Интегрированный урок-размышление (обществознание + психология) по теме "Поговорим, как взрослые, о дружбе, о любви"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели: (Приложение 1, слайд 1)

  • формирование нравственной культуры, понимание значения таких нравственных категорий, как дружба и любовь в жизни человека, их многоликость;
  • показать систему отношений с окружающими людьми;
  • научить определять для себя значимые личностные ценности;
  • совершенствовать навыки общения.

Предварительная подготовка (Приложение 1, слайд   2)

  1. Организация творческих групп.
  2. Поиск пословиц, поговорок, высказываний о дружбе, о любви.
  3. Сочинения-рассуждения о дружбе, о любви. (Родственные души или вариации на тему: «Мои друзья в моем классе», «Влюбленность или любовь», «Дружба. Любовь. Какой мы ее видим», «Невыдуманные истории»)
  4. Собственные стихи.
  5. Презентации. Проекты.
  6. Синквейн со словом «дружба» и «любовь»

    существительное
    прилагательное прилагательное
    глагол глагол глагол
    фраза
    существительное (вывод)

  7. Картотека или своеобразная антология дружбы и любви, используя мудрые мысли, афоризмы, стихи отрывки произведений, пословицы, поговорки, собственные рассуждения….

Оборудование: Авторская презентация 40 слайдов (среда POWER POINT); презентация учащихся 1-й группы «Бесценный дружеский союз»; презентация 2-й группы «Самое утреннее из чувств» (Приложение 2).

I. Бесценный дружеский союз

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок. Его можно назвать уроком, т.к. он соответствует программе курса обществознания, классным часом, т.к. посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека и подготовкой к взрослой жизни.
У вас сейчас самая прекрасная пора – ЮНОСТЬ. В юношеском возрасте происходит существенное изменение самооценок – повышается значимость многих ценностей. Вы пытаетесь обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и подчеркнуть это всеми возможными средствами. Многие в этом возрасте задумываются о карьере, ставят определенные жизненные цели и поэтапно пытаются их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания. Доверительность становится качеством общения, чувство дружбы – более избирательным. В классе можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, в отношениях преобладает принцип сходства и равенства.
Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональных отношениях, понимании, душевной близости, но собственные переживания иногда более значимы.
В юношеском возрасте имеется актуальная потребность в нравственном самоопределении, т. е. в ориентации в системе жизненных целей и ценностей. И сегодня на уроке мы попытаемся сориентироваться в этом водовороте и создать свою систему ценностей, нравственных и этических ориентиров.
Все человеческие отношения в той или иной степени содержат элементы дружбы и любви во всей их многоликости.
И начнем мы свой разговор о дружбе и друзьях.
Кто же такой друг? И что такое дружба?
Дружба – гораздо больше, чем простые отношения, если мы хотим иметь друзей, то должны точно представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба постоянно развивается, она меняется как времена года. Если человек любит или уважает вас, или приятельски к вам относится, это еще не делает его автоматически вашим другом. Если он позволяет вам делать то, что заведомо может причинить вред вам или другим людям, и не пытается остановить вас, то он не настоящий друг. Мы не можем заставить наших друзей измениться, но мы должны стараться помогать друг другу.

2. Итак, обсуди ваши ответы на вопросы анкеты «Как следует дружить». (Приложение 1, слайды  3-4)

Учитель: Каждому человеку необходимы друзья. Когда вы оказываетесь в беде, тогда вы можете по-настоящему оценить друга. Если вам приходится полагаться только на себя, то жизнь может показаться очень трудной. Настоящий друг всегда позаботится о вас, и ему не безразличны ваши проблемы. Когда человек в беде или у него трудности, очень важно, чтобы с ним рядом оказался друг, на которого всегда можно положиться. Друзья – те, кому мы верим и доверяем, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения.
Задумывались ли вы над тем, можете ли сами соответствовать понятию «друг»?

3. Составьте ассоциограммы на слово «друг». Нарисуйте словесный портрет друга. (Приложение 1, слайд  5)

Учитель: Школьная дружба – замечательное испытание юной души на искренность, честность, терпимость, то есть самые важные качества человека. Трудно себе представить себе человека, который не стремился бы обрести искреннего, идеального друга. Он, конечно, чуткий, честный, все понимающий с полуслова, безоглядный в помощи, щедрый в удаче, кому все доверишь и на кого можно во всем положиться. Надо уметь видеть людей рядом с собой, оценивать их, разбираться, настоящие ли они друзья.

4. Игра. «Объявление «Ищу друга» (Приложение 1, слайд   6)

Учитель: Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести. Многие газеты сейчас печатают объявления тех, кто желает найти друзей. Мы попытаемся с вами тоже составить такое объявление. Вы можете рассказать немного о себе, указать свои увлечения, любимые занятия. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. По окончании урока сдать.

5. Рассмотрите на схемах классификацию некоторых качеств личности. Проанализируйте их. (Приложение 1, слайды 7, 8, 9)

Учитель: Друг, приятель, товарищ – понятия-синонимы, они близки по смыслу, почти тождественны. Но все же от обычного приятельства дружба отличается тем, что друзья имеют родственные души, умеют сопереживать друг другу в радости, в горе. Приятелей много, а друг – один.

