Цели:
- обучающие: формировать следующие умения: повторить и обобщить основные понятия синтаксиса, пунктуации, морфологии, орфографии, фонетики, лексики, морфемики, полученные в 5 классе; выбирать нужную орфограмму в разных частях слова;
- развивающие: обогащать и усложнять словарный запас уч-ся, способствовать развитию интереса к предмету; развивать умения анализировать, систематизировать материал;
- воспитывающие: формировать гуманные отношения между уч-ся (вежливость, товарищество, дружелюбие), отношение к труду (внимательность, аккуратность, добросовестность), воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Оборудование: Учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова; учебные пособия: общая тетрадь «Справочник», «Словарь корней», «Словарь трудных слов»; карточки с заданиями; светофоры.
План урока:
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания.
- Слово учителя.
- Работа с текстом.
- Работа над орфограммами в словах.
- Физкультминутка.
- Наблюдение над языковым материалом.
- Тест по синтаксису и пунктуации.
- Итог урока.
- Задание на дом.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Оргмомент
эмоциональный настрой на урок.
– Ребята, посмотрите в окно! Видите, какой сегодня прекрасный осенний день.
Вы знаете, что осень – пора сбора урожая, подведения итогов. Пришло время и нам подвести некий итог нашей недолгой учёбы в этом году. Мы всё это время трудились не покладая рук: повторяли изученный материал за 5 класс, настраивались на удачный новый учебный год. И пришло время проверить свои знания. Мы с вами сегодня должны всё ещё раз вспомнить и написать диктант. Надеюсь, что ваши отметки-плоды будут радостными и для вас, и для ваших родителей, и для меня, конечно! Удачи нам!
2. Проверка домашнего задания.
упр. 33 (выборочная проверка)
а) дать характеристику последнего предложения (с места);
б) фонетический разбор слова (на доске) слова ручья.
3. Слово учителя.
Объявляет тему урока, цели.
Записываем: число; классная работа, тема урока.
Семнадцатое сентября.
Классная работа.
Тема: «Повторение изученного за 5 класс. Подготовка к к/д».
– Сегодня у нас урок повторения изученного материала за 5 класс. Подготовка к контрольному диктанту с грамматическим заданием.
Цели: повторить, обобщить знания, полученные в 5 классе, систематизировать их.
– Запишем несколько предложений на доске.
(кто-то к доске выходит).
4. Работа с текстом.
Утром в низинах расстилался густой туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.
Солнце всходит и разбрасывает свои тёплые лучи по полям жёлтой пшеницы, верхушкам далекого леса.
На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.
!(Дать время проверить ученику самостоятельно свои записи)
- Что мы с вами записали? (текст)
- Докажите, что это текст? (предложения связаны между собой по смыслу и грамматически)
- Можете ли вы назвать тип речи? Почему?
- А определите стиль этого текста? (художественный).
- А как вы определили, что это художественного стиля текст? (воздействие на мысли и чувства читателей с помощью образов; использование изобразительно-выразительных средств).
- Например: расстилался туман, лучи съедают пелену, солнце разбрасывает лучи, тёплые лучи, блестящую поверхность озера, извилистая речонка.
- ? Придумайте такие словосочетания, чтобы слова съедают, разбрасывают были употреблены в прямом значении (съедают кашу; разбрасывают вещи по комнате).
- Подберите синонимы к слову из текста блестящая (искристая, сверкающая, переливчатая); антонимы к словам появляется (исчезает), тёплые (холодные)
→ На нашем тексте мы должны с вами повторить все разделы РЯ. Сейчас повторили стилистику и лексикологию.
5. Работа над орфограммами в словах.
– Давайте посмотрим на текст и обратим внимание на орфограммы.
– Допущены ли учеником (ученицей) ошибки. Если да, то объясните орфограмму.
1. Выписать из текста слова с орфограммами в зависимости от того, в какой части слова находятся и вида орфограммы.
– У вас на партах лежат таблички на разные виды орфограмм, которые встречаются в нашем тексте. Давайте посмотрим на неё и заполним примерами.
(На доске чертим таблицу. Даём время на выполнения работы. Затем проверяем, вызывая к доске учащихся (слабые детки по ходу работы заполняют свои таблички)
Орфограммы в приставках на з- и с- | Безударная гласная в корне, проверяемая ударением | Чередование гласных в корне | О – Ё после шипящих и ц | Безударные личные окончания глаголов |
Расстилался | В низинах | расстилался | жёлтые | появляется |
разбрасывает | появляется | блестящую | пшеницы | всходит |
всходит | съедают | речонка | разбрасывает | |
расстояние | направляемся | впадает | ||
извилистая | далёкого | направляемся | ||
замечаешь |
(объявлять отметки уч-ся за выполненные задания)
→ итог: повторили орфографию.
