Цели:
- ввести правило вычитания суммы из числа, использовать его для рационализации вычислений;
- отрабатывать вычислительные навыки;
- развивать умение решать задачи, составлять выражения к задачам;
- способствовать развитию мыслительных операций, математических способностей, речи учащихся.
Оборудование: учебник Л.Г.Петерсон Математика 2 класс, часть 2, веерцифр, сигнальные карточки, рисунок зайчонка, карточки с числами, карточки с числовыми и буквенными выражениями, схемы к задачам, листы с тестовыми заданиями, рисунки домиков и животных клогической задаче.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко открыты!
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте.
II. Актуализация знаний
1. Числовые ряды
– Живёт на свете маленький зайчик. Больше всего
он любит прятаться в разные математические
задания.
– Какое число спряталось за зайчонком?
– Какая прослеживается закономерность в каждом
ряду?
60 … 56 54 52 (58)
… 130 160 190 220 (100)
12 22 32 … 52 (42)
2. Составление равенств
Я предлагаю вам игру.
И три числа я вам даю.
А вы на числа посмотрите,
Что с ними делать предложите.
(58, 42, 100)
– Чем являются числа 42 и 58? Число 100?
– Как найти целое?
– Как найти часть?
– Как называются числа при сложении?
– Как называются числа при вычитании?
3. Нахождение значений выражений.
– Зайчонок приготовил для вас следующее задание. Прочитайте и найдите значение выражения. (Один ученик выбирает выражение, читает его, ученики решают, ответ показывают с помощью веера цифр).
23 + (57 +18) = 98
5 + (12 + 65) = 82
(28 + 36) + 4 = 68
– Какие свойства сложения позволили упростить вычисления? (Переместительное, сочетательное свойства сложения).
78 – (24 + 4) = 50
(96 – 46) + 13 = 63
(54 – 34) – 6 = 14
87 – (7 + 15) = 65
III. Постановка учебной задачи
– Как удобнее вычесть из 87 сумму чисел 7 и 15?
– Из 87 удобно сначала вычесть 7, получится 80, а затем вычесть 15, получится 65:
87 – 7 – 15 = 65
– Ответы получились одинаковые. Значит выражения 87 – (7 + 15) и 87 – 7 – 15 тоже должны быть равны, но это нужно доказать.
– Заменим числовые выражения буквенными.
а – (в + с) а – в – с
– Выясним, равны ли эти выражения.
IV. «Открытие» нового знания
– Сравним выражения, используя схемы.
а – (в + с)
– Что нужно выполнить первым действием? (Найти
сумму в и с).
– Чему равно значение первого выражения? (d)
– Чему равно значение второго выражения? (d)
– Какой можно сделать вывод?
а – (в + с) = а – в – с
– Как можно вычесть сумму из числа?
– Чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала
вычесть одно слагаемое, а потом другое.
V. Физкультминутка
VI. Первичное закрепление
1. №1, с. 44
– Чему равно значение первого выражения?
– Чему равно значение второго выражения?
– Сделайте вывод и запишите его.
– Прочитайте по учебнику, как можно вычесть
сумму из числа (с. 44).
– Как можно вычесть сумму из числа?
– А сейчас мы узнаем, где можно применить этот
приём.
2. Составление выражений и нахождение их значений.
№2, с. 44 – выполняется на доске и в тетрадях с подробным комментированием.
а) 914 – 58 – 42 = 814
б) 914 – (58 + 42) = 814
– Как удобнее считать? (Удобнее из числа вычесть сумму).
3. Решение задачи.
№3, с. 44
– Отгадайте, о чём идёт речь?
Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом семьёю живём.
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено.
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче?
– Что надо найти?
– Заполним схему. (Схема в учебнике и на доске).
– Что надо найти часть или целое?
– Как найти часть?
– Составим выражение.
45 – 15 – 13 = 17 (м.)
45 – (15 + 13) = 17 (м.)
– Какой из способов удобнее?
4. Нахождение значений выражений удобным способом с комментированием.
№4, с 44.
VII. Самостоятельная работа
– А теперь проверьте, как вы усвоили новую тему.
I вариант 86 – (6 + 45) = 35 |
II вариант 89 – (69 + 5) = 15 |
Два ученика работают на доске, остальные на листочках. Проверка с помощью сигнальных карточек.
VIII. Повторение изученного
1. «Блиц-турнир».
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
– Вы правильно отгадали загадку, а сейчас мы будем решать задачи, в которых речь идёт о книгах.
№ 6, с.45.
– Составьте к задачам выражения и запишите их.
1) a + b
2) a – b
3) c + d
4) c + (c – m)
5) a + (b – c)
6) m + n + k
7) a – b – c, a – (b + c)
Проверка. Ученик называет выражение, на доске появляется карточка.
– Чем интересна задача под №7?
– Как можно вычесть сумму из числа?
2. Выполнение заданий теста.
– В тесте четыре задания, каждое задание имеет три варианта ответа. Выберите правильный ответ, в столбике «Самостоятельный выбор» запишите его. Правильным могут быть один, два варианта.
Тест.
Задание 1. | Самостоятельный выбор |
Выбор в паре |
Найди выражение, значение которого
равно 70. а) 95 – (35 + 10) |
||
Задание 2. | Самостоятельный выбор |
Выбор в паре |
Выбери запись, соответствующую
выражению 30 – (15 + 3) а) К разности чисел 30 и 15
прибавить 3 |
||
Задание 3. | Самостоятельный выбор |
Выбор в паре |
В каком выражении верно указан порядок
действий? 1
3 2 4 2 3
1 4 1 2
3 4 |
||
Задание 4. | Самостоятельный выбор |
Выбор в паре |
Выбери верное равенство а) a – (b + c) = a –
b + c |
– Сравните свой выбор с выбором соседа. Объясните, почему вы выбрали этот вариант. Выберите верный ответ вместе и запишите его.
3. Решение логической задачи «Кто где живёт?»
«Ёжик, лисичка и зайчик живут на одной улице, каждый в своём домике. Зайчик и лисичка живут в домиках с большими окнами. Лисичка и ёжик живут в домиках с высокой крышей. Кто где живёт?»
IX. Итог урока
Скоро прозвенит звонок,
Пора заканчивать урок.
– Чему учились на уроке?
– Какое правило узнали?
– Как можно вычесть сумму из числа?
– Урок окончен. Спасибо за работу.