1. Определение учебных результатов
После занятия обучающиеся смогут:
Знания:
– называть причины дворцовых переворотов;
– знать последствия дворцовых переворотов для
развития страны;
– давать характеристику правления Екатерины I,
Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы I, Петра III.
Умения:
– воспроизводить исторический материал;
– анализировать изученное;
– оценивать исторические события;
– работать в группе;
– работать с дополнительной литературой,
дисками.
Отношения, ценности, внутренние установки:
– выразить свое отношение к событиям XVIII века;
– задуматься о влиянии борьбы за власть на
развитие государства.
2. Основные понятия: кондиции, гвардейцы, дворцовый переворот, фаворит, конституционная монархия, престолонаследник, абсолютизм, династия, Верховный тайный совет, бироновщина, манифест, олигархия.
3. Основная деятельность на занятии:
– работа в группах;
– составление таблицы «Политические силы в
борьбе за власть».
4. Ресурсы к занятию:
– сетевые диски «История Отечества 882-1917», «Энциклопедия
истории России 862-1917»;
– А.Н.Зыков «Краткая история России в лицах», г.Канск,
1998г.
– А.Н. Сахаров «История России» Учебник для 10
класса, М., Русское слово, 2006г.
ХОД УРОКА
1. Мотивация
Почему тему «Дворцовые перевороты» я назвала «Ничтожные наследники Великого исполина»?
2. Объявление темы, учебных результатов, хода занятия
3. Предоставление необходимой информации
Мини-лекция учителя по плану:
I. Причины дворцовых переворотов;
II. Борьба за власть:
1. Екатерина I;
2. Петр II;
3. Анна Иоанновна;
4. Иоанн Антонович;
5. Елизавета I
6. Петр III.
4. Интерактивное упражнение
Цель: в течение урока изучить, какие силы боролись за власть после смерти Петра I на основе сетевых дисков «История Отечества 882-1917», «Энциклопедия истории России 862-1917»; книги А.Н.Зыкова «Краткая история России в лицах», г.Канск, 1998г.; учебника А.Н. Сахарова «История России» для 10 класса, М., Русское слово, 2006г.
Группы обучающихся произвольны для выполнения работы:
– составить таблицу «Политические силы в
борьбе за власть»;
– сделать вывод об итогах правления Екатерины I,
Петра II, Анны Иоанновны, Иоанна Антоновича,
Елизаветы I, Петра III.
5. Подведение итогов занятия. (Рефлексия)
«Почему тему «Дворцовые перевороты» я назвала «Ничтожные наследники Великого исполина»?
6. Домашнее задание: А.Н. Сахаров «История России» Учебник для 10 класса, М., Русское слово, 2006г. параграф № 14-15; ответить на вопросы учебника.
Политические силы в борьбе за власть.
Кто? | Годы правления | Кто поддержал? | Основное содержание правления | Итоги |
Екатерина I | 1725-1727 | Гвардейские полки, ближайшие соратники Петра, А. Меньшиков | Создание Верховного тайного совета, ограничение функций Сената. Установление очередности престолонаследия. Открытие Академии наук, организация экспедиции на Камчатку. Разрешение дворянам заниматься торговлей и промышленностью, увольнения из армии на три года. | Начало отказа от наследия
Петра Великого. Усиление эксплуатации крестьян, рост повинностей, разорявших хозяйство. Ухудшение боевой подготовки армии. |
Петр II | 1727-1730 | Аристократи ческие круги, Долгорукие |
Двор переехал в Москву, бездействие флота. | |
Анна Иоанновна | 1730-1740 | Эпоха немецкого владычества, А. Остерман, Э. Бирон | Ликвидация Верховного тайного совета, создание Кабинета министров. Создание кадетского корпуса, ограничение дворянской службы. Отмена майората. Право помещиков определять крепостным меру наказания за побег, сбора подушной подати с крестьян. Отмена протекционистского тарифа. | |
Иоанн Антонович | 1740-1741 | Немецкое дворянство, А. Остерман, Б.Миних | ||
Елизавета II | 1741-1761 | Гвардейцы, А. Разумовский, Шуваловы | Отмена смертной казни. Право помещиков ссылать крепостных в Сибирь. Восстановление полномочий Сената. Семилетняя война. Отмена внутренних таможен. Учреждение Дворянского, Купеческого банков. | |
Петр III | 1761-1762 | Не имел опоры | Дарование вольности всему российскому дворянству. Секуляризация церковных земель. |