6. Физкультминутка.
А) Для глаз:
– отвести в сторону окна взгляды, посмотреть на небо, листву деревьев, порадоваться лучам солнца.
– быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. 2-3 раза.
Б) если существительное – похлопать в ладоши, прилагательное – сжать и разжать кулаки; глагол – потрясти кистями рук.
Появляется, явление, съедают, густой, еда, съедобный, всходит, восход, тёплые, впадает, падение, направляемся.
7. Наблюдение над языковым материалом.
– Вы заметили, что я вам называла слова из нашего текста?
– Мы с вами как определяли часть речи слов? (по вопросу и значению).
– Как называются такие пары слов, как съедают, еда, съедобный? (однокоренными)
– Какие слова называются однокоренными?
– Давайте найдём и отметим из текста те глаголы, которые я вам назову и разберём их по составу.
появляется, съедают, разбрасывает, замечаешь, впадает, направляемся.
а) от чего зависит гласная в окончаниях этих глаголов? (от спряжения)
б) как вы определите спряжение? (по н.ф.)
в) образуйте от этих глаголов форму 3 лица, мн. ч. (появляются, съедают, разбрасывают, замечают, впадают, направляются)
– Какой вывод можно сделать?
? г) морфологические признаки глагола замечаешь.
глаголы 1 спряжения в 3 лице мн. ч. имеют окончания -ут, -ют; 2 спряжения – -ат, -ят.
→ итог: повторили такие разделы, как морфемика, морфология.
8. Тест по синтаксису и пунктуации.
– А вот разделы синтаксис и морфемику мы повторим с помощью небольшого теста, который лежит у вас на парте.
-
Из предложения Утром в низинах расстилался густой туман выписали словосочетания. Что из указанного НЕ является словосочетанием?
а) расстилался утром;
б) густой туман;
в) расстилался туман;
г) расстилался в низинах. -
В предложении Солнце всходит и разбрасывает свои тёплые лучи по полям жёлтой пшеницы, верхушкам далекого леса выделенное слово является
а) обстоятельством;
б) дополнением;
в) подлежащим;
г) определением. -
Укажите ПРАВИЛЬНОЕ утверждение о предложении Но вот из-за горизонта появляется солнце ( ) и его лучи съедают серую пелену тумана.
а) это простое предложение с однородными членами, на месте скобок нужна запятая;
б) это простое предложение с однородными членами, на месте скобок запятая НЕ нужна;
в) это сложное предложение с союзом, на месте скобок запятая НЕ нужна;
г) это сложное предложение с союзом, на месте скобок запятая нужна.
На ватмане записываются правильные ответы, ученики сверяют.
– Покажите мне с помощью сигналов светофора, как вы справились с заданиями теста (зелёный – всё правильно, жёлтый – два верных ответа, красный – один и меньше) (1. в; 2. б; 3. г.)
Отметим ответы на «5»!
– Но мы ещё не закончили с разделами «Синтаксис и пунктуация».
– А вот если мы посмотрим на наш текст, со всеми ли знаками препинания вы согласны?
а) Разобрать синтаксически 3-е предложение в тексте (не выписывая его)
– А почему этот разбор помещён под цифрой 4?
(4 этапа: подчеркнуть, указать части речи, схему составить, характеристику дать).
(ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ, ТО ПЕРЕЙТИ ЕЩЁ К ЗАДАНИЯМ ИЗ ЭТИХ РАЗДЕЛОВ!!!)
б) выписать из этого предложения несколько словосочетаний.
в) во всех предложениях подчеркнуть грамматические основы.
9. Итог урока.
– Итак, мы с вами можем подвести небольшой итог. Мы закрепили основные сведения из разделов русского языка; постарались отработать навыки определения орфограмм в разных частях слова, пунктограмм, изученных в 5 классе, поработали над речью. Всё это должно нам помочь и в написании диктанта, и в будущем при изучении русского языка.
10. Задание на дом.
Стр. 16 упр. 39
- знаки препинания;
- синтаксический разбор предложений;
- морфологический разбор слова сена.
Выставление отметок за работу на уроке (если кого-то не учли в процессе работы!)
11. Рефлексия (получение обратной связи).
– Ребята, у вас на партах лежат фигурки солнышка и тучки. Вы хорошо поработали на уроке. Я благодарю вас за работу. Мне с вами было интересно, а вам? Если вам было интересно и понятно все, подарите мне солнышко, а если вы испытывали затруднения с заданиями, темой, правилами – подарите тучку (все анонимно).
Выставление отметок за работу на уроке.