Урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Обобщение изученного материала за курс 5-го класса. Подготовка к диктанту"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обучающие: формировать следующие умения: повторить и обобщить основные понятия синтаксиса, пунктуации, морфологии, орфографии, фонетики, лексики, морфемики, полученные в 5 классе; выбирать нужную орфограмму в разных частях слова;
  • развивающие: обогащать и усложнять словарный запас уч-ся, способствовать развитию интереса к предмету; развивать умения анализировать, систематизировать материал;
  • воспитывающие: формировать гуманные отношения между уч-ся (вежливость, товарищество, дружелюбие), отношение к труду (внимательность, аккуратность, добросовестность), воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Оборудование: Учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова; учебные пособия: общая тетрадь «Справочник», «Словарь корней», «Словарь трудных слов»; карточки с заданиями; светофоры.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Слово учителя.
  4. Работа с текстом.
  5. Работа над орфограммами в словах.
  6. Физкультминутка.
  7. Наблюдение над языковым материалом.
  8. Тест по синтаксису и пунктуации.
  9. Итог урока.
  10. Задание на дом.
  11. Рефлексия.

Ход урока

1. Оргмомент

эмоциональный настрой на урок.

– Ребята, посмотрите в окно! Видите, какой сегодня прекрасный осенний день.

Вы знаете, что осень – пора сбора урожая, подведения итогов. Пришло время и нам подвести некий итог нашей недолгой учёбы в этом году. Мы всё это время трудились не покладая рук: повторяли изученный материал за 5 класс, настраивались на удачный новый учебный год. И пришло время проверить свои знания. Мы с вами сегодня должны всё ещё раз вспомнить и написать диктант. Надеюсь, что ваши отметки-плоды будут радостными и для вас, и для ваших родителей, и для меня, конечно! Удачи нам!

2. Проверка домашнего задания.

упр. 33 (выборочная проверка)

а) дать характеристику последнего предложения (с места);

б) фонетический разбор слова (на доске) слова ручья.

3. Слово учителя.

Объявляет тему урока, цели.

Записываем: число; классная работа, тема урока.

Семнадцатое сентября.
Классная работа.
Тема: «Повторение изученного за 5 класс. Подготовка к к/д».

– Сегодня у нас урок повторения изученного материала за 5 класс. Подготовка к контрольному диктанту с грамматическим заданием.

Цели: повторить, обобщить знания, полученные в 5 классе, систематизировать их.

– Запишем несколько предложений на доске.

(кто-то к доске выходит).

4. Работа с текстом.

Утром в низинах расстилался густой туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.
Солнце всходит и разбрасывает свои тёплые лучи по полям жёлтой пшеницы, верхушкам далекого леса.
На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.

!(Дать время проверить ученику самостоятельно свои записи)

  1. Что мы с вами записали? (текст)
  2. Докажите, что это текст? (предложения связаны между собой по смыслу и грамматически)
  3. Можете ли вы назвать тип речи? Почему?
  4. А определите стиль этого текста? (художественный).
  5. А как вы определили, что это художественного стиля текст? (воздействие на мысли и чувства читателей с помощью образов; использование изобразительно-выразительных средств).
  6. Например: расстилался туман, лучи съедают пелену, солнце разбрасывает лучи, тёплые лучи, блестящую поверхность озера, извилистая речонка.
  7. ? Придумайте такие словосочетания, чтобы слова съедают, разбрасывают были употреблены в прямом значении (съедают кашу; разбрасывают вещи по комнате).
  8. Подберите синонимы к слову из текста блестящая (искристая, сверкающая, переливчатая); антонимы к словам появляется (исчезает), тёплые (холодные)

→ На нашем тексте мы должны с вами повторить все разделы РЯ. Сейчас повторили стилистику и лексикологию.

5. Работа над орфограммами в словах.

– Давайте посмотрим на текст и обратим внимание на орфограммы.

– Допущены ли учеником (ученицей) ошибки. Если да, то объясните орфограмму.

1. Выписать из текста слова с орфограммами в зависимости от того, в какой части слова находятся и вида орфограммы.

– У вас на партах лежат таблички на разные виды орфограмм, которые встречаются в нашем тексте. Давайте посмотрим на неё и заполним примерами.

(На доске чертим таблицу. Даём время на выполнения работы. Затем проверяем, вызывая к доске учащихся (слабые детки по ходу работы заполняют свои таблички)

Орфограммы в приставках на з- и с- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением Чередование гласных в корне О – Ё после шипящих и ц Безударные личные окончания глаголов
Расстилался В низинах расстилался жёлтые появляется
разбрасывает появляется блестящую пшеницы всходит
всходит съедают   речонка разбрасывает
расстояние направляемся     впадает
извилистая далёкого     направляемся
  замечаешь      

 (объявлять отметки уч-ся за выполненные задания)

→ итог: повторили орфографию.

