Организация предпрофильной подготовки – первая стадия перехода школы на профильное обучение. Цель элективных курсов – научить детей делать зрелый выбор профиля, разбивать способность видеть альтернативы, оценивать их, нести ответственность за свой выбор.
Начиная с 2005 года, школьный учебный план предпрофильной подготовки постоянно обновляется с учётом новых потребностей учащихся. Это помогает уменьшить формализм в обучении, даёт возможность индивидуализировать процесс обучения, сформировать у школьников и их родителей ответственность за сделанный выбор.
Набор курсов по выбору (их «ассортимент») определяем в конце 8 класса на основе соответствующего анкетирования, опроса учащихся и их родителей, собеседований с ними:
- анкета жизненного и профессионального самоопределения;
- методика «Ранжирование предметов»;
- лист выбора профессии;
- анкета для родителей «Будущая профессия вашего ребёнка»;
- методика «Расписание на один день» и т.д.
В апреле проводится ознакомление учеников 8 класса и их родителей с предполагаемыми элективами с использованием «живых» и компьютерных презентаций. Количество предполагаемых курсов избыточное – 12-18, т.е. у ученика имеется возможность реального выбора. Учителя используют готовые и самостоятельно разработанные программы ориентированных, предметных и межпредметных элективных курсов, например:
- «Секреты профессионального самоопределения»;
- «Твоё право»;
- «Социология»;
- «Бисероплетение»;
- «Задачи, решаемые с помощью уравнений»;
- «Химия в быту»;
- «Физика в твоей будущей профессии»;
- «Информатика и я»;
- «Компьютерное моделирование»;
- «Актёрское мастерство»;
- «Духовно–психологическая безопасность»;
- «Германия. Страноведение»;
- «В мире профессии»;
- «ЕГЭ по географии»;
- «Начинающий режиссёр» и т.д.
Содержание курсов предпрофильной подготовки включает не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомит учеников со способами освоения программ того или иного профиля. Например, посещая электив в «Практикум по электродинамике», ученики приобретают следующие конкретные умения: описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы, выполнять измерения, представлять результаты измерений в виде таблиц и график, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Педагоги используют при проведении элективных курсов активные методы преподавания:
- деловая игра;
- тренинг;
- практикум;
- проектная деятельность;
- исследования;
- семинар.
Включаясь в активную деятельность, ребёнок проверяет свой выбор. Обучение идёт в небольших группах, что позволяет осуществлять индивидуальный подход, это тоже помогает ученику определение с выбором.
Каждый год отслеживается степень удовлетворённости проведением элективных курсов, отношение к элективным курсам.
Отношение к элективным курсам (24. 11. 08)
Название элективного курса |
Отношение к курсу |
Хочешь знать больше? |
Хотел бы продолжить? |
||||
Понравилось |
Было трудно |
Это не моё |
да |
нет |
да |
нет |
|
«Проценты на каждый день», Галошина В. И. |
56% |
33% |
11% |
100% |
- |
78% |
22% |
«ЕГЭ по географии», Лущик Т. В. |
40% |
40% |
20% |
80% |
20% |
80% |
20% |
«Моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области», Г. А. Позднякова |
100% |
- |
- |
81% |
11% |
67% |
33% |
Средние показатели |
65% |
24% |
10% |
87% |
10% |
75% |
25% |
Результаты этих опросов учитываются при определении предметов, изучаемых на профильном уровне в 10,11 классах.
Особое внимание уделяем итоговому контролю, результаты которого фиксируются в зачётном листе учащихся.
Итоговый контроль (некоторые примеры)
Учебный год |
Название курса |
Форма итогового контроля |
Уровень защиты |
2005-2006 |
«Физика и техника», Плотоненко Л.К |
Действующая модель «Светомузыкальная установка» |
Районный методический семинар руководителей школ |
2005-2006 |
«Решение уравнений и неравенств с модулем», Кудрявцева Г.М. |
Стендовый доклад «Графики функций, содержащие модуль» |
Педсовет «Развитие творческих способностей школьников» |
|
|
Мастер – класс «Решаем уравнения с модулем» |
Урок алгебры в 8 классе |
2005-2006 |
«Химия в быту», Лущик Т.В. |
Проектная работа «Что мы едим на самом деле?» |
Общешкольное родительское собрание |
2006-2007 |
«Твоё право», Ерымовская С.А. |
Театр миниатюр: «Ты на выборах», «Права потребителей» и т.д. |
«Живая» презентация для учеников 8 класса |
2006-2007 |
«Решение задач с помощью уравнений», Галошина В.И. |
Стендовый доклад «Задачи на ЕГЭ по математике» |
Общешкольное родительское собрание |
2006-2007 |
«Учись писать грамотно», Передериенко Г.А. |
Изготовление сборника «Справочные таблицы по русскому языку» |
Презентация |
2007-2008 |
«Актёрское мастерство», Передериенко Г.А |
Спектакль |
Концерт в Яркульской участковой больнице |
|
|
Художественное чтение |
Районный конкурс «Театральная весна» |
2008-2009 |
«Решение задач по генетике», Сорокина Е. В. |
Сборник задач |
Компьютерная презентация для учеников 8 класса |
2008-2009 |
«Проценты на каждый день», Галошина В.И. |
Мастер – класс «Проценты вокруг нас» |
Урок алгебры в 8 классе |
|
|
Рейтинг пользователя в теме «Процент» (10-11 класс) |
Неделя математики, математический десант в 10,11 классах |
|
|
Стендовый доклад «В мире процентов» |
Родительское собрание |
В новых социально – экономических условиях возрастает значение социализирующей роли школы, которая обусловлена спросом государства и общества на личность, отвечающую их потребностям.
