Занятие-путешествие по развитию речи для детей старшей группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: «Посуда».

Коррекционные-развивающие задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Посуда», обогащать и активизировать словарь.
  • Продолжать учить детей полно и последовательно описывать предмет по плану (и образцу, данному логопедом).
  • Развивать познавательно-психические функции (восприятие, внимание, память, логику), мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитывать чуткое, отзывчивое отношение, желание помочь попавшему в беду.
  • Приобщать детей к сохранению своего физического и психического здоровья (использование здоровьесберегающих технологий).

Материал и оборудование: кассета со звуковым письмом, разрезанные на части силуэты посуды (Приложение, рис. 1), картина к дидактическому упражнению «Отыщи посуду в сказочном лесу» (Приложение, рис. 2), таблица к дидактическому упражнению «Чего не хватает» (Приложение, рис. 3), шапочки с изображением предметов посуды (Приложение, рис. 4), картинный план для составления рассказов (Приложение, рис. 5).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

Логопед: Ребята, сегодня в детский сад для детей старшей группы передали конверт, а в нем кассета со звуковым письмом. Давайте вместе послушаем его.

II. Введение в тему

Звуковое письмо:

Скачет сито по полям, а корыто по лугам,
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А за ними блюдца, блюдца –
Вдоль по улице несутся,
А за ними вилки, рюмки да бутылки,
Чашки да ложки скачут по дорожке… (пауза)

Логопед: Что-то уж очень знакомое, вам не кажется, что мы уже где-то это слышали или читали? (Ответы детей). Правильно, это из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».
Кто помнит, что за «горе» приключилось с Федорой? (Ответы детей).
Почему же посуда убежала от своей хозяйки? (Ответы детей).
Как еще могла посуда проучить бабушку Федору? (Спрятаться, развалиться на части, улететь, превратиться во что-то другое, напугать ее и т.п.).

Слушают продолжение звукового письма:

Дорогие ребята, ой, ой, ой!
Помогите посуду вернуть мне домой,
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.

Ваша бабушка Федора.

Детям предлагается отправиться в сказку на помощь бабушке Федоре и отыскать ее посуду.

III. Работа по теме

– Дидактическое упражнение «Почини посуду» (развитие мелкой моторики, воссоздающего воображения).

Дети «отыскивают» кусочки посуды, которая «не выдержала долгого пути и развалилась». Они должны собрать разрезанный предмет посуды и назвать его. (Работают по подгруппам).

– Дидактическое упражнение «Отыщи посуду в сказочном лесу» (развитие внимания, восприятия, обогащение словаря).

Посуда «замаскировалась», «решила поиграть с Федорой в прятки». На картине сказочная поляна, а посуда превратилась в различные предметы:

облака – сито, из которого идет дождь, тарелка;
пень – кастрюля, на которой выросли грибы;
грибы – стаканы – ножки, блюдца – шляпки;
озеро – блюдо или поднос;
лодка с веслом – чашка с ложкой;
стебли камышей – вилки;
стволы деревьев – нож, кувшин, бутылка;
бугорок, поросший травой – дуршлаг;
вместо шишек на елках – скалка, поварешка, лопатка.

Дети отыскивают посуду и говорят, во что она превратилась.

– Дидактическое упражнение «Чего не хватает» (развитие логического мышления).

Дети «отыскали» наборы посуды, в наборе: чайник, кружка и сахарница трех различных цветов: красного, зеленого и желтого. Нужно выбрать из предложенных вариантов – какого предмета и какого цвета не хватает, объяснить, как догадались.

– Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (обогащение словаря антонимами).

Вот и «отыскали» оставшуюся посуду (на столе шапочки с предметами посуды). Только посуда в «сказочном лесу» совсем не такая, какая была у Федоры. Логопед называет, какая посуда была, а дети – какая есть ( грязная – чистая; тусклая, закопченная – блестящая; сломанная, побитая – целая; старая – новая…)

IV. Физкультминутка [Нищева Н. В.] (сопровождение речи движением, психогимнастика)

Вот большой железный чайник
Очень важный, как начальник,
– надули животик: одна рука на поясе –« ручка», другая изогнута – «носик», «сделали важное лицо», приподняв подбородок
Вот керамические чашки,
Очень хрупкие, бедняжки
– присели, одна рука на поясе – «ручка», испуганное выражение – вдруг кто разобьет
Вот фарфоровые блюдца,
Очень весело смеются;
– кружатся, «рисуя руками круг», смеются
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке;
– потянулись, руки вверх, сомкнутые над головой, «удивились» –  какие они высокие
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес
– легли на ковер, вытянулись – «устал» поднос, расслабились

Дети остаются лежать на ковре.

V. Гимнастика для глаз

Кверху глазки подними – сквозь макушку погляди,
Вниз ты глазки опусти – на носочки посмотри.
Вверх – вниз, вправо – влево (2 раза).
Ай, да детки, как умело,
Глазками моргают, глазки закрывают.

VI. Массаж ушных раковин

– растирание ушных раковин круговыми движениями ладоней;
– пощипывание ушных раковин;
– обхватить ладонями, покрутить вперед – назад;
– надавливание (и отпускание) ладонями на ушные раковины.

VII. Проговаривание аффирмаций

Мои глазки – молодцы (2-3 раза) – поглаживают ладонями глаза;
Мои ушки – молодцы (2-3 раза) – поглаживают ладонями уши;
И я – молодец, у меня все получается – поглаживают себя по голове;
С каждым днем я говорю все лучше и лучше (2-3 раза).

Поднимаются с ковра.

– Дидактическое упражнение «Угадай, что за посуда» (развитие внимания, логики).

Дети называют «найденную посуду» (шапочки с изображением предметов посуды), затем логопед «превращает» каждого ребенка в какую-то посуду (надевается шапочка).
Посмотрев на остальных детей, ребенок должен определить, кто он, какая посуда. Можно провести 2-3 раза.

VIII. Составление описательного рассказа (от первого лица, по плану и образцу логопеда).

Рассматривается картинный план:

– название посуды;
– к какому виду посуды относится (кухонная, столовая, чайная…);
– части;
– цвет;
– материал, из которого изготовлена;
– размер;
– назначение;
– что бы понравилось этой посуде или не понравилось (на воображение).

Нескольким детям предлагается (после образца логопеда) рассказать о «себе» (посуде, в которую он «превратился»).

IX. Подведение итогов

Входит бабушка Федора:

– Ой, вы, бедные сиротки мои,
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой,
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.

Логопед сообщает бабушке Федоре, что дети отыскали всю ее посуду, починили ее и хотят дать ей советы, чтобы посуда больше не обижалась на нее: мыть, чистить, чинить, убирать на место, беречь и т. п.

Федора:

– Уж не буду, уж не беду я посуду обижать,
Буду, буду я посуду и любить и уважать.

Бабушка Федора благодарит детей, прощается и уходит.
Дети прощаются с бабушкой Федорой и «возвращаются» в детский сад.
Логопед оценивает работу детей.