Конспект уроков по теме "Движение декабристов"

Разделы: История и обществознание


Актуальность темы урока обусловлена необходимостью развивать патриотические чувства и гражданские позиции подрастающего поколения, что особенно важно при размытых ценностях современного общества.

Цели:

  • на основе проблемного многоуровневого анализа исторических источников выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных обществ, значение восстания на Сенатской площади;
  • развивать навыки работы с документами, их анализа, продолжать формирование умений оценивать исторические факты, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, способствовать развитию толерантности готовности конструктивно анализировать различные идейные события;
  • развивать навыки работы в группе на основе сотворчества, сотрудничества, толерантности и дисциплинированности.

План изучения темы

1. Возникновение тайных обществ:

А) Послевоенное российское общество: выбор дальнейшего пути развития.

Б)  Создание тайных кружков и обществ: даты, названия, цели, участники.

2. Программные документы декабристов: цели, задачи, решаемые вопросы; черты сходства и различия.

А) «Конституция» Н.М.Муравьёва.

Б) «Русская правда» П.И.Пестеля.

3. Декабрьские восстания 1825 года.

А) Династический кризис.

Б)  Восстание на Сенатской площади.

В)  Выступление Черниговского полка.

4. Итоги и последствия декабристского движения.

А) Следствие, суд, приговор.

Б)  Манифест императора Николая 1.

5. Значение декабрьских событий:

А) для современников;

Б)  для потомков;

В) для всей России.

Выполнение плана данного урока помогает решить:

  • проблему формирования аналитических умений и навыков при работе с различными историческими источниками;
  • как лучше использовать индивидуальные различия учащихся для реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения

Для этого на первом уроке планируется использование групповой работы, индивидуальных сообщений, а на втором уроке просмотр кинофрагмента, групповой работы и решение познавательных заданий.

Задания группам

1 группа. «Зарождение декабристского движения».

Источники:

  • Воспоминания Н.Муравьёва-Карского, М.Муравьёва-Апостола.
  • Записки И.Д.Якушкина.
  • Дневники  Н.Тургенева.
  • Показания на следствии декабристов Я.М.Андреевича, П.Каховского, П.И.Пестеля.

Вопросы к документам:

Как называется документ и к какому виду исторических источников он относится?

Каковы были причины появления тайных обществ?

Почему, на ваш взгляд, их деятельность носила тайный характер?

Что повлияло на формирование взглядов будущих декабристов?

Как вы думаете, были ли взгляды будущих декабристов связаны с настроениями русского общества в целом?

Можно ли назвать декабристов «горсткой беспочвенных мечтателей», оторванных от общества своего времени?

Попробуйте рассказать об организации тайных обществ от лица:

  • декабриста Н.Тургенева;
  • руководителя Южного общества П.И.Пестеля.

2 и 3 группы. Основные программные документы декабристов: «Конституция» Н.Муравьёва и «Русская правда» П.И.Пестеля.

Задание: проанализировать документы по следующим критериям:

  • Государственное устройство;
  • Крестьянский вопрос;
  • Политические права и гражданские свободы;
  • Национальный вопрос;
  • Сословный строй.

Результаты работы оформить в таблице.

Что нового помогли узнать вам эти документы об отношении их авторов к своей стране и народу?

Предположите, как бы отреагировало русское общество, если бы программные документы были опубликованы  в печати.

Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях?

Какой вариант программного документа был более революционным? Докажите словами текста.

4 группа. Подготовить сообщения о С.Г. Волконском, Н.М.Муравьёве, П.И.Пестеле, К.Ф.Рылееве, С.П.Трубецком.

Что  общего вы заметили в биографиях этих людей?

Можно ли про всех них сказать: «Мы все дети 1812 года»? Аргументируйте свой ответ.

5 группа.  Проанализировать все имеющиеся в наличии учебники и учебные пособия и подготовить сообщение о восстании Черниговского полка.

Ответить на следующие вопросы:

А) Когда началось и чем закончилось восстание Черниговского полка?

Б) Кто возглавил восставших после ареста П.И.Пестеля?

