Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Разделы: Математика


Раздел I 
Информационно – справочные сведения об опыте

1.1. Тема опыта

«Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики».

1.2. Новизна опыта.

Усовершенствование методики использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока, присутствуют элементы эвристики.

Способ получения нового: научно-исследовательская деятельность, опытно-экспериментальная работа. Разработка и апробация мультимедийной продукции.

1.3. Длительность функционирования опыта и его воспроизводимость:

с 2003 года.

1.4 Сведения о том, какими материалами представлен опыт (перечень материалов):

  • Приложение №1 Презентация: «Прогрессия в быту», 9 класс
  • Приложение №2 Тест по теме: «Координаты на плоскости»
  • Приложение №3 Тест: «Объем цилиндра», 11 класс
  • Приложение №4 Урок по теме: "Правила дифференцирования", 11-й класс.
  • Приложение №5 Презентация к уроку: «Правило дифференцирования», 11 класс
  • Приложение №6 Презентация: «Компьютер на уроках геометрии»
  • Приложение №7 Презентация: «Сечение призмы», 10 класс
  • Приложение №8 Презентация к уроку: «Объем цилиндра»(актуализация знаний), 11 класс
  • Приложение №9 - Каталог мультимедиапродукции
  • Приложение №10 Презентация к опыту, отражающая результативность реализации опыта 

Раздел II. 
Технологические сведения об опыте.

2.1. Актуальность опыта обусловлена противоречиями:

  • между низким уровнем мотивации учащихся к обучению и как следствие - слабая математическая подготовка и высокими требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику;
  • между интересами учащихся, возникающими в период ускорения научно-технического прогресса и содержанием материала, представленного в учебной литературе;
  • между математическими знаниями, полученными на уроках математики и способностью применять их в жизненной практике, будущей профессиональной деятельности.

Если развитие фундаментальной науки опережает их отражение в содержании образования на 5-7 лет, то средства ИКТ опережает возможности человека по их эффективному использованию на 2-15 лет, поэтому возникает острая проблема соответствующей перестройки всей системы образования.

Актуальность опыта очевидна, так как роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Согласно концепции модернизации математического образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Сегодня в значительной степени возросла ответственность педагога за судьбу каждого ученика в личностном и профессиональном значении. Я осознаю свою значимость в формировании всесторонне развитой личности, готовой к сопряжению полученных знаний с общекультурными духовными ценностями.

Успех процесса обучения определяется уровнем учебной мотивации учащихся. Моя задача, опираясь на диагностические исследования, интересы учащихся, особенности возрастного развития применить такие педагогические технологии, техники и приёмы, которые позволяют повысить учебную мотивацию.

В настоящее время ускорения научно-технического прогресса, когда владение необходимой информацией становиться важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача – научить подрас­тающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использо­вать необходимые знания.

Включение новейшей техники в традиционные формы и методы обуче­ния позволяет повысить производительность труда учащихся и учителей.

Применение информационно-коммуникационных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития само­стоятельной деятельности учащихся.

Использование мультимедийной продукции позволяет повысить уровень мотивации у ребят, способствует по - иному вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом.

Новейшие технические средства, хорошая материально-техническая база в школе, дают возможность более эффективного обучения. В наш век новых информационных технологий книга перестала быть главным источником информации. При всех ее достоинствах, книге не хватает оперативности. Обновление информации происходит стремительно, справиться с потоком новых сведений под силу только электронным средствам.

Умение грамотно применять информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обу­чения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего, уме­ние адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

2.2 Цель и задачи, решаемые в опыте

Цель опыта

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс для активизации познавательной деятельности учащихся.

Чтобы реализовать данную цель, решаю следующие задачи:

  • оптимальное развитие математических способностей учащихся, посредством внедрения мультимедийной продукции;
  • усиления связи математических знаний с жизненной практикой и будущей профессиональной деятельностью;
  • создание условий для формирования умений и навыков исследовательской и поисковой работы в информационных ресурсах современных компьютерных средств;
  • внедрение ИКТ для развития познавательного интереса учащихся, формирования логического и системного мышления, развития рефлексии.

2.3. Педагогические средства, используемые в опыте

Для реализации педагогического опыта конструирую и провожу уроки и занятия разнообразные по своему типу. Чередую нетрадиционные формы с традиционными.

При планировании учебной деятельности учитываю следующие аспекты:

  • определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Основные типы уроков, проводимые для внедрения опыта:

  1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
    При объяснении нового материала используется ЦОР или презентация. Имеет место самостоятельная работа учащегося с цифровыми образовательными ресурсами, индивидуальный подход, занятия в малой группе, демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности.
  2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Направление обучаемых на самостоятельную поисковую и исследовательскую работу, возможность моделировать и опробовать различные варианты решения проблем, реализация умений оперирования с мультимедийной информацией как средством индивидуальной информационной защиты, отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.
  3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Формирование умений оперирования с мультимедийной информацией, мотивов деятельности, развитие познавательных интересов учащихся, творческого мышления и воображения, социальной и общественной направленности действий обучаемых
  4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Коллективная работа, телекоммуникационное общение между группами обучаемых, занятия в малой группе, индивидуальный подход, работа над проектами, групповое создание информационных ресурсов.
  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: тестирование (Приложение№1), (Приложение№2), контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Апробация тестов, корректировка знаний, тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам.

Одной из возможностей использования ИКТ технологий, является подготовка и проведение интегрированных уроков. (Приложение № 3), (Приложение № 4) ЦОР или презентация может быть использована во время урока-лекции, урока-беседы или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.

