Урок биологии по технологии развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): "Иммунитет"

Разделы: Биология


Цели и задачи:

  • сформировать представления об иммунитете как защитном механизме организма человека, выяснить каким образом иммунная система обеспечивает защиту организма от чужеродных веществ, клеток и тканей, ознакомить учащихся с достижениями иммунологии;
  • развивать практические навыки ведения научного исследования исходя из поставленной проблемы;
  • воспитывать и прививать умения соблюдать правила личной гигиены, активность и самостоятельность работы учащихся на уроке, желание проявлять свои творческие способности в ходе биологического исследования.

Оборудование:

  • таблица “Форменные элементы крови человека”,
  • опорные схемы по теме урока,
  • компьютеры,
  • рабочие тетради с печатной основой,
  • блокноты и электронные носители для фиксации результатов исследовательской работы.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие и проверка готовности творческих групп учащихся к уроку. Проверка знаний и умений учащихся:

Фронтальный опрос:

– состав внутренней среды организма человека,
– строение и состав крови (составление магнитной схемы на доске).

Индивидуальный опрос:

Группы крови. (устно)
Резус-фактор. (устно)

Выполнение задания № 85 в рабочей тетради с печатной основой на стр 34. (письменно во время устного опроса)

Изучение нового материала:

Человек состоит из клеток –
Навязло в зубах.
Значит, он состоит из клеток,
Как зоопарк.
И пока твоё сердце дымится
(Ты уж поверь!),
В каждой клетке его таится
Какой-нибудь зверь.
Зверь, который в тесном жилище
Быть обречён,
Зверь, который требует пищи,
Разной причём.
Человек от клеток зависим…
Обидней всего, если в клетках, которыми мыслим,
Нет никого.
(Роберт Рождественский)

– Так ли бессмысленны и ограничены действия клеток нашего организма по отношению друг к другу и окружающему миру?

Исследуем это на примере процесса образования иммунитета. Итак, тема нашего урока – Иммунитет!

Человек живёт в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Люди долгое время не подозревали об этом, пока 320 лет тому назад голландский мануфактурщик Антони ванн Левенгук не создал первый микроскоп, с помощью которого он и обнаружил целый мир маленьких организмов – микроорганизмов, или микробов.

Из внешней среды в наш организм могут проникнуть различные микроорганизмы. Это приводит к разрушению структуры организма, нарушает его жизнедеятельность и приводит к развитию различных заболеваний (общих и местных).

Заражение человека не всегда может привести к заболеванию. Он может просто стать носителем микроорганизмов и быть источником инфекции.

Эта особенность обусловлена иммунитетом.

Иммунитет – это способность организма обнаруживать чужеродные соединения и тела во внутренней среде организма и уничтожать их (т.е. защитная реакция организма).

Исходя из темы урока и начальных данных, определите проблему, поставьте цели и задачи исследования. Выберите необходимые для вас практические и теоретические методы работы.

2. Постановка проблемы, цели и задач исследования

Проблема: сущность и назначение процесса иммунитета.

Цель: определить особенности процесса выработки иммунитета.

Задачи:

используя источники дополнительной информации, проанализировать, что в нашем организме обеспечивает выработку иммунитета,
– выполнить теоретическую модель процесса иммунитета (в виде презентации),
– провести анализ выработки иммунитета на примере двух классов школы.
(“мозговой штурм” в творческих группах, обсуждение уч-ся вариантов, выбор наиболее приемлемых формулировок)

Выбор методов исследования:

Теоретические – сравнительный анализ информации из научной литературы, моделирование, системный анализ, конструирование и проектирование.

Практические – анкетирование, интервью, беседа, метод рейтинга (определение значимости объекта, деятельности какой-либо личности или события путём использования специальной шкалы оценок), эксперимент.

(Обсуждение методов работы в творческих группах.)

3. Теоретический анализ проблемы.

А) Работа с материалами учебника и дополнительной информацией, подготовленной учащимися и учителем (справочники, дополнительная литература, материалы медиатеки, интернета).

Б) Составление опорной схемы поэтапного исследования материала:

Схема 1

Приложение 1, Приложение 2

В) Учащиеся в группах могут выбрать различный уровень исследования поставленной проблемы – по программе или углубленное изучение. В конце творческой работы (возможно под контролем и руководством учителя) сравниваются и обсуждаются полученные группами результаты, выбирается оптимальный вариант объёма и научности материала.

Схема 2

Иммунитет проявляется на клеточном (фагоцитоз, осуществляемый лейкоцитами) и гуморальном (выработка лейкоцитами антител) уровне.

Схема 3

Закрепление изучаемого материала:

  • Фронтальная работа с опорными схемами и приложением к уроку.
  • Интеллектуальная творческая мастерская: составление презентации на тему “Иммунитет”. (учащиеся заканчивают начатую учителем презентацию)

Итог урока:

  • Выводы по теме урока, результатам исследовательской работы.
  • Анализ и оценка работы учащихся на уроке.
  • Определение дальнейших этапов исследовательской работы в послеурочное время.

Задание на дом: Повторение материалов исследовательской работы.

4. Практическая проверка теоретической модели:

(Выбор формы, разработка и проведение, фиксация результатов следующего этапа исследования творческими группами учащихся)

– анкетирование “Ваше отношение к вакцинации”,
– интервью “Я участвую в вакцинации, потому что…”,
– интервью с работниками местного фельдшерского пункта “Плюсы и минусы вакцинации против гриппа”,
– эксперимент “Влияние вакцинации против гриппа на показатели заболеваемости в классах Лисьеполянской школы”.

5. Составление выводов и предложений

Оформление отчёта по результатам исследовательской работы (внеурочное сотрудничество учеников и учителя).

См. Приложение 3