Цели и задачи:
Дидактические:
- Систематизирование словаря дошкольников по теме: “Деревья”.
- Обогащение словаря. Усвоение грамматического строя речи.
- Формирование связной речи.
- Формирование слоговой структуры сложных слов.
Коррекционные:
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие мелкой моторики, произвольного внимания и зрительной памяти.
- Коррекция речевого выдоха на основе дыхательных упражнений.
Воспитательные:
- Воспитание мотивации к обучению на материале дидактических игр и игр-упражнений.
- Развитие самооценки и самоконтроля за речью на материале закрепления речевых навыков и умений.
Оборудование: зеркала, листья деревьев, картина с листьями в условиях наложения.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие в осенний лес, (читает стихотворение):
Мы пойдем в осенний лес,
много он таит чудес.
Будем весело играть
и листочки собирать.
Чтобы попасть в лес.
Нужно перейти речку.
II. Развитие артикуляционной моторики
Логопед: Садитесь к зеркалу. Сейчас каждый из вас построит для себя “мост”, чтобы перейти через речку. Опустите кончик языка за нижние зубы: он лежит ровно и спокойно. Я буду считать из скольких брёвен он состоит), взрослый считает от 1 до 4 (6), ребёнок удерживает язык в положении “мост”). Молодцы!
Упражнение повторить 4–5 раз.
III. Развитие мелкой моторики, координации слова с движением
Логопед: Вот мы и в лесу. Давайте поиграем. Пусть каждый из вас превратиться в листочек. (Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения)
Листья падают, кружатся,
Листья под ноги ложатся,
Под ногами шелестят,
Тихо шепчут: “Листопад!”
– Какие красивые листочки! (Обращается к ребенку.) Ты, с какого дерева, листочек?
Ребёнок: Я с березы. Я березовый лист.
Логопед: А ты, с какого дерева листочек?
Ребенок: Я с клена. Я кленовый лист.
И т.д. Взрослый обращается к каждому ребенку, следя чтобы ответы не повторялись.
IV. Упражнение на дыхание
Логопед: А теперь найдите на дорожке тот лист, который вы назвали), те берут в руки листочки). Подуйте на свой листочек, чтобы он сам опустился вниз. Как называется такое явление в природе?
Дети: Листопад.
Логопед: Давайте соберем это слово с помощью ладошек.
Дети: Листья – Падают – Листопад (2–3 раза.)
Логопед: Ой, ребята, посмотрите внимательно, после листопада все листья перемешались и непонятно, где какой (выставляется картина, где листья изображены в условиях наложения). Ну-ка, найдите каждый свой лист, обведите его, чтобы все увидели.
Дети выполняют задание.
V. Обогащение словаря. Усвоение грамматического строя речи
Логопед: Ребята, придумайте предложение со словом листочек.
Предполагаемые ответы детей:
Листочек кружится.
Листочек летит.
Листочек падает на землю и так далее.
VI. Развитие психических процессов
Логопед: А сейчас пусть каждый из вас соберет красивый осенний букет из одинаковых листьев. Мы украсим ими группу. Какой ты соберешь букет? (Спрашивает каждого ребенка.)
Дети:
Я соберу березовый букет
Я соберу липовый букет
Я соберу кленовый букет
Я соберу каштановый букет и так далее.
Дети собирают букеты.
Логопед: А теперь пора возвращаться домой. Закройте глаза: 1, 2, 3, 4, 5, в садик нам пора опять.
VII. Подведение итогов. Оценка работы детей
Логопед: Вот мы снова в детском саду. Поставьте свои красивые букеты в вазы. Вспомните, чем мы сегодня занимались. Что нового вы узнали?