Кроме презентаций, ученики могут создавать базы данных, это дает возможность расширить информационное поле у учащихся, а также закрепить навыки, полученные на уроках информатики, и применить их.

Использование ИКТ в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, требованиями к здоровью ребенка, к надежности работы оборудования и программного обеспечения

2.4. Технология опыта

Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое задание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им новых знаний.

Главная идея опыта заключается в создании мультимедийной продукции или использование готовых ЦОР с учетом понимания важнейшей их особенности - интерак­тивности, т. е. пользователь является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля.

Необходимыми условиями достижения выделенных целей и задач, активно применяемыми в своей педагогической практике, считаю:

  • повышение информативной ёмкости и наглядности изучаемого материала; (Приложение №5), (Приложение №6)
  • лучшее освоение знаний, умений и навыков за счет использования индивидуальных образовательных траекторий;
  • формирование умения моделировать и проектировать изучаемые процессы;
  • развитие навыков самостоятельной работы обучаемых, превращение их из пассивных потребителей информации в исследователей;
  • раскрытие потенциала и значимости изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности;
  • оперативность и объективность контроля знаний. (Приложение №7)

Дополнительными условиями достижения целей и задач образования, развития и воспитания считаю: расширение использования возможностей современных компьютерных технологий в школе, их применение при преподавании не только математики, но и других предметов.

В своей деятельности делаю акцент на межпредметной связи. (Приложение №3).

Проектирую и реализую свою педагогическую деятельность, опираясь на авторскую программу В.В. Клюсовой: «Концепция проектирования методики обучения математике в условиях инновационной педагогической системы». Благодаря этому, инновационная деятельность обеспечивает повышение познавательной активности и формирование математической культуры у учащихся. Эта деятельность предполагает внесение элементов вузовской дидактики в систему преподавания математики на старшей ступени обучения. В ее основе лежит гуманистический стиль общения учителя и ученика.

На базе школы существует структурное подразделение под названием «Медиатека» (Приложение №8), которое регулярно пополняется. Календарно-тематическое планирование составляется мною с учетом использования ИКТ на уроках.

Выделяю пять видов педагогической деятельности:

  • проектировочная деятельность – это планирование, определение целей и задач. Они направлены на творческую переработку программного материала с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся. Накопление, хранение и обработка необходимой для этого информации на компьютере обеспечивает максимальную эффективность этой деятельности.
  • гностическая деятельность – это познавательная деятельность, умение провести анализ своей деятельности и деятельности учащихся. Возможности Интернет-технологий, электронных энциклопедий и справочников, электронных таблиц и баз данных в этой деятельности будут как нельзя более кстати.
  • конструктивная деятельность – это моделирование, подбор средств и методов. В конструктивной деятельности педагога можно успешно использовать электронные энциклопедии и справочники, электронные таблицы, текстовые и графические редакторы, анимационные редакторы.
  • коммуникативная деятельность – характеризует отношения между преподавателем и учащимися. Для совершенствования коммуникативного компонента своей деятельности педагог может применять различные психолого-диагностические компьютерные программы, а также любые программные средства для организации проектной деятельности учащегося.
  • организаторская деятельность – направлена на мобилизацию, координацию и взаимосвязь действий обучаемых в ходе учебного процесса. Организаторская деятельность – это практическая реализация проектировочной деятельности. Программные средства, которые могут быть здесь использованы: различные редакторы, тесты, обучающие программы, а также Интернет-технологии.

2.5. Результативность.

Благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, ребята стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. За счет экономии времени, уменьшился объем домашнего задания. Все это способствовало повышению уровня математической подготовки. Результативность отражена в презентации. (Приложение № 9). 

Раздел III.
Научно-практические основы опыта

Проектирую и реализую свою педагогическую деятельность, опираясь на авторскую программу В.В. Клюсовой: «Концепция проектирования методики обучения математике в условиях инновационной педагогической системы».

При работе над данной темой мне помогли следующие научные издания:

  • «Новые педагогические и информационные технологии в системе образова­ния» Е.С.Полат.
  • «Практические задания и методические рекомендации по использованию ин­формационных технологии» ХК ИППК ПК
  • «Межпредметные связи в процессе обучения» В.Н Максимова
  • «Педагогические технологии» Г.К. Селевко.

Использую ресурсы:

  1. Естественно-научный образовательный портал. Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
  2. Мною использовались материалы Интернета:
    • "Microsoft PowerPoint как инструментальная среда для создания мультимедиа-приложений", Дмитрий Юрьевич Усенков, старший научный сотрудник Института информатизации образования Российской Академии образования, Москва, журнал "Вопросы Интернет образования № 22.
    • "Создание презентации и техника эффективного выступления", Ястребов Леонид Иосифович, ведущий специалист-преподаватель, Московского учебного центра ФИО, куратор курсов Дистанционного Обучения, журнал "Вопросы Интернет образования № 32.

Рекомендации последовательности опыта

Использование ИКТ в школе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

Опыт, описанный в данной работе, может быть использован учителями общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Для этого необходимо учителям провести:

  • диагностические исследования учащихся на выявления уровня обученности и индивидуальных особенностей.
  • анализ и выбор существующих мультимедийных ресурсов по математике с целью применения в качестве элементов формируемого комплекса;
  • экспериментальную проверку эффективности метода тематического погружения на основе мультимедийного комплекса;
  • разумное сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения;
  • создание необходимых динамических и интерактивных компьютерных моделей для представления учебного материала темы;
  • создание графических моделей для использования в качестве шаблонов при решении задач;
  • продолжить создавать мультимедиапродукцию и пополнять медиатеку.