Урок в 10-м классе "Дворцовые перевороты"

Разделы: История и обществознание


1. Определение учебных результатов

После занятия обучающиеся смогут:

Знания:

– называть причины дворцовых переворотов;
– знать последствия дворцовых переворотов для развития страны;
– давать характеристику правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы I, Петра III.

Умения:

– воспроизводить исторический материал;
– анализировать изученное;
– оценивать исторические события;
– работать в группе;
– работать с дополнительной литературой, дисками.

Отношения, ценности, внутренние установки:

– выразить свое отношение к событиям XVIII века;
– задуматься о влиянии борьбы за власть на развитие государства.

2. Основные понятия: кондиции, гвардейцы, дворцовый переворот, фаворит, конституционная монархия, престолонаследник, абсолютизм, династия, Верховный тайный совет, бироновщина, манифест, олигархия.

3. Основная деятельность на занятии:

– работа в группах;
– составление таблицы «Политические силы в борьбе за власть».

4. Ресурсы к занятию:

– сетевые диски «История Отечества 882-1917», «Энциклопедия истории России 862-1917»;
– А.Н.Зыков «Краткая история России в лицах», г.Канск, 1998г.
– А.Н. Сахаров «История России» Учебник для 10 класса, М., Русское слово, 2006г.

ХОД УРОКА

1. Мотивация

Почему тему «Дворцовые перевороты» я назвала «Ничтожные наследники Великого исполина»?

2. Объявление темы, учебных результатов, хода занятия

3. Предоставление необходимой информации

Мини-лекция учителя по плану:

I. Причины дворцовых переворотов;
II. Борьба за власть:

1. Екатерина I;
2.  Петр II;
3. Анна Иоанновна;
4. Иоанн Антонович;
5. Елизавета I
6. Петр III.

4. Интерактивное упражнение

Цель: в течение урока изучить, какие силы боролись за власть после смерти Петра I на основе сетевых дисков «История Отечества 882-1917», «Энциклопедия истории России 862-1917»; книги А.Н.Зыкова «Краткая история России в лицах», г.Канск, 1998г.; учебника А.Н. Сахарова «История России» для 10 класса, М., Русское слово, 2006г.

Группы обучающихся произвольны для выполнения работы:

– составить таблицу «Политические силы в борьбе за власть»;
– сделать вывод об итогах правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Иоанна Антоновича, Елизаветы I, Петра III.

5. Подведение итогов занятия. (Рефлексия)

«Почему тему «Дворцовые перевороты» я назвала «Ничтожные наследники Великого исполина»?

6. Домашнее задание:  А.Н. Сахаров «История России» Учебник для 10 класса, М., Русское слово, 2006г. параграф № 14-15; ответить на вопросы учебника.

Политические силы в борьбе за власть.

Кто? Годы правления Кто поддержал? Основное содержание правления Итоги
Екатерина I 1725-1727 Гвардейские полки, ближайшие соратники Петра, А. Меньшиков Создание Верховного тайного совета, ограничение функций Сената. Установление очередности престолонаследия. Открытие Академии наук, организация экспедиции на Камчатку. Разрешение дворянам заниматься торговлей и промышленностью, увольнения из армии на три года. Начало отказа от наследия Петра Великого.

Усиление эксплуатации крестьян, рост повинностей, разорявших хозяйство.

Ухудшение боевой подготовки армии.

Петр II 1727-1730 Аристократи

ческие круги, Долгорукие

Двор переехал в Москву, бездействие флота.
Анна Иоанновна 1730-1740 Эпоха немецкого владычества, А. Остерман, Э. Бирон Ликвидация Верховного тайного совета, создание Кабинета министров. Создание кадетского корпуса, ограничение дворянской службы. Отмена майората. Право помещиков определять крепостным меру наказания за побег, сбора подушной подати с крестьян. Отмена протекционистского тарифа.
Иоанн Антонович 1740-1741 Немецкое дворянство, А. Остерман, Б.Миних  
Елизавета II 1741-1761 Гвардейцы, А. Разумовский, Шуваловы Отмена смертной казни. Право помещиков ссылать крепостных в Сибирь. Восстановление полномочий Сената. Семилетняя война. Отмена внутренних таможен. Учреждение Дворянского, Купеческого банков.
Петр III 1761-1762 Не имел опоры Дарование вольности всему российскому дворянству. Секуляризация церковных земель.