Дифференциация обучения: опыт, проблемы, перспективы

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


«Учитель, который мало или вообще
не принимает во внимание различия
индивидуальностей в классе, есть
личность, которой безразличны
жизни ее учеников».
Уильям А. Вард

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

В последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но все же в учебном процессе школы сохраняются противоречия между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.

Одна из целей современного учебно-воспитательного процесса – создание ситуаций и условий, способствующих осознанию каждым школьником своей индивидуальности. Всем известно, что число школьников, имеющих психические и соматические заболевания, в последнее время увеличивается. Среди факторов, которые отрицательно влияют на здоровье детей, не последнее место занимают и некоторые традиционные формы организации образовательного процесса: недифференцированный подход к обучению, завышенные требования учебной программы, опережающие развитие головного мозга ребенка и т.д. Методы и формы обучения, одинаковые для всех, не учитывающие индивидуально-психологические особенности детей, провоцируют не только ухудшение здоровья, но и снижение успеваемости и мотивации к учению.

Ситуацию, происходящую с детьми в школе, преподаватель Новосибирского педагогического университета Роман Айзман выразил так: «У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке».

В современной школе предпринимаются попытки дифференцировать образовательный процесс. Однако анализ традиционного и дифференцированного обучения (наиболее распространены уровневая и профильная дифференциация) показал, что строятся они на одном и том же принципе: добиться обученности школьников в соответствии с заданными требованиями. Так, при традиционном обучении создаются условия, одинаковые для всех учеников. И каждый школьник в этих условиях должен достигнуть планируемых результатов, приближаясь по мере взросления к соответствующей типовой модели, быть ее носителем. Профильная дифференциация связана с различиями в содержании каждого предмета в зависимости от целей его преподавания, а уровневая – с глубиной освоения. В обоих случаях средством индивидуализации обучения служат сами знания, а не их конкретный носитель – ученик. Уровневая и профильная дифференциация обучения позволяет в рамках единого образовательного стандарта использовать варианты программ, отличающиеся разной сложностью содержания, объемом и профильной направленностью. Такие подходы к обучению строятся на знаниевой основе и кардинально не отличаются друг от друга.

Однако существует и другая – природосообразная – основа для дифференцированного обучения. Это – включение в работу с детьми специальных способов и приемов, соответствующих закономерностям развития детей, их индивидуально-психологическим особенностям.

МОУ СОШ № 2 была основана в 1989 году. Уже на протяжении нескольких лет школа работает над темой: «Формирование педагогической системы школы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия каждому ребенку в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психологического здоровья».

Эта тема была выбрана не случайно. Наша школа имеет отличительную черту: педагогический коллектив школы обучает учащихся с  разными физическими, интеллектуальными и психическими возможностями: наряду с общеобразовательными классами в школе сформированы классы компенсирующего обучения (далее - КО), специальные (коррекционные) классы (далее - СКК) VII вида и специальные (коррекционные) классы VIII вида, а также проводится обучение детей на дому по индивидуальным учебным планам. Учитывая различный уровень готовности детей к обучению и учебной мотивации обучающихся, в школе сложилась поливариантная система организации учебного процесса, основанная на внешней дифференциации.

Под внешней дифференциацией следует понимать:

1. Создание в школе разноуровневых классов (общеобразовательных, классов КО, СКК VII  и СКК VIII видов), профильных классов.

2. Разработку на основе базисного и регионального учебных планов учебного плана школы, который бы позволил максимально индивидуализировать обучение различных групп учащихся.

3. Организацию факультативных и индивидуально-групповых занятий, элективных курсов, кружков, секций и т.д. по выбору самих учащихся.

4. Использование вариативных программ и учебников.

Однако необходимо помнить, что дифференциация по уровню умственного развития имеет как значительные достоинства, так и существенные недостатки, поэтому  решение о формировании таких классов должно быть тщательно продуманным, обоснованным и строиться на диагностической основе.

Положительный потенциал уровневой дифференциации:

1. Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.

2. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.

3. Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.

4. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, повышается уровень мотивации ученья.

5. Научно-обоснованные показания для дифференциации позволяют учитывать индивидуальные, интеллектуальные и психофизические особенности учащихся.

6. Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

7. В классе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.

Отрицательные аспекты уровневой дифференциации:

1. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь.

2. Понижается уровень мотивации ученья в слабых классах.

3. Понижается уровень Я-концепции: возникает эгоистический комплекс у сильных учеников и снижается уровень самооценки у слабых.

4. При переформировании классов разрушаются сложившиеся ученические коллективы.

Опыт работы показал, что применительно к нашей школе, в которой количество классов КО, СКК VII  и СКК VIII видов составляет 40 - 46 %, все же плюсов при формировании таких классов больше, чем минусов. Для успешного обучения такого полярного коллектива учащихся необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого. Поэтому перед педагогическим коллективом школы была поставлена цель: создание оптимальных педагогических условий каждому ребенку в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психологического здоровья.

Для достижения цели были определены следующие учебные и воспитательные задачи:

  • индивидуализация обучения: изучение интересов, склонностей и способностей каждого ученика и помощь в их развитии в учебной и внеучебной деятельности;
  • установление взаимодействия методической, социально-психологической и валеологической служб для оказания помощи педагогам в познании индивидуальных особенностей учащихся, формировании их готовности работать с детьми разного уровня развития;
  • выявление, подбор и адаптация диагностического инструментария для проверки эффективности учебно-воспитательного процесса;
  • помощь учащимся в реализации права выбора образовательного маршрута на основе результатов диагностики, рекомендаций психолога, пожеланий родителей, состояния здоровья;
  • повышение социальной значимости каждого ученика в классном коллективе через познание учителем ученика как личности;
  • достижение каждым выпускником функциональной грамотности.

При решении поставленных задач большую роль мы отводим мониторингу, учитывая что:

1) никогда не исключена возможность ошибки, ведь даже тщательная диагностика не гарантирует стопроцентной надежности;

2) сложные процессы развития личности ребенка могут иметь как положительную, так и отрицательную динамику;

3) успешная коррекционно-развивающая работа может (и должна) сделать нецелесообразным пребывание ребенка в коррекционном классе, разделение учащихся не закреплено раз и навсегда.

В силу перечисленных выше причин возникает необходимость перевода учащихся из класса в класс, поэтому в школе ведется мониторинг и совершенствуется работа по скользящей дифференциации, отработаны алгоритмы перевода учащихся из одного потока обучения в другой в соответствии с результатами обучения и темпами развития обучающихся.

Для своевременного психолого-педагогического обследования и выявления обучающихся с отклонениями в здоровье и с задержкой психического развития, комплектования классов КО, вывода обучающихся из классов КО в общеобразовательные в школе создан психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк).

С целью исключения ошибки, учета изменения интеллектуального и физического развития обучающегося в школе ведется следующая документация:

1. Карты контроля адаптации переведенных обучающихся – заполняются классным руководителем и педагогом-психологом.

2. Карты результатов обучения по предметам на каждого обучающегося классов КО и СКК – заполняются учителями-предметниками в течение учебного года, затем передаются классному руководителю, который формирует папку по классу в целом. Папки сдаются в учебную часть, где хранятся и пополняются в течение следующего учебного года.

3. Дневники наблюдения за обучающимися СКК VII  и СКК VIII видов – ведет классный руководитель.

По окончании каждого триместра и учебного года в целом администрацией школы ведется контроль за правильностью и своевременностью оформления документации классными руководителями и учителями-предметниками, работающими в классах КО, СКК VII  и СКК VIII видов.

4. Психолого-логопедическая служба также ведет необходимую документацию:

  • психолого-педагогические карты на каждого обучающегося классов КО и СКК;
  • показатели динамики развития обучающихся;
  • речевые карты на каждого обучающегося начальных классов, в среднем звене – по необходимости.

С целью своевременного выявления обучающихся с проблемами в развитии и предоставления им адекватных форм обучения и воспитания школьный ПМПк тесно взаимодействует с муниципальной психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК). При необходимости углубленной диагностики обучающихся с отклонениями в развитии школьный ПМПк рекомендует родителям (законным представителям) обратиться в муниципальную ПМПК и готовит необходимый пакет документов. Заключение ПМПК является рекомендацией для определения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классы, обеспечивающие оптимальные условия для получения ими образования. На основании рекомендаций муниципальной ПМПК, по заявлению родителей (законных представителей), приказом МОУ СОШ № 2 обучающийся зачисляется в специальный (коррекционный) класс VII  или  VIII вида или выводится в класс другого типа.

