Разработка проектного урока "Химическая промышленность России"

Разделы: География


Цель урока: изучить особенности химической промышленности.

Задачи:

  • Образовательные:
    • рассмотреть особенности химической промышленности России;
    • показать ее значение в экономике России;
    • раскрыть особенности размещения химической промышленности;
  • Развивающие:  
    • продолжить формирование умений, анализировать, выявлять причинно – следственные связи; заполнить таблицу «Химическая промышленность»; 
    • находить отрасли, выпускаемую продукцию, центры, факторы размещения химической промышленности;
  • Воспитательные:
    • воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: объяснение, самостоятельная работа.

Требования согласно программе:

  • иметь представление об особенностях химической промышленности;
  • знать основные районы размещения химической промышленности, факторы размещения основных производств, роль и значение отрасли.
  • уметь самостоятельно работать  с ресурсами Интернет, с текстом учебника и с картой.

Междисциплинарные связи: география, история, химия.

Внутридисциплинарные связи: биогеография с основами экологии.

Обеспечение занятия:

  • наглядные пособия: карта химической промышленности России; карты атласа; географические словари;
  • оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

  • Приветствие;
  • Подготовка аудитории к работе;
  • Наличие учащихся.

2. Мотивация учебной деятельности

Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности.

Знания об особенностях химической промышленности позволяют глубже понимать происходящие процессы, происходящие сегодня.

План

1. История развития отрасли.
2. Химико-лесной комплекс. Особенности химической промышленности.
3. Виды отраслей, продукция, факторы размещения и центры химической промышленности.
4. Основные базы химической промышленности.

3. Сообщение домашнего задания: &28 – 29, с.143-150.

Опережающее задание: подготовить сообщение о промышленных лесах России.

4. Закрепление изученного материала.

Отработать вопросы и задания для закрепления темы.

5. Подведение итогов занятий.

1. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.

2. Оценить работу учеников во время занятий.

I. Изучение нового материала

1. История развития отрасли (Приложение 1, слайды 3, 4)

Химико-лесной комплекс состоит из двух крупных отраслей – химической и лесной. Объединяет эти отрасли в один комплекс то, что обе они используют природное (минеральное и растительное) сырье.
Ведущую роль играет химическая промышленность, которая является авангардной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет развитие научно-технической революции через химизацию хозяйства.
Химическая промышленность – отрасль промышленности, включающая производство продукции из углеводородного, минерального и другого сырья путём его химической переработки.
Химическая промышленность выделилась в отдельную отрасль с началом промышленного переворота. Первые заводы по производству серной кислоты – важнейшей из минеральных кислот, применяемых человеком, были построены в 1740 (Великобритания, Ричмонд), в 1766 (Франция, Руан), в 1805 (Россия, Подмосковье), в 1810 (Германия, Лейпциг). Для обеспечения потребностей развивающихся текстильной и стекольной промышленности возникло производство кальцинированной соды. Первые содовые заводы появились в 1793 (Франция, Париж), в 1823 (Великобритания, Ливерпуль), в 1843 (Германия, Шёнебек-на-Эльбе), в 1864 (Россия, Барнаул). С развитием в середине XIX в. Сельского хозяйства появились заводы искусственных удобрений: в 1842 в Великобритании, в 1867 в Германии, в 1892 в России. Сырьевые связи, раннее возникновение индустрии способствовали становлению Великобритании, как мирового лидера в химическом производстве, на протяжении трёх четвертей XIX в. С конца XIX в. С ростом потребности экономик в органических веществах лидером в химической промышленности становится Германия. Благодаря быстрому процессу концентрации производств, высокому уровню научно – технического развития, активной торговой политике Германия к началу XX в. Завоёвывает мировой рынок химической продукции.
В США химическая промышленность начала развиваться позже, чем в Европе, но уже к 1913 г. По объему производства химической продукции США заняли и с тех пор удерживают 1-е место в мире среди государств. Этому способствуют богатейшие запасы полезных ископаемых, развитая транспортная сеть, мощный внутренний рынок. Лишь к концу 80-х годов химическая индустрия стран ЕС в общем исчислении превысила объёмы производства в США.

2. Химико-лесной комплекс. Особенности химической промышленности (Приложение 1, слайд 5).

Химико-лесной комплекс состоит из двух крупных отраслей –химической и лесной. Объединяет эти отрасли в один комплекс то, что обе они используют природное (минеральное и растительное) сырье.
Ведущую роль играет химическая промышленность, которая является авангардной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет развитие научно-технической революции через химизацию хозяйства.
Валовой объём производства химической промышленности в мире составляет около 2 трлн. долл. Объём промышленного производства химической и нефтехимической промышленности России в 2008 году составил 528156 млн. рублей.

Задание №1 (Приложение 1, слайды 6, 7)

– Химическая промышленность отличается от других отраслей рядом особенностей. Самостоятельно работая с текстом учебника (с.144) выявить три особенности химической промышленности.

3. Виды отраслей, продукция, факторы размещения и центры химической промышленности

 Задание 2 (Приложение 1, слайды 8, 9)

– Работая с текстом учебника и ресурсами Интернет (с.145-148, рис. 47, табл.33; карта атласа «Химическая промышленность»), заполнить таблицу «Химическая промышленность России».

Задание 3 (Приложение 1, слайды 10, 11)

Отметить на контурной карте основные базы химической промышленности России.

II. Закрепление изученного материала (Приложение 1, слайд 12)

Приложение 2

Информационные источники:

1. Ром В.Я, Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2007.
2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. – М.: ВАКО, 2007.
3. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10 классы). – М.: Просвещение, 2006.
4. Ресурсы Интернет.