Урок литературного чтения в 4-м классе по сказке Э.Т. Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король"

Разделы: Начальная школа


Тема: Новые сюжетные линии. Вставная сказка-легенда о твёрдом орехе.

Цели:

  • Учить детей ориентироваться в сюжетных переплетениях повести-сказки.
  • Развивать умение находить в тексте черты сходства с народной волшебной сказкой.
  • Прививать чувство сопереживания, сострадания к чужому горю.

Оборудование: презентация; музыка П.И.Чайковского.

1. Активизация мыслительной деятельности.

-Звучит фрагмент из оперы П.И. Чайковского «Щелкунчик». (На фоне музыки): <Приложение 1>

  • Обратите внимание на доску: знаком ли вам эти герой? (Щелкунчик)
  • Из какого он произведения? («Щелкунчик и Мышиный король», Гофмана)
  • Сравните иллюстрации. Что вы можете сказать о них? (Герой везде разный)
  • Почему на рисунках один и тот же герой выглядит по-разному? (У каждого своё мнение; разные ситуации).
  • Кто такой Щелкунчик? (Игрушка, заколдованный человек).
  • Кто у автора выступает на первый план: игрушка или человек? (Человек, ведь даже игрушечный Щелкунчик ведет себя как человек).
  • Какая из иллюстраций подтверждает ваши высказывания; где изображена связь с придуманным миром? (Часы, полночь)
  • Так к какому жанру относится произведение Эрнеста Гофмана? Докажите своё мнение:

сказка    повесть    рассказ    повесть-сказка

- Вы правы, это повесть-сказка.

2. Блиц-опрос (проверка домашнего задания)

  • Давайте, ещё раз окунёмся в тайны волшебного мира. Но для начала, вспомним, какие события произошли в сказке? (Детям подарили игрушки на рождество; битва с мышами; болезнь Мари).
  • Какую сказку начал рассказывать крёстный?
  • Что произошло в королевской семье?
  • Как королева-мать заботилась о дочери?
  • Нравится ли автору король или он относится к нему с иронией?
  • Из чего это видно?
  • К чему привела любовь короля к колбасам?
  • Как, по вашему мнению, будут развиваться события дальше, сможет ли Мышильда выполнить свою угрозу?

3. Первичное чтение.

-Давайте проверим ваши предположения, прочитав продолжение истории о твёрдом орехе. (Чтение текста с. 119 – 122 подготовленными детьми)

  • Так выполнила ли Мышильда свою угрозу? Как?

Физминутка для глаз:

  1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Анализ текста. Выборочное чтение.

-Предлагаю проанализировать прочитанный отрывок.

-У вас на парте лежит бланк с вопросами. Найдите на них ответы, опираясь на текст произведения (самостоятельное чтение, подготовка к выборочному).

Вопросы к тексту: <Приложение 2>

  • В какое время суток происходили события? Почему? (Ночью, время волшебного мира)
  • В кого превратилась принцесса Пирлипат? Что на это указывает?
    (Пирлипат превратилась в куклу – щелкунчика. На это указывают два обстоятельства:
    1. её оказалось возможным разобрать и собрать, чтобы посмотреть, как она устроена, что и сделал Дроссельмейер;
    2. она с удовольствием щелкает орешки).
  • Что чувствовал король, глядя на дочь? (Горе, печаль, недовольство).
  • Кого он обвинил в случившемся? (Дроссельмейера)
  • Как этот поступок характеризует короля?
  • Кстати, Дроссельмейер Христиан – часовщик и советник суда – крёстный – это один и тот же человек или разные люди? Докажите. (Один и тот же – проводник между миром реальным и волшебным)
  • Как вёл себя Дроссельмейер, выполняя поручение короля?
  • Какие черты характера при этом проявлялись?
  • Похоже ли это поведение на то, как в данной ситуации вел бы себя крёстный? (Да, он тоже любил послушание, не любил спорить).
  • Посмотрите на доску, всё ли в этой записи верно?


Король
Хвастливый
Льстивый
Ответственный
Чванливый
Гордый
Благодарный

Дроссельмейер
Подобострастный
Безответственный
Исполнительный
Послушный
Храбрый
Злой

(Поменять местами слова, обозначающие черты характера героев)

  • Какие из этих качеств вы хотели бы воспитать в себе?
  • Что для этого нужно сделать? (приложить усилие)
  • Вернитесь к тексту, найдите описание обряда, с помощью которого должны быть расколдована принцесса Пирлипат. Расшифруйте каждую подробность.
    (Переход из одного состояния в другое, должен совершить человек, не брившийся и не носивший сапог, значит это – юноша. Он должен зажмурив глаза отдать волшебное зернышко ореха принцессе, затем сделать 7 шагов назад.
    Эти приметы говорят об изнаночном, сказочном мире, где всё наоборот.)
  • Для чего нужно это трудное задание? (Чтобы избранный превратился в героя, мужчину, спасителя).
  • Какие из перечисленных признаков характерны для волшебной сказки? (Волшебные числа – 7, шагов,. 3 дня; герой – спаситель; связной между мирами; волшебный предмет – орех).
  • То, что Гофман использовал волшебные признаки – это авторский вымысел или связь с народным творчеством?
  • Что ещё было необычного в композиции (построении) произведения? (Сказка в сказке; связь с народным творчеством).

5. Обобщение.

-Соберите пословицы.

  1. Сам кашу заварил,
  2. Один ум хорошо,
  3. Не гордись красотой –
  4. Кабы знать, где упасть,

а) так соломки бы припасть.
б) сам и расхлёбывай.
в) гордись делом.
г) а два лучше.

-Проверка, заслушать пословицы и мнение того, кто её выбрал (1 – б, 2 – г, 3 – в, 4 – а).

  • Какая из данных пословиц раскрывает смысл прочитанного отрывка?
  • Всей сказки?
  • Почему возникли разногласия? (У каждого своё мнение)
  • Запомните пословицу, которую выбрали, когда дочитаем всё произведение, мы вернёмся к ним, чтобы убедиться в верности ваших утверждений.

6. Д/З

-На дом предлагаю два задания на выбор:

  • Перечитайте ещё раз «Сказку о твёрдом орехе». Подготовьте отзыв о прочитанном.
  • Проиллюстрируйте интересный эпизод из данной вставки. Подготовьте защиту своей работы. Выполнять задание можно в парах или группе.

-Оценивание работы на уроке.