С целью создания оптимальных условий, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями необходимо также сочетать внешнюю и внутреннюю дифференциацию. Ведь и в общеобразовательных классах, как правило, обучаются дети с разными интеллектуальными способностями. По данным статистики обычно в среднестатистическом классе общеобразовательной школы учится четверть хорошистов, среди которых может быть 1-2 отличника, две четверти троечников, а четверть учащихся принадлежит к так называемой «группе риска». Эти дети с трудом усваивают государственный образовательный стандарт по всем предметам, с большой неохотой посещают школу. При этом в самом трудном положении оказывается учитель, который стоит перед неразрешимой проблемой: «Как научить каждого, ведь они такие разные!» Ответ на этот вопрос дает система дифференцированного обучения.

При организации учебной деятельности на основе дифференцированного подхода необходимо определить в классе место каждого ребенка, учитывая его психофизиологические особенности. Дифференцированный подход к обучению предполагает сочетание приемов фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке. Допустима нелинейная организация урока, например, первая его  часть – обучение всего класса по общей программе, вторая – дифференциация обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей. Возможна комбинация различных приемов и методов. Например:

*Изучение нового материала начинается с объяснения учителя, а заканчивается самостоятельной работой школьников, причем каждый выбирает удобный для себя способ. При этом одни ученики получают устную инструкцию, другие – письменную. Одним ученикам индивидуальную помощь оказывает учитель, другим – одноклассники, работая в паре или группе.

*Школьникам предлагаются варианты задания, которые отвечают их типологическим особенностям. Например, при работе с историческим документом одна группа учеников должна его прочитать и ответить на вопросы, другая – составить план, третья – подтвердить предложенные выводы фактами из документа и т.д.

При  такой организации учебы можно широко использовать творческие задания, проектные методы работы и.т.д. Проверяя задания школьников, также необходимо опираться на их индивидуально- психологические особенности.

Таким образом, мы ориентируем педагогов на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Дифференцированное обучение психологически более комфортно для ребенка – оно повышает его мотивацию; снимает проблемы сравнивания детей по отметкам; каждый начинает работать в собственном ритме, стиле, темпе; происходит реальный учет способностей и интересов.

Результаты работы школы доказывают целесообразность и эффективность выбранной нами системы работы. Введение современных образовательных технологий, сочетание традиционных и активных форм и методов обучения, использование в учебном процессе дифференциации и индивидуализации способствуют сохранению стабильных результатов обучения учащихся.

За время работы школа подготовила 36 медалистов (8 золотых, 28 серебряных). Ученики достойно представляют школу на все уровнях олимпиад, занимаются исследовательской работой, принимают активное участие в городской научно-практической конференции молодых исследователей «Юность в науке», а также в научно-практических конференциях регионального и федерального уровней.

В школе работает детская общественная организация «Наш Дом – Школа», которая способствует повышению социальной значимости и созданию своей индивидуальности каждым ребенком.

В школе созданы благоприятные условия для удовлетворения потребностей учащихся в дополнительном образовании: широкий спектр кружков и секций различной направленности. Учащиеся успешно защищают честь школы в различных конкурсах и спортивных соревнованиях, в том числе учащиеся классов КО и  СКК VII  вида.

Ежегодно учащиеся, успевающие на «отлично» и принимающие активное участие в спортивной, культурной и общественной жизни школы и города, награждаются премией ООО «ЛУКойл – Западная Сибирь» и премией главы города.

Анализ перечисленных выше направлений работы показывает, что они являются актуальными и востребованными всеми участниками образовательного процесса школы (учителями, обучающимися, их родителями), которые видят свое образовательное учреждение как открытое образовательное пространство с созданными условиями для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Программа развития МОУ СОШ № 2 города Покачи победила в конкурсе на получение гранта Губернатора Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в номинации «Лучшее образовательное учреждение», директор школы Шабанова Л.А. была награждена дипломом Губернатора в номинации «Управление образовательным учреждением».