Тема: «Посуда».
Коррекционные-развивающие задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Посуда», обогащать и активизировать словарь.
- Продолжать учить детей полно и последовательно описывать предмет по плану (и образцу, данному логопедом).
- Развивать познавательно-психические функции (восприятие, внимание, память, логику), мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитывать чуткое, отзывчивое отношение, желание помочь попавшему в беду.
- Приобщать детей к сохранению своего физического и психического здоровья (использование здоровьесберегающих технологий).
Материал и оборудование: кассета со звуковым письмом, разрезанные на части силуэты посуды (Приложение, рис. 1), картина к дидактическому упражнению «Отыщи посуду в сказочном лесу» (Приложение, рис. 2), таблица к дидактическому упражнению «Чего не хватает» (Приложение, рис. 3), шапочки с изображением предметов посуды (Приложение, рис. 4), картинный план для составления рассказов (Приложение, рис. 5).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
Логопед: Ребята, сегодня в детский сад для детей старшей группы передали конверт, а в нем кассета со звуковым письмом. Давайте вместе послушаем его.
II. Введение в тему
Звуковое письмо:
Скачет сито по полям, а корыто по лугам,
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А за ними блюдца, блюдца –
Вдоль по улице несутся,
А за ними вилки, рюмки да бутылки,
Чашки да ложки скачут по дорожке… (пауза)
Логопед: Что-то уж очень знакомое, вам
не кажется, что мы уже где-то это слышали или
читали? (Ответы детей). Правильно, это из
сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».
Кто помнит, что за «горе» приключилось с Федорой? (Ответы
детей).
Почему же посуда убежала от своей хозяйки? (Ответы
детей).
Как еще могла посуда проучить бабушку Федору? (Спрятаться,
развалиться на части, улететь, превратиться во
что-то другое, напугать ее и т.п.).
Слушают продолжение звукового письма:
Дорогие ребята, ой, ой, ой!
Помогите посуду вернуть мне домой,
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.Ваша бабушка Федора.
Детям предлагается отправиться в сказку на помощь бабушке Федоре и отыскать ее посуду.
III. Работа по теме
– Дидактическое упражнение «Почини посуду» (развитие мелкой моторики, воссоздающего воображения).
Дети «отыскивают» кусочки посуды, которая «не выдержала долгого пути и развалилась». Они должны собрать разрезанный предмет посуды и назвать его. (Работают по подгруппам).
– Дидактическое упражнение «Отыщи посуду в сказочном лесу» (развитие внимания, восприятия, обогащение словаря).
Посуда «замаскировалась», «решила поиграть с Федорой в прятки». На картине сказочная поляна, а посуда превратилась в различные предметы:
облака – сито, из которого идет дождь, тарелка;
пень – кастрюля, на которой выросли грибы;
грибы – стаканы – ножки, блюдца – шляпки;
озеро – блюдо или поднос;
лодка с веслом – чашка с ложкой;
стебли камышей – вилки;
стволы деревьев – нож, кувшин, бутылка;
бугорок, поросший травой – дуршлаг;
вместо шишек на елках – скалка, поварешка, лопатка.
Дети отыскивают посуду и говорят, во что она превратилась.
– Дидактическое упражнение «Чего не хватает» (развитие логического мышления).
Дети «отыскали» наборы посуды, в наборе: чайник, кружка и сахарница трех различных цветов: красного, зеленого и желтого. Нужно выбрать из предложенных вариантов – какого предмета и какого цвета не хватает, объяснить, как догадались.
– Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (обогащение словаря антонимами).
Вот и «отыскали» оставшуюся посуду (на столе шапочки с предметами посуды). Только посуда в «сказочном лесу» совсем не такая, какая была у Федоры. Логопед называет, какая посуда была, а дети – какая есть ( грязная – чистая; тусклая, закопченная – блестящая; сломанная, побитая – целая; старая – новая…)
IV. Физкультминутка [Нищева Н. В.] (сопровождение речи движением, психогимнастика)
Вот большой железный чайник Очень важный, как начальник, |
– надули животик: одна рука на поясе –« ручка», другая изогнута – «носик», «сделали важное лицо», приподняв подбородок |
Вот керамические чашки, Очень хрупкие, бедняжки |
– присели, одна рука на поясе – «ручка», испуганное выражение – вдруг кто разобьет |
Вот фарфоровые блюдца, Очень весело смеются; |
– кружатся, «рисуя руками круг», смеются |
Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке; |
– потянулись, руки вверх, сомкнутые над головой, «удивились» – какие они высокие |
Вот пластмассовый поднос, Он посуду нам принес |
– легли на ковер, вытянулись – «устал» поднос, расслабились |
Дети остаются лежать на ковре.
V. Гимнастика для глаз
Кверху глазки подними – сквозь макушку погляди,
Вниз ты глазки опусти – на носочки посмотри.
Вверх – вниз, вправо – влево (2 раза).
Ай, да детки, как умело,
Глазками моргают, глазки закрывают.
VI. Массаж ушных раковин
– растирание ушных раковин круговыми движениями ладоней;
– пощипывание ушных раковин;
– обхватить ладонями, покрутить вперед – назад;
– надавливание (и отпускание) ладонями на ушные раковины.
VII. Проговаривание аффирмаций
Мои глазки – молодцы (2-3 раза) – поглаживают ладонями глаза;
Мои ушки – молодцы (2-3 раза) – поглаживают ладонями уши;
И я – молодец, у меня все получается – поглаживают себя по голове;
С каждым днем я говорю все лучше и лучше (2-3 раза).
Поднимаются с ковра.
– Дидактическое упражнение «Угадай, что за посуда» (развитие внимания, логики).
Дети называют «найденную посуду» (шапочки с
изображением предметов посуды), затем логопед
«превращает» каждого ребенка в какую-то посуду
(надевается шапочка).
Посмотрев на остальных детей, ребенок должен
определить, кто он, какая посуда. Можно провести
2-3 раза.
VIII. Составление описательного рассказа (от первого лица, по плану и образцу логопеда).
Рассматривается картинный план:
– название посуды;
– к какому виду посуды относится (кухонная,
столовая, чайная…);
– части;
– цвет;
– материал, из которого изготовлена;
– размер;
– назначение;
– что бы понравилось этой посуде или не
понравилось (на воображение).
Нескольким детям предлагается (после образца логопеда) рассказать о «себе» (посуде, в которую он «превратился»).
IX. Подведение итогов
Входит бабушка Федора:
– Ой, вы, бедные сиротки мои,
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой,
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
Логопед сообщает бабушке Федоре, что дети отыскали всю ее посуду, починили ее и хотят дать ей советы, чтобы посуда больше не обижалась на нее: мыть, чистить, чинить, убирать на место, беречь и т. п.
Федора:
– Уж не буду, уж не беду я посуду обижать,
Буду, буду я посуду и любить и уважать.
Бабушка Федора благодарит детей, прощается и
уходит.
Дети прощаются с бабушкой Федорой и
«возвращаются» в детский сад.
Логопед оценивает работу детей.