Цели и задачи:
- сформировать представления об иммунитете как защитном механизме организма человека, выяснить каким образом иммунная система обеспечивает защиту организма от чужеродных веществ, клеток и тканей, ознакомить учащихся с достижениями иммунологии;
- развивать практические навыки ведения научного исследования исходя из поставленной проблемы;
- воспитывать и прививать умения соблюдать правила личной гигиены, активность и самостоятельность работы учащихся на уроке, желание проявлять свои творческие способности в ходе биологического исследования.
Оборудование:
- таблица “Форменные элементы крови человека”,
- опорные схемы по теме урока,
- компьютеры,
- рабочие тетради с печатной основой,
- блокноты и электронные носители для фиксации результатов исследовательской работы.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие и проверка готовности творческих групп учащихся к уроку. Проверка знаний и умений учащихся:
Фронтальный опрос:
– состав внутренней среды организма человека,
– строение и состав крови (составление магнитной
схемы на доске).
Индивидуальный опрос:
Группы крови. (устно)
Резус-фактор. (устно)
Выполнение задания № 85 в рабочей тетради с печатной основой на стр 34. (письменно во время устного опроса)
Изучение нового материала:
Человек состоит из клеток –
Навязло в зубах.
Значит, он состоит из клеток,
Как зоопарк.
И пока твоё сердце дымится
(Ты уж поверь!),
В каждой клетке его таится
Какой-нибудь зверь.
Зверь, который в тесном жилище
Быть обречён,
Зверь, который требует пищи,
Разной причём.
Человек от клеток зависим…
Обидней всего, если в клетках, которыми мыслим,
Нет никого.
(Роберт Рождественский)
– Так ли бессмысленны и ограничены действия клеток нашего организма по отношению друг к другу и окружающему миру?
Исследуем это на примере процесса образования иммунитета. Итак, тема нашего урока – Иммунитет!
Человек живёт в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Люди долгое время не подозревали об этом, пока 320 лет тому назад голландский мануфактурщик Антони ванн Левенгук не создал первый микроскоп, с помощью которого он и обнаружил целый мир маленьких организмов – микроорганизмов, или микробов.
Из внешней среды в наш организм могут проникнуть различные микроорганизмы. Это приводит к разрушению структуры организма, нарушает его жизнедеятельность и приводит к развитию различных заболеваний (общих и местных).
Заражение человека не всегда может привести к заболеванию. Он может просто стать носителем микроорганизмов и быть источником инфекции.
Эта особенность обусловлена иммунитетом.
Иммунитет – это способность организма обнаруживать чужеродные соединения и тела во внутренней среде организма и уничтожать их (т.е. защитная реакция организма). |
Исходя из темы урока и начальных данных, определите проблему, поставьте цели и задачи исследования. Выберите необходимые для вас практические и теоретические методы работы.
2. Постановка проблемы, цели и задач исследования
Проблема: сущность и назначение процесса иммунитета.
Цель: определить особенности процесса выработки иммунитета.
Задачи:
– используя источники дополнительной
информации, проанализировать, что в нашем
организме обеспечивает выработку иммунитета,
– выполнить теоретическую модель процесса
иммунитета (в виде презентации),
– провести анализ выработки иммунитета на
примере двух классов школы.
(“мозговой штурм” в творческих группах,
обсуждение уч-ся вариантов, выбор наиболее
приемлемых формулировок)
Выбор методов исследования:
Теоретические – сравнительный анализ информации из научной литературы, моделирование, системный анализ, конструирование и проектирование.
Практические – анкетирование, интервью, беседа, метод рейтинга (определение значимости объекта, деятельности какой-либо личности или события путём использования специальной шкалы оценок), эксперимент.
(Обсуждение методов работы в творческих группах.)
3. Теоретический анализ проблемы.
А) Работа с материалами учебника и дополнительной информацией, подготовленной учащимися и учителем (справочники, дополнительная литература, материалы медиатеки, интернета).
Б) Составление опорной схемы поэтапного исследования материала:
Схема 1
В) Учащиеся в группах могут выбрать различный уровень исследования поставленной проблемы – по программе или углубленное изучение. В конце творческой работы (возможно под контролем и руководством учителя) сравниваются и обсуждаются полученные группами результаты, выбирается оптимальный вариант объёма и научности материала.
Схема 2
Иммунитет проявляется на клеточном (фагоцитоз, осуществляемый лейкоцитами) и гуморальном (выработка лейкоцитами антител) уровне.
Схема 3
Закрепление изучаемого материала:
- Фронтальная работа с опорными схемами и приложением к уроку.
- Интеллектуальная творческая мастерская: составление презентации на тему “Иммунитет”. (учащиеся заканчивают начатую учителем презентацию)
Итог урока:
- Выводы по теме урока, результатам исследовательской работы.
- Анализ и оценка работы учащихся на уроке.
- Определение дальнейших этапов исследовательской работы в послеурочное время.
Задание на дом: Повторение материалов исследовательской работы.
4. Практическая проверка теоретической модели:
(Выбор формы, разработка и проведение, фиксация результатов следующего этапа исследования творческими группами учащихся)
– анкетирование “Ваше отношение к
вакцинации”,
– интервью “Я участвую в вакцинации, потому
что…”,
– интервью с работниками местного фельдшерского
пункта “Плюсы и минусы вакцинации против
гриппа”,
– эксперимент “Влияние вакцинации против
гриппа на показатели заболеваемости в классах
Лисьеполянской школы”.
5. Составление выводов и предложений
Оформление отчёта по результатам исследовательской работы (внеурочное сотрудничество учеников и учителя).
См. Приложение 3