Открытый интегрированный урок: "Природное сообщество леса. Разнообразие растений и животных"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цель: формирование представления учащихся о лесе как природном сообществе.

Задачи:

  • Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
  • ввести и разъяснить термин «природное сообщество»;
  • развивать умения находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных;
  • развивать и совершенствовать творческие способности учащихся, изобразительные навыки;
  • развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.

Оборудование: гербарий; плакаты «Грибы», «Лес», рисунки и фотографии с изображением животного мира лесов; записи голосов птиц; краски, альбом для рисования.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока

Мы пойдём сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

- Сегодня мы узнаем, как связаны между собой все обитатели леса. Но сначала вспомним, что вы знаете о видах почв.

 

II. Проверка домашнего задания

- Приведите примеры различных типов почв.

- Какая почва самая плодородная?

- Какие почвы в нашем крае?

- Почему нужно бережно относиться к почвам?

Как нужно охранять почвы?

Тундровая почва, подзолистая, серая лесная, болотная, чернозём, луговая почва.

Чернозёмная.

Почвы арктической тундры, тундровые, болотные, подзолистые, серые лесные, чернозёмы, горно-луговые, горно-тундровые и многие другие.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет.

Проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

Тест «Земля- кормилица. Почвы.»

(Приложение 1)

 

III. Работа над новым материалом

 Звучит запись голосов птиц. На доске тема урока «Природное сообщество леса. Разнообразие растений и животных» и плакат «Лес»

- Я предлагаю вам послушать «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес», в которой и вы примете участие. Прослушав её, вы должны будете ответить на такие вопросы:

  • Что такое лес?
  • Назвать растения леса.
  • Назвать животных леса.

Может ли лес существовать без животных? Без растений?

Ребята слушают голоса птиц.

1. Жил-был один художник. Однажды он решил нарисовать лес. «А что такое лес?»-подумал художник.

-Лес – это деревья.

- Давайте и мы нарисуем деревья леса.  

Демонстрация гербария.

- Какие деревья вы видите?

Дети рисуют деревья леса в альбоме.

Ребята называют деревья.

IV Физкультминутка

 

Игра «Съедобное - несъедобное»

Учащиеся отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то ученики стоят, если отгадка – несъедобный гриб, то ученики садятся на корточки).

Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их …(опята).

А это -  красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор)

Серенькие шапки.
Рябенькие ножки.
Под берёзою растут
Как их зовут? (Подберёзовики)

Средь молодых сосёнок
В блестящей тёмной шапочке
Растёт грибок …(маслёнок).

Растут в лесу сестрички.
Рыжие …(лисички).

У него невзрачный вид,
Валанчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб.
Учти – он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки,
Его называют …(поганка).

Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой
С нежной бархатной прокладкой. (Боровик)

Взял он кисти, краски и стал рисовать. Нарисовал берёзы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. Повесил он картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то по делам. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь сухие стволы. Испугался художник и думал, что же такое случилось с его картиной!? А тут вдруг из-за стволов выходит старичок-лесовичок и говорит: «Какой же это лес?»

 

- Ребята, что нужно ещё дорисовать на его картине?

Траву, цветы, кустарники.

2. А лесовичок говорит: «Да, ребята, здесь нет ни травы, ни цветов, ни кустов. Без них не может быть леса». Художник снова взялся за кисть и нарисовал зелёную пышную траву, красивые благоухающие цветы и много разных кустарников.

«Ну, это, наверное, лес», - подумал художник и снова куда-то уехал. А когда вернулся, то снова на картине вместо пышной зелени одни голые стволы и стебельки. В уголке сидит грустный старичок-лесовичок.

- Как вы думаете, ребята, почему старичок-лесовичок был такой грустный?

Рисование учащимися цветов, травы.

В лесу не хватает насекомых.

- Давайте вспомним песенку «В траве сидел кузнечик»

- Животные и растения из песни к какой природной зоне относятся? Перечислите животных и растения.

Ребята исполняют песню «В траве сидел кузнечик» слова Н.Носова, музыка В.Шаинского

К зоне лесов. Растения: трава, животные: кузнечик, лягушка.

3. Сказал лесовичок художнику: «Ты забыл нарисовать насекомых, ведь без них цветы не могут опыляться, вот они все и засохли». Художник быстро взял краски, кисти и стал рисовать насекомых: красивых бабочек, разных жучков, букашек, мошек, гусениц.

Рисование учащимися насекомых.

4. Лес стал понемногу оживать, а художник успокоился и решил заснуть. А когда проснулся, то не узнал свою картину, его охватил ужас. По ней ползали одни жирные зелёные гусеницы, чёрные страшные жуки и доедали последнюю зелень. Художник от горя схватился за голову.

«Ребята, помогите художнику исправить страшное положение», - просит старичок-лесовичок.

Да, вы правы. Художник забыл нарисовать самое главное – это птиц и животных. Без них лес не может быть настоящим лесом.

Нужно нарисовать птиц и животных.

Художник быстро взял кисть и нарисовал разных птиц и животных.

«Вот теперь это настоящий лес», - сказал старичок-лесовичок.

Демонстрация фотографий животных леса.

Рисование учащимися птиц и животных.

- Учёные называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?

- Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет своё название. Учёные называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.

  • Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей.
  • Растения с мягкими зелёными стеблями.
  • Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем.

- Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.

Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

Кустарники.

Трава.

Деревья.

Деревья, кустарники, травы.

Самостоятельная работа

- Заполните таблицу. (Приложение 2)

- Что растёт на самой земле?

На доске схема. (Приложение 3)

- Что обозначают стрелки?

- Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А ещё чем он служит животным?

Ученики заполняют таблицу.

Лишайники и мхи.

Это цепи питания.

В лесу животные находят пищу.

- Давайте рассмотрим цепи питания:

Дуб жуки-короеды.

- Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?

Для молодых деревьев – это польза, а для старых – вред.

- Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу. Приведите примеры.

Белка, запасая себе корм на зиму, уносит жёлуди далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.

- В лесу живут ещё одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.

И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодых стоят.

Грибы.

- Прочитайте статью учебника «Нужны ли лесу грибы?» на с.179

Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворёнными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.

- Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?

- Учёные называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не накапливается много старой листвы. А для некоторых животных лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой?

Остатки старой травы, сухие ветки, старые листья.

Жукам, ежам, медведям, то есть тем, кто впадает в спячку. Учащиеся читают статью «О лесной подстилке и микроорганизмах» на с.180.

V. Закрепление изученного

- Как живут растения и животные в лесу?

Растения растут в лесу ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землёй. Все живые организмы живут сообща, растений в лесу больше, чем животных.

- Как можно назвать лес?

Лес – природное сообщество.

Логическая задача

В сумме дано лесное сообщество, то из каких слагаемых оно состоит?

Лесное сообщество = деревья + кустарники + травы + грибы + насекомые + птицы + животные.

Выставка рисунков.

 

VI. Подведение итогов. Выставление оценок

- Спасибо вам, ребята, за урок. Вы сегодня очень помогли мне и выполнили большой объём заданий. Молодцы!

Дома читаете с.175-182, задание № 3