6. Размышления о дружбе

а) Познакомьтесь с размышлениями о дружбе современного писателя Феликса Кривина и попробуйте ответить на вопросы: (Приложение 1, слайд 10)

Учитель: Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.

б) В чем смысл отрывка сонета В. Шекспира? (Приложение 1, слайд   11)

Учитель: Дружба учит альтруизму, бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.

с) (приложение слайд  12)

Учитель: Да, не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.

7. Из сочинений сверстников. «Дружба». Эссе (Приложение 1, слайды   13-14)

8. Представьте подобранные к уроку пословицы, поговорки, стихи, мудрые высказывания, презентации. (Приложение 1, слайд 15)

Каждая пословица, поговорка, стихотворение, мудрое высказывание может быть эпиграфом урока. В конце урока вы сами предложите один или несколько своих вариантов. Какое сравнение, по вашему мнению, более точно выражает содержание понятий дружба и любовь.

9. Упражнение «Я – реальный, идеальный, глазами других» (Приложение 1, слайд 16)

Учитель: Многие психологи советуют любить самого себя. Но если следовать этому совету, будет ли желание стать лучше, стремиться к совершенству. Подобные советы упрощают положения индийской философии, индийской медицины, которые призывают человека, стремящегося что-то преодолеть в себе, стать лучше, начать с того, что признать и принять самого себя.
Принять себя такими, какие мы есть,– это первый шаг на пути к совершенствованию, избавлению от недостатков и недугов (йога – концентрация на себе для самосовершенствования).

10. Закончи предложение (Приложение 1, слайд 17)

11. Тест (Приложение 1, слайды 18-26)

Учитель: Каждый человек – часть какого-то коллектива: он – гражданин своей страны, он – одноклассник, он – член семьи, он, как правило, имеет друзей и компанию. У компании есть масса средств воздействия. Каждый подросток попадает в поток интересов и влияния своих друзей и компании. Недаром говориться: «С кем поведешься, от того и наберешься». От влияния друзей и среды зависит очень многое. Бывает, что человек попадает в окружение, и, если у него нет силы воли, достаточно мужества, чтобы вырваться оттуда, он может «пропасть». Есть пословица: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

12. Подведение итогов. «Законы дружбы. Какими им быть» (Приложение 1, слайды  27-28)

13. Кодекс истинного друга. Нравственные качества личности (Приложение 1, слайды 29-31)

14. Песня Б.Ш.Окуджавы «Пожелание друзьям»

Учитель: Дружба – гораздо больше, чем простые отношении, если мы хотим иметь друзей, то должны точно представлять и тонко чувствовать, что нужно другому человеку, тогда и сами будем настоящими.

II. Самое утреннее из чувств

Учитель: Юность – прекрасная пора, вы уже много знаете, многое умеете, чувствуете себя взрослыми. И тема нашего разговора сегодня тоже взрослая, вопросы, над которыми вы задумывались не раз. Все мы без исключения стремимся любить и быть любимыми. Любовь – это то, о чем мы постоянно думаем, о чем во все века пишут поэты, певцы слагают песни, режиссёры снимают фильмы. Истории любви затрагивают струны, которые отзываются в душе каждого человеке, в каждом сердце. Любовь, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств. Тема любви неисчерпаема, богата и разнообразна по содержанию, неповторима по форме проявления. Неисчерпаема многозначность и многогранность этого понятия. Любовь к Родине. Любовь к матери. Отцовская любовь. Юношеская любовь. Любовь к музыке. Любовь к своему делу. Любовь к жизни.

1. Размышления ваших сверстников о любви (Приложение 1, слайд   32)

2. Дискуссия (Приложение 1, слайд 33)

1. Любовь или влюбленность – это одно и то же?

2. Вы знаете, что такое любовь?

3. Слова «любовь» и «жизнь» неразделимы.
В отдельности их разделять нельзя.
Любовь была и есть преображенье. (В.Сидоров)

4. Все начинается с любви… (Р.Рождественский)

3. Составьте своеобразную антологию любви (Приложение 1, слайд   34) используя мудрые мысли, афоризмы о любви, отрывки художественных произведений, публицистику, пословицы, поговорки, собственные стихи и рассуждения.

4. Подведение итогов. Выводы

Да, главным законом человечества, семьи и конкретного человека была и остается любовь. Человек, бережно хранящий, лелеющий и проносящий через всю свою жизнь и дела свои, любовь к окружающему миру, людям и к себе, не совершит зла. Семья, основанная на любви, не впустит в свой дом ненависть. Человечество может сохранить себя только тогда, когда каждый человек поймет и внутреннее почувствует, что он может жить только в любви.
Надеюсь, сегодняшнее наше занятие было интересным, нужным и полезным. Мы рассмотрели очень важные вопросы, которые всегда волновали, привлекали внимание, были, остаются и будут основными нравственными ценностями людей.

5. Возможные определения каждого понятия (Приложение 1, слайды   36-40)

6. Домашнее задание: (Приложение 1, слайд  35)

1. Создание «Азбуки» нравственности.
2. Опережающее задание к следующему уроку: История слова «семья».
3. Слагаемые тепла и уюта в семье (нравственно-психологический климат).
4. Своеобразная картотека или антология.