В)  Почему зная о неудаче на Сенатской площади, черниговский полк все же восстал?

Г)  Предположите, почему «Черниговцев» не поддержали другие полки?

Д)  Как вы оцениваете деятельность С.Муравьёва-Апостола как руководителя восставших?

Е)   Составьте рассказ о выступлении черниговского полка  со слов:

  • одного из солдат черниговцев,
  • Сергея Муравьёва- Апостола,
  • офицера полка, не поддержавшего восставших.

6группа .«Следствие, суд, приговор». Документы:

1. Воспоминания Н.В. Басаргина, принца Е. Вюртембергского, Н.М. Карамзина, А.В. Поджио.

2. Записки Николая I.

3. Манифест Николая I.

4. Показания декабристов на следствии.

Вопросы:

- Как оценивают восстание декабристов авторы документов?

- Сопоставьте мнение НиколаяI с мнением декабристов. Есть ли общее в этой оценке?

- Как оценивают очевидцы событий Н.М. Карамзин и принц Е. Вюртембергский это событие? Почему?

-  Какой приговор был вынесен  судом декабристам?

- Почему император смягчил решение суда? Как этот поступок характеризует Николая I?

Просмотр фрагмента телепередачи «К 175-летию восстания декабристов, Фильм третий. « 14 декабря 1825 года».

Вопросы для анализа:

А) Где и когда происходят события?

Б) Как вели себя в этот страшный день: руководители восстания, простые офицеры и солдаты, С.Трубецкой, П.Каховский, генерал Милорадович, Николай 1?

В) Объективно ли на ваш взгляд авторы передачи оценивают событие?

Г) Какова их позиция: одобряют или осуждают участников?

Д) В чем ценность полученной вами информации?

Е) Почему до сих пор нет однозначного подхода к данному историческому событию?

Познавательные задания

А. Индивидуальные

Карточка №1. Объяснить значения понятий и терминов: династический кризис, тайные общества, присяга, манифест, диктатор восстания.

Карточка №2.  Составить рассказ о событиях 14 декабря 1625 года от лица постороннего зрителя, не участвующего в вооруженном восстании.

Б. Групповая работа

Дайте оценку деятельности 14 декабря 1825 года:

А) декабристов;

Б) императора Николая I.

В. Проверочная работа (выполнение заданий по типу ЕГЭ 1 вариант (смотри Приложение 1), по рабочей тетради С.В. Тырина, Е.В.Симоновой, Г.С. Хартулари «История России Х1Х век» задания 1.18, 1.20, 1.21, 1.22, 1.23 -2 вариант).

Г. Самостоятельная домашняя работа (по выбору учащихся)

Подготовить рассказ о событиях 14 декабря 1825 года от лица:

  • верных императору офицеров,
  • петербургских ямщиков,
  • послов иностранных держав.

Вопросы и задания для обобщающей дискуссии.

1. Проанализировать высказывания и выразить свое мнение о них:

А. «Я, Император - но какою ценою. Боже мой. Ценою крови моих подданных». Николай 1.

Б. «..я мирный историограф, алкал пушечного грома, будучи уверен, что не было иного способа прекратить мятеж…» .Н. М. Карамзин.

В. «По совести нахожу, что казни и наказания не соразмерны преступлениям, из коих большая часть состояла лишь только в умысле». П.А. Вяземский.

2. Перед вами отрывки из воспоминаний о событиях 14 декабря 1825 года.

Определите авторов. К каким политическим силам они принадлежали? Ответ аргументируйте.

А. «Самое удивительное, что меня не убили в этот день».

Б. «Мы были окружены со всех сторон, бездействие породило бездействие ума».

В. «Ура, Константин! Хотим царя Константина! Ура, Конституция!».

4. Предположите, что было бы, если бы план декабристов удался…

5.  Порассуждайте. Декабристы - это кто? Романтики или сумасшедшие? 

Литература

1. Газета «Первое сентября». «История» №9 (801) 2006 года.

2. Рубрика «Анфас и профиль». Статья Бориса Тарасова «Для блага всех - своё забыть».