Предметно-развивающая среда в группе детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками


Приложение 1

1-й слайд:
“Маленький ребенок – это великое чудо, это вечная загадка, это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно”.

Поистине все начинается с детства. Его часто называют “золотой” счастливой порой в жизни человека. Но это еще и самая ответственная пора, с которой связано множество проблем - как самого маленького человека, так и взрослых, занимающихся его воспитанием.

2-й слайд:
Но для развития ребенка необходима предметно-развивающая среда, как в группе, так и на участке детского сада с учетом интересов, потребностей, уровня развития каждого воспитанника, которая стимулирует и поддерживает самостоятельность и инициативу детей.

3-й слайд:
Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства, составляющие оптимальные условия полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей, обеспечиваются дошкольным учреждением.

Основная задача использования предметно-развивающей среды: средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста.

4-й слайд:
Мы стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя хорошо, как в физиологическом, так и в психологическом плане, а для этого нужна особая атмосфера. В создании такой благоприятной атмосферы огромную роль играют все помещения: цветовой и пространственный дизайн. В ДОУ созданы условия для эмоционального благополучия. Обеспечения свободного личностного развития способностей каждого ребенка, сотрудников и родителей, так как предметно-развивающее окружение воздействует на глубинные личностные структуры, в том числе и на творческую активность. Основой концепции построения предметной среды стало: “ярко, интересно, доступно”. Ребенок и взрослый – творцы своего предметного окружения в совместном жизненном пространстве – сегодня это стало педагогической аксиомой, принципом совместного творчества.

5-й слайд:
Главная роль в становлении личности ребенка младшего дошкольного возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они могут окружать его вниманием, любовью, создать необходимые условия для его развития зависит дальнейшая жизнь дошкольника. Так как в этот период маленький человек активно познает мир, осваивает орудийные способы действия в быту, игре, на занятиях. Результатом накопленного опыта становится сюжетно-отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста – овладение активной речью.

6-й слайд:
Предметно-развивающая среда помогает нам обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. Она помогает нам проводить игры-занятия, приучает детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

7-й слайд:
Что входит в нашем центре в предметно-развивающую среду в первых младших группах: конечно, все начинается с участка, на котором у нас притаился зеленый крокодильчик, черепаха “Тортила”, пеньки мы превратили в слоненка и старика-боровика. Наш участок с сохраненными природными деревьями, спортивной площадкой.

8-й слайд:
В группе оформлены: уголок ряженья, игровая “жилая комната”, центр “психологической разгрузки” песок-вода, зона двигательной активности, элементы некоторых видов театра, уголок изобразительной деятельности – стена творчества, книжный уголок, центр развивающих игр, дидактический стол, игровая зона.

9-й слайд:
Центр “песок-вода” помогает детям в экспериментировании, снимает дискомфорт, развивает мелкую моторику ребенка, закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов. Песок и вода периодически вносятся в группу после дневного сна, а вот мешочки с фасолью, горохом, пшеном находятся постоянно.

10-й слайд:
Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша. Вода наливается почти ежедневно: дети вылавливают шарики, пускают кораблики, ловят рыбок, экспериментируют. Дети имеют доступ со всех сторон к тазу, есть специальные непромокаемые фартуки.

11-й слайд:
В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами. Наборы грибочков разного цвета, шнуровки, разные виды мозаик, застежки.

Дидактический стол – это часть центра развивающих игр. Работа организуется по двум направлениям:

  • проведение игр – занятий с небольшой группой детей и индивидуально. Цель данных занятий: развитие сенсорных способностей.
  • побуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Взрослый наблюдает за работой ребенка, при необходимости оказывает ему помощь.

12-й слайд:
Стена творчества состоит из мольберта и фланелеграфа. Дети могут выкладывать определенные фигурки на мольберте и рисовать мелом. Красками, если крепится лист бумаги. Дети могут работать либо самостоятельно, либо под руководством воспитателя.

Основная значимость среды в становлении и оздоровлении личности, мы определяем требования к ее организации.

Среда должна быть целесообразной, удобной, не формированной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад.

13-й слайд:
Модель среды для детей младшего возраста представляет собой две линии: познавательный и оздоровительный. Активно задействована для этого возраста горизонтальная плоскость. На полу раскладываются атрибуты, игрушки, мелкий спортивный инвентарь. Уделяется большое внимание внешнему оформлению предметов их привлекательности на общем фоне группы.

Ребенок должен видеть воспитателя, а воспитатель контролировать ребенка. По этой причине мебель располагается по периметру или периметрально-касетно.

14-й слайд:
Структура среды меняется плавно, чтобы у малышей не возникали негативные реакции, новые вещи вносятся постепенно, дополняя освоенный ребенком мир предметов. В создании образовательного пространства активно привлекаем родителей.

В группе мы используем не только горизонтальную, но и вертикальную плоскость стены. А так же осваиваем воздушное пространство (к потолку подвешиваем игрушки, поделки).

15-й слайд:
Среда включает изобразительную, музыкальную, литературную, коммуникативную, социальные сферы и отражает мир природы человеку, предметов реальной жизни. При такой организации ребенок испытывает удовлетворение, радостное настроение.

Этому способствует и комфортная планировка “Уголков”, дающая возможность детям играть небольшими подгруппами, общаться по душам с педагогом.

16-й слайд:
Предпоследний слайд дает нам представление о всех восьми принципах организации предметно-развивающей среды, которые достаточно четко будут прослеживаться уже в более старших группах детского сада.

А в младших группах, если мы будем использовать в работе все центры, которые были даны на таблице ранее.

17-й слайд:

Если обстановка в вашей группе будет приближена к домашней, а дети будут ощущать заботу, любовь и тепло ваших сердец и с удовольствием будут бежать в группу, думаю, что больше им ничего и не нужно.

Успехов вам!