впечатления от сегодняшнего урока на тему «Россия».
(Если не успевают на уроке, то это и есть домашнее задание).