Урок русского языка по теме "Обобщение знаний о словах, которые пишутся с заглавной буквы. Письмо из Простоквашино" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • продолжение работы над процессом полноценного письма на основе развитых функций и внешнего эталона;
  • расширение познавательных интересов и возможностей ребёнка;
  • развитие техники письма;
  • тренировка зрительной памяти, накапливание письменного опыта;
  • работа над проблемой безошибочного письма по причине внимательности;
  • воспитание «орфографического сторожа»;
  • осознание темпа позитивного изменения, темпа индивидуального развития;
  • создание тенденции экономить время, быть бережным ко времени.

Материал урока:

  • плакаты с прописными текстами;
  • набор прописных текстов для чтения, списывания, письма под диктовку (на каждого ученика);
  • печатный текст для списывания (на каждого ученика);
  • несколько прописных текстов с плёнкой для копирования;
  • почтовый конверт (на каждого ученика);
  • компьютер, мультимедийный проектор, слайды для презентации.

Ход урока

1. Организационный момент. 

Учитель. Я желаю вам сегодня удачи. Если будет трудно, я помогу.

Сегодня в наш класс принесли письмо.

На доске лист ватмана, оформленный в виде конверта:

От кого: почтальон Печкин  
Откуда: деревня Простоквашино  
     
  Кому: ученикам 1 б класса
  Куда: улица Азовская школа 4
    город Армавир
    Краснодарский край

Учитель. Какие у вас будут предложения? (прочитать)

А разве можно это делать, не узнав, кому адресовано письмо. Может, оно случайно попало к нам. Так как же узнать, наше письмо или нет? Верно, надо прочитать то, что написано на конверте.

Все случаи феномена (заглавная буква) выделены цветом. Учитель ведёт указкой по строке, озвучивает текст с темпом 70-80 сл./мин. Дети следят глазами, отдельные ребята проецируют палец на доске. 

2. Объявление темы, цели урока.

Учитель. Итак, теперь мы знаем, что получили письмо от ваших давних друзей. А не обратили ли вы внимание, какая орфограмма выделена цветом? Верно, заглавная буква.

Слайд 1. (Приложение 1)

Учитель. Итак, сегодня мы повторяем, работаем со словами, которые пишутся с заглавной буквы. Ну и встречаемся с любимыми героями. Будем писать ответ на письмо почтальона Печкина.

Достаньте карточку с данной орфограммой. Оставьте её на столе.

У каждого ребёнка есть конверт с набором карточек на все изученные орфограммы.

Учитель. Что вы помните о заглавной букве? Слайд 2.

Ну а теперь начинаем читать письмо.

3. Списывание актуальных текстов.

Учитель открывает доску. На доске – «письмо» – прописной текст написан на плакате. Учитель ведёт указкой по строке, озвучивает текст с темпом 70-80 сл./мин. Дети следят глазами, отдельные учащиеся проецируют палец на плакате. Озвучивается первая часть текста:

Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Мы живём замечательно. А вы не забыли, как зовут ваших давних друзей?

Учитель. Давайте поработаем с карточками-орфограммами. В первой части текста найдите известные вам орфограммы, покажите карточку.

Дети работают с набором карточек.

Учитель. Давайте, чтобы Печкин не беспокоился, перечислим всех жителей Простоквашино. Слайд 3.

Учитель. Назовите слова, которые вы напишите с заглавной буквы. Почему?

Найдите текст № 1.Спишите слова, вставляйте пропущенную букву, где нужно, заглавную. Подчеркните её.

Дети списывают с прописного текста (графический ориентир). Часть детей копирует прописной текст (пишут на плёнке с графическим ориентиром). Работа по узнаванию грамматического феномена (заглавной буквы): выбор, где необходимо, заглавной буквы, подчёркивание.

Учитель. А теперь проверьте, правильно ли вы написали. Слайд 4.

4. Тренировка в узнавании грамматического феномена.

Учитель. Вернёмся к письму.

Озвучивается вторая часть текста:

Матроскин стал у нас хитрый. Ему уже его фамилия не нравится. А помните, как всё начиналось?

Учитель. Вот это Матроскин! Ребята, давайте вспомним, как всё начиналось. Возьмите лист для чтения. (Приложение 2)

Дети читают текст.

Учитель. Найдите в тексте все случаи, когда в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных встречается заглавная буква. Подчеркните её.

Дети подчёркивают в тексте все случаи употребления феномена. 

5. Зарядка для глаз.

6. Списывание и чтение актуальных текстов.

Учитель.А пишет ли Печкин что-нибудь о Шарике?

Озвучивается третья часть письма:

А Шарик всё себе дело ищет. Решил сад яблоневый вырастить. Помогите Шарику, напишите, что вы знаете о яблоне.

Учитель. Ну что ж, надо Шарику помочь. Найдите текст № 2.

Дети читают текст.

Учитель. Почему слово Англия написано с большой буквы? Какие ещё слова? Почему?

А теперь списываем текст.

Дети списывают с печатного текста (орфографический ориентир).

Физкультминутка.

Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

Озвучивается четвёртая часть письма:

Дядя Фёдор всё галчонка грамоте учит. А вы уже много книг прочитали? Может быть, вы знаете, кто всех нас придумал?

Учитель. Вы знаете фамилию писателя, который придумал героев Простоквашино?

Это Эдуард Николаевич Успенский. Слайд 5.

Дети читают текст на экране.

Учитель. Какие слова написаны с заглавной буквы? Нет ли в тексте ошибок?

Дети исправляют ошибки в тексте.

7. Диктант со зрительной опорой.

Озвучивается пятая часть письма:

Приезжайте к нам на каникулах. А мне напишите, как вы будете ехать, чтобы я мог вас встретить. До свидания. Почтальон Печкин.

Учитель. Ребята, в каждом крае есть своё Простоквашино. Надо просто очень сильно в это поверить. Хотите туда попасть? Давайте прочитаем текст № 3.

Учитель читает текст – зрительную опору.

Учитель. Как называется наш край? Какие названия городов услышали? Рек? Как будете писать эти слова? Давайте разомнём пальчики и начнём работать.

Проводится пальчиковая гимнастика. Затем дети пишут текст под диктовку магнитофона (со звуковым ориентиром), имея перед глазами текст – зрительную опору (графический ориентир – прописной текст).

Учитель. Ну вот, письмо готово. Подпишите его, напишите свою фамилию, имя. Как будете писать эти слова?

Осталось письмо проверить, вложить в конверт и написать адрес.

Учитель объясняет детям, как оформить конверт.

Учитель. А обратный адрес дома укажите свой, чтобы в следующий раз письмо от ваших друзей пришло лично вам.

Что надо будет указать? Какие слова напишите с заглавной буквы?

8. Итог урока.

Учитель. Итак, мы написали ответ на письмо почтальона Печкина. Я думаю, это письмо будет полезным не только героям Простоквашино, но и вам, так как сегодня мы узнали много нового и интересного. А кроме того мы ещё раз вспомнили, когда употребляется заглавная буква. Слайд 6, 7.