Программа и тематическое планирование кружка "Экология и краеведение для младших школьников"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Кружок «Экология и краеведение для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:

  1. расширение энциклопедических представлений младших школьников;
  2. углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
  3. обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Кружок предназначается для 4 класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).

В программе выделено 12 тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач.

Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов.

В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.

К концу года учащиеся должны знать:

  1. Простейшие элементы ориентирования на местности.
  2. Связь между человеком и природой.
  3. Природа родного края.
  4. Местные полезные ископаемые.
  5. Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь:

  1. Составлять маршруты прогулок, дорог и планов.
  2. Различать изученные группы растений и животных.
  3. Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
  4. Выполнять правила поведения в природе.
  5. Изготовлять домики для птиц.
  6. Изготовлять экологические памятки.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ

(из расчёта 1 час в неделю. Всего 34 часа)

Выясняем что такое «экология и краеведение» – 3 часа.

  • Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
  • Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.
  • Связи между природой и человеком.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения – 4 часа.

  • Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.
  • Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.

Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение – 4 часа.

  • Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны. (составление «Красной книги» Татарстана)

Изучаем способы охраны природы – 2 часа.

  • Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и республики. (знакомство с 3-4 конкретными заповедниками).

Выясняем роль неживой природы в жизни живого – 6 часов.

  • Солнце как источник тепла и света для живых существ.
  • Теплолюбивые и холодостойкие растения.
  • Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.
  • Местные полезные ископаемые.
  • Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов.
  • Экологическая сказка.

Изучаем экологические связи в живой природе – 4 часа.

  • Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. («Дуб и всё вокруг него»). Понятия «прямые связи» и «косвенные связи».

Знакомимся с охраняемыми растениями – 4 часа.

  • Охраняемые растения Татарстана.
  • Лекарственные растения Татарстана.
  • Ядовитые растения края.
  • Причины сокращения численности и меры их охраны.

Мастерим домики для птиц – 2 часа.

  • Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

Учимся передавать свои знания другим ребятам – 2 часа.

  • Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей.
  • Подготовка и проведение КВНов экологического содержания.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека – 2 часа.

  • Пути попадания вредных веществ в организм человека ( с водой, с пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье .

Подводим итоги нашей работы за год – 1 час.

  • Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов по практическим делам.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «Экология для младших школьников»

Тема Кол-во часов Дата
Выясняем, что такое «экология и краеведение» – 3 часа.      
  1. Экология – это наука о связях в природе.
  2. Краеведение – изучение отдельных местностей.
  3. Простейшие элементы ориентирования.

1
1
1

 
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения – 4 часа.     
  1. Экскурсия на природу. Учимся видеть и наблюдать.
  2. Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений.
  3. Дидактическая игра «Природа нужна нам, мы нужны природе».

1
2
1

 
Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение – 4 часа.    
  1. Местные лекарственные травы, правила их сбора, употребления.
  2. Природа родного края (выставка рисунков).
  3. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны.
  4. Составление «Красной книги» Татарстана

1
1
1
1

 
Изучаем способы охраны природы – 2 часа.     
  1. Мысленное путешествие по заповедникам нашей Республики (в\фрагменты).
  2. Творческая игра «Живи, ёлочка».

1
1

 
Выясняем роль неживой природы в жизни живого – 6 часов.     
  1. Солнце как источник тепла и света для живых существ.
  2. Теплолюбивые и холодостойкие растения.
  3. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры.
  4. Местные полезные ископаемые.
  5. Растения и животные лесов, полей, лугов, водоёмов.
  6. Экологическая сказка.

1
1
1
1
1
1

 
Изучаем экологические связи в живой природе – 4 часа.     
  1. Экологические связи в живой природе на примере «Дубового леса».
  2. Понятие «прямые связи». (зарисовка)
  3. Понятие «косвенные связи». (зарисовка)

2
1
1

 
Знакомимся с охраняемыми растениями – 4 часа.    
  1. Охраняемые растения Татарстана.
  2. Лекарственные растения Татарстана.
  3. Ядовитые растения края.
  4. Причины сокращения численности и меры их охраны.

1
1
1
1

 
Мастерим домики для птиц – 2 часа.     
  1. Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

2

 
Учимся передавать свои знания другим ребятам – 2 часа.     
  1. Изготовление условных знаков, экологических памяток.
  2. Проведение КВН.

1
1

 
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека – 2 часа.    
  1. Пути попадания вредных веществ в организм человека.
  2. Меры направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

1
1

 
Подводим итоги нашей работы за год – 1 час     
  1. Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. Творческая игра «Я знаток природы родного края».

1