6. Физкультминутка.

А) Для глаз:

– отвести в сторону окна взгляды, посмотреть на небо, листву деревьев, порадоваться лучам солнца.

– быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. 2-3 раза.

Б) если существительное – похлопать в ладоши, прилагательное – сжать и разжать кулаки; глагол – потрясти кистями рук.

Появляется, явление, съедают, густой, еда, съедобный, всходит, восход, тёплые, впадает, падение, направляемся.

7. Наблюдение над языковым материалом.

– Вы заметили, что я вам называла слова из нашего текста?

– Мы с вами как определяли часть речи слов? (по вопросу и значению).

– Как называются такие пары слов, как съедают, еда, съедобный? (однокоренными)

– Какие слова называются однокоренными?

– Давайте найдём и отметим из текста те глаголы, которые я вам назову и разберём их по составу.

появляется, съедают, разбрасывает, замечаешь, впадает, направляемся.

а) от чего зависит гласная в окончаниях этих глаголов? (от спряжения)

б) как вы определите спряжение? (по н.ф.)

в) образуйте от этих глаголов форму 3 лица, мн. ч. (появляются, съедают, разбрасывают, замечают, впадают, направляются)

– Какой вывод можно сделать?

? г) морфологические признаки глагола замечаешь.

глаголы 1 спряжения в 3 лице мн. ч. имеют окончания -ут, -ют; 2 спряжения – -ат, -ят.

→ итог: повторили такие разделы, как морфемика, морфология.

8. Тест по синтаксису и пунктуации.

– А вот разделы синтаксис и морфемику мы повторим с помощью небольшого теста, который лежит у вас на парте.

  1. Из предложения Утром в низинах расстилался густой туман выписали словосочетания. Что из указанного НЕ является словосочетанием?
    а) расстилался утром;
    б) густой туман;
    в) расстилался туман;
    г) расстилался в низинах.

  2. В предложении Солнце всходит и разбрасывает свои тёплые лучи по полям жёлтой пшеницы, верхушкам далекого леса выделенное слово является
    а) обстоятельством;
    б) дополнением;
    в) подлежащим;
    г) определением.

  3. Укажите ПРАВИЛЬНОЕ утверждение о предложении Но вот из-за горизонта появляется солнце ( ) и его лучи съедают серую пелену тумана.
    а) это простое предложение с однородными членами, на месте скобок нужна запятая;
    б) это простое предложение с однородными членами, на месте скобок запятая НЕ нужна;
    в) это сложное предложение с союзом, на месте скобок запятая НЕ нужна;
    г) это сложное предложение с союзом, на месте скобок запятая нужна.

На ватмане записываются правильные ответы, ученики сверяют.

– Покажите мне с помощью сигналов светофора, как вы справились с заданиями теста (зелёный – всё правильно, жёлтый – два верных ответа, красный – один и меньше) (1. в; 2. б; 3. г.)

Отметим ответы на «5»!

– Но мы ещё не закончили с разделами «Синтаксис и пунктуация».

– А вот если мы посмотрим на наш текст, со всеми ли знаками препинания вы согласны?

а) Разобрать синтаксически 3-е предложение в тексте (не выписывая его)

А почему этот разбор помещён под цифрой 4?

(4 этапа: подчеркнуть, указать части речи, схему составить, характеристику дать).

(ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ, ТО ПЕРЕЙТИ ЕЩЁ К ЗАДАНИЯМ ИЗ ЭТИХ РАЗДЕЛОВ!!!)

б) выписать из этого предложения несколько словосочетаний.

в) во всех предложениях подчеркнуть грамматические основы.

9. Итог урока.

– Итак, мы с вами можем подвести небольшой итог. Мы закрепили основные сведения из разделов русского языка; постарались отработать навыки определения орфограмм в разных частях слова, пунктограмм, изученных в 5 классе, поработали над речью. Всё это должно нам помочь и в написании диктанта, и в будущем при изучении русского языка.

10. Задание на дом.

Стр. 16 упр. 39

  • знаки препинания;
  • синтаксический разбор предложений;
  • морфологический разбор слова сена.

Выставление отметок за работу на уроке (если кого-то не учли в процессе работы!)

11. Рефлексия (получение обратной связи).

– Ребята, у вас на партах лежат фигурки солнышка и тучки. Вы хорошо поработали на уроке. Я благодарю вас за работу. Мне с вами было интересно, а вам? Если вам было интересно и понятно все, подарите мне солнышко, а если вы испытывали затруднения с заданиями, темой, правилами – подарите тучку (все анонимно).

Выставление отметок за работу на уроке.