Модель современных эффективных экономических отношений:
- индивидуализация;
- гибкость;
- мобильность;
- технологичность;
- умение договариваться и т.д.
Значит, в школе ученики должны:
- жить, а не готовиться к жизни;
- жить вместе, а не рядом;
- учить учиться;
- научиться трудиться.
Дети, живущие в небольшом селе, имеют гораздо меньшие возможности для успешной социализации. Поэтому в 7,8 классах ученики посещают факультативные занятия «Твоё право», «Мой выбор». Введение в 9 классе элективных курсов «В мире профессий», «Моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (руководитель Г. А. Позднякова) помогает ученикам:
- узнать свои индивидуальные особенности, интересы, возможности, способности, умения;
- ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку;
- научиться составлять резюме, писать автобиографию.
В результате чего происходит повышение конкурентоспособности молодого человека на рынке труда. 80- 90% наших выпускников продолжают обучение в ССУЗах, ВУЗах, а затем трудоустраиваются.
Методы преподавания, формы организации деятельности учащихся на элективных курсах имеют социальную направленность:
- работа в парах;
- ведение дискуссии;
- деловые игры;
- мастер–классы;
- публичная защита проектных работ и т. д.
Кроме того, социальной адаптации детей способствует содержание курсов. Например, посещая электив «Проценты на каждый день» (руководитель В. И. Галошина), ученики стали участниками ролевых игр, в ходе которых получили ответы на вопросы:
- как определить повышение цены на почтовые услуги, электроэнергию;
- под какие проценты выгоднее поместить деньги в банк;
- как выплачивать ссуду, кредит;
- насколько увеличится штраф, выписанный ГИБДД, если просрочить оплату на 5 дней;
- сколько стоит обувь, если на распродаже цена снижена на 15% и.т. п.
Введение предпрофильной подготовки в нашей школе способствует:
- выявлению интересов и склонностей, способностей школьников;
- формированию практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения на 3 –й ступени обучения;
- развитию широкого спектра познавательных интересов и ключевых компетентностей, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
- формированию способности принимать адекватное решение о выборе направления дальнейшего образования;
- ориентированию не только на усвоение знаний, но и на выработку практических навыков, имеющих социальную направленность.
Элективные курсы позволяют ученикам более осознанно определиться в выборе предметов, изучаемых на профильном уровне, помогают проверить себя, ответить на вопрос: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?»
Однако необходимо отметить некоторые проблемы, возникающие при введении предпрофильной подготовки:
1. В 9 классе ученик лишь пробует свои возможности, выбор предпрофильного курса не всегда предполагает выбор этого же профиля. В связи с этим возрастает значение наличия в школе таких квалифицированных кадров как психолог, профориентатор, которых в сельских школах нет. Они могли бы провести более детальное психолого–педагогическое диагностирование, дать рекомендации.
2. Недостаточно используется проектная деятельность, особенно социальной направленности, решающая конкретные жизненные проблемы.
3. В сельской местности трудно организовать экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий. Возможно более активное использование ЦОРов, Интернета - одно из решений этой проблемы.
4. Низкая наполняемость классов не позволяет полноценно организовать работу в группах, преподавание предметов на профильном уровне в 10, 11 классах, поэтому в школе принята программа «Организация предпрофильной подготовки и дополнительного образования учащихся в условиях сетевого взаимодействия».
Конечными результатами реализации Программы должны стать:
- расширение образовательных возможностей учащихся, учителей, родителей;
- рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов;
- создание единого образовательного пространства в сельской местности;
- позитивное изменение качества образования, обновление содержания образования;
- расширятся возможности социализации учащихся.
Несмотря на имеющиеся недостатки, элективные курсы – это возможность для учеников познать себя, выбрать себя, проявить себя, развивать себя. Ведь чтобы преуспеть в одном, надо попробовать себя во многом.