Цель: формирование представления учащихся о лесе как природном сообществе.
Задачи:
- Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
- ввести и разъяснить термин «природное сообщество»;
- развивать умения находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных;
- развивать и совершенствовать творческие способности учащихся, изобразительные навыки;
- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.
Оборудование: гербарий; плакаты «Грибы», «Лес», рисунки и фотографии с изображением животного мира лесов; записи голосов птиц; краски, альбом для рисования.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока Мы пойдём сегодня в лес. В добрый лес, могучий лес. Сколько здесь вокруг чудес! - Сегодня мы узнаем, как связаны между собой все обитатели леса. Но сначала вспомним, что вы знаете о видах почв. |
|
II. Проверка домашнего задания - Приведите примеры различных типов почв. - Какая почва самая плодородная? - Какие почвы в нашем крае? - Почему нужно бережно относиться к почвам? Как нужно охранять почвы? |
Тундровая почва, подзолистая, серая лесная, болотная, чернозём, луговая почва. Чернозёмная. Почвы арктической тундры, тундровые, болотные, подзолистые, серые лесные, чернозёмы, горно-луговые, горно-тундровые и многие другие. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения. |
Тест «Земля- кормилица. Почвы.» |
|
III. Работа над новым материалом Звучит запись голосов птиц. На доске тема урока «Природное сообщество леса. Разнообразие растений и животных» и плакат «Лес» - Я предлагаю вам послушать «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес», в которой и вы примете участие. Прослушав её, вы должны будете ответить на такие вопросы:
Может ли лес существовать без животных? Без растений? |
Ребята слушают голоса птиц. |
1. Жил-был один художник. Однажды он решил нарисовать лес. «А что такое лес?»-подумал художник. -Лес – это деревья. - Давайте и мы нарисуем деревья леса. Демонстрация гербария. - Какие деревья вы видите? |
Дети рисуют деревья леса в альбоме. Ребята называют деревья. |
IV Физкультминутка |
|
Игра «Съедобное - несъедобное» Учащиеся отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то ученики стоят, если отгадка – несъедобный гриб, то ученики садятся на корточки).
Взял он кисти, краски и стал рисовать. Нарисовал берёзы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. Повесил он картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то по делам. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь сухие стволы. Испугался художник и думал, что же такое случилось с его картиной!? А тут вдруг из-за стволов выходит старичок-лесовичок и говорит: «Какой же это лес?» |
|
- Ребята, что нужно ещё дорисовать на его картине? |
Траву, цветы, кустарники. |
2. А лесовичок говорит: «Да, ребята, здесь нет ни травы, ни цветов, ни кустов. Без них не может быть леса». Художник снова взялся за кисть и нарисовал зелёную пышную траву, красивые благоухающие цветы и много разных кустарников. «Ну, это, наверное, лес», - подумал художник и снова куда-то уехал. А когда вернулся, то снова на картине вместо пышной зелени одни голые стволы и стебельки. В уголке сидит грустный старичок-лесовичок. - Как вы думаете, ребята, почему старичок-лесовичок был такой грустный? |
Рисование учащимися цветов, травы. В лесу не хватает насекомых. |
- Давайте вспомним песенку «В траве сидел кузнечик» - Животные и растения из песни к какой природной зоне относятся? Перечислите животных и растения. |
Ребята исполняют песню «В траве сидел кузнечик» слова Н.Носова, музыка В.Шаинского К зоне лесов. Растения: трава, животные: кузнечик, лягушка. |
3. Сказал лесовичок художнику: «Ты забыл нарисовать насекомых, ведь без них цветы не могут опыляться, вот они все и засохли». Художник быстро взял краски, кисти и стал рисовать насекомых: красивых бабочек, разных жучков, букашек, мошек, гусениц. |
Рисование учащимися насекомых. |
4. Лес стал понемногу оживать, а художник успокоился и решил заснуть. А когда проснулся, то не узнал свою картину, его охватил ужас. По ней ползали одни жирные зелёные гусеницы, чёрные страшные жуки и доедали последнюю зелень. Художник от горя схватился за голову. «Ребята, помогите художнику исправить страшное положение», - просит старичок-лесовичок. Да, вы правы. Художник забыл нарисовать самое главное – это птиц и животных. Без них лес не может быть настоящим лесом. |
Нужно нарисовать птиц и животных. |
Художник быстро взял кисть и нарисовал разных птиц и животных. «Вот теперь это настоящий лес», - сказал старичок-лесовичок. Демонстрация фотографий животных леса. |
Рисование учащимися птиц и животных. |
- Учёные называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему? - Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет своё название. Учёные называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.
- Расположите названия ярусов в порядке уменьшения. |
Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой. Кустарники. Трава. Деревья. Деревья, кустарники, травы. |
Самостоятельная работа - Заполните таблицу. (Приложение 2) - Что растёт на самой земле? На доске схема. (Приложение 3) - Что обозначают стрелки? - Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А ещё чем он служит животным? |
Ученики заполняют таблицу. Лишайники и мхи. Это цепи питания. В лесу животные находят пищу. |
- Давайте рассмотрим цепи питания: Дуб жуки-короеды. - Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? |
Для молодых деревьев – это польза, а для старых – вред. |
- Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу. Приведите примеры. |
Белка, запасая себе корм на зиму, уносит жёлуди далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена. |
- В лесу живут ещё одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.
|
Грибы. |
- Прочитайте статью учебника «Нужны ли лесу грибы?» на с.179 |
Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворёнными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. |
- Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? - Учёные называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не накапливается много старой листвы. А для некоторых животных лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой? |
Остатки старой травы, сухие ветки, старые листья. Жукам, ежам, медведям, то есть тем, кто впадает в спячку. Учащиеся читают статью «О лесной подстилке и микроорганизмах» на с.180. |
V. Закрепление изученного - Как живут растения и животные в лесу? |
Растения растут в лесу ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землёй. Все живые организмы живут сообща, растений в лесу больше, чем животных. |
- Как можно назвать лес? |
Лес – природное сообщество. |
Логическая задача В сумме дано лесное сообщество, то из каких слагаемых оно состоит? |
Лесное сообщество = деревья + кустарники + травы + грибы + насекомые + птицы + животные. |
Выставка рисунков. |
|
VI. Подведение итогов. Выставление оценок - Спасибо вам, ребята, за урок. Вы сегодня очень помогли мне и выполнили большой объём заданий. Молодцы! Дома читаете с.175-182, задание № 3 |
|