Тема: Новые сюжетные линии. Вставная сказка-легенда о твёрдом орехе.
Цели:
- Учить детей ориентироваться в сюжетных переплетениях повести-сказки.
- Развивать умение находить в тексте черты сходства с народной волшебной сказкой.
- Прививать чувство сопереживания, сострадания к чужому горю.
Оборудование: презентация; музыка П.И.Чайковского.
1. Активизация мыслительной деятельности.
-Звучит фрагмент из оперы П.И. Чайковского «Щелкунчик». (На фоне музыки): <Приложение 1>
- Обратите внимание на доску: знаком ли вам эти герой? (Щелкунчик)
- Из какого он произведения? («Щелкунчик и Мышиный король», Гофмана)
- Сравните иллюстрации. Что вы можете сказать о них? (Герой везде разный)
- Почему на рисунках один и тот же герой выглядит по-разному? (У каждого своё мнение; разные ситуации).
- Кто такой Щелкунчик? (Игрушка, заколдованный человек).
- Кто у автора выступает на первый план: игрушка или человек? (Человек, ведь даже игрушечный Щелкунчик ведет себя как человек).
- Какая из иллюстраций подтверждает ваши высказывания; где изображена связь с придуманным миром? (Часы, полночь)
- Так к какому жанру относится произведение Эрнеста Гофмана? Докажите своё мнение:
сказка повесть рассказ повесть-сказка
- Вы правы, это повесть-сказка.
2. Блиц-опрос (проверка домашнего задания)
- Давайте, ещё раз окунёмся в тайны волшебного мира. Но для начала, вспомним, какие события произошли в сказке? (Детям подарили игрушки на рождество; битва с мышами; болезнь Мари).
- Какую сказку начал рассказывать крёстный?
- Что произошло в королевской семье?
- Как королева-мать заботилась о дочери?
- Нравится ли автору король или он относится к нему с иронией?
- Из чего это видно?
- К чему привела любовь короля к колбасам?
- Как, по вашему мнению, будут развиваться события дальше, сможет ли Мышильда выполнить свою угрозу?
3. Первичное чтение.
-Давайте проверим ваши предположения, прочитав продолжение истории о твёрдом орехе. (Чтение текста с. 119 – 122 подготовленными детьми)
- Так выполнила ли Мышильда свою угрозу? Как?
Физминутка для глаз:
- Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. Анализ текста. Выборочное чтение.
-Предлагаю проанализировать прочитанный отрывок.
-У вас на парте лежит бланк с вопросами. Найдите на них ответы, опираясь на текст произведения (самостоятельное чтение, подготовка к выборочному).
Вопросы к тексту: <Приложение 2>
- В какое время суток происходили события? Почему? (Ночью, время волшебного мира)
- В кого превратилась принцесса Пирлипат? Что на это указывает?
(Пирлипат превратилась в куклу – щелкунчика. На это указывают два обстоятельства:- её оказалось возможным разобрать и собрать, чтобы посмотреть, как она устроена, что и сделал Дроссельмейер;
- она с удовольствием щелкает орешки).
- Что чувствовал король, глядя на дочь? (Горе, печаль, недовольство).
- Кого он обвинил в случившемся? (Дроссельмейера)
- Как этот поступок характеризует короля?
- Кстати, Дроссельмейер Христиан – часовщик и советник суда – крёстный – это один и тот же человек или разные люди? Докажите. (Один и тот же – проводник между миром реальным и волшебным)
- Как вёл себя Дроссельмейер, выполняя поручение короля?
- Какие черты характера при этом проявлялись?
- Похоже ли это поведение на то, как в данной ситуации вел бы себя крёстный? (Да, он тоже любил послушание, не любил спорить).
- Посмотрите на доску, всё ли в этой записи верно?
Король
Хвастливый
Льстивый
Ответственный
Чванливый
Гордый
БлагодарныйДроссельмейер
Подобострастный
Безответственный
Исполнительный
Послушный
Храбрый
Злой
(Поменять местами слова, обозначающие черты характера героев)
- Какие из этих качеств вы хотели бы воспитать в себе?
- Что для этого нужно сделать? (приложить усилие)
- Вернитесь к тексту, найдите описание обряда, с помощью которого должны быть расколдована принцесса Пирлипат. Расшифруйте каждую подробность.
(Переход из одного состояния в другое, должен совершить человек, не брившийся и не носивший сапог, значит это – юноша. Он должен зажмурив глаза отдать волшебное зернышко ореха принцессе, затем сделать 7 шагов назад.
Эти приметы говорят об изнаночном, сказочном мире, где всё наоборот.)
- Для чего нужно это трудное задание? (Чтобы избранный превратился в героя, мужчину, спасителя).
- Какие из перечисленных признаков характерны для волшебной сказки? (Волшебные числа – 7, шагов,. 3 дня; герой – спаситель; связной между мирами; волшебный предмет – орех).
- То, что Гофман использовал волшебные признаки – это авторский вымысел или связь с народным творчеством?
- Что ещё было необычного в композиции (построении) произведения? (Сказка в сказке; связь с народным творчеством).
5. Обобщение.
-Соберите пословицы.
- Сам кашу заварил,
- Один ум хорошо,
- Не гордись красотой –
- Кабы знать, где упасть,
а) так соломки бы припасть.
б) сам и расхлёбывай.
в) гордись делом.
г) а два лучше.
-Проверка, заслушать пословицы и мнение того, кто её выбрал (1 – б, 2 – г, 3 – в, 4 – а).
- Какая из данных пословиц раскрывает смысл прочитанного отрывка?
- Всей сказки?
- Почему возникли разногласия? (У каждого своё мнение)
- Запомните пословицу, которую выбрали, когда дочитаем всё произведение, мы вернёмся к ним, чтобы убедиться в верности ваших утверждений.
6. Д/З
-На дом предлагаю два задания на выбор:
- Перечитайте ещё раз «Сказку о твёрдом орехе». Подготовьте отзыв о прочитанном.
- Проиллюстрируйте интересный эпизод из данной вставки. Подготовьте защиту своей работы. Выполнять задание можно в парах или группе.
-Оценивание работы на уроке.