«ШАР» – школа активного развития – детское объединение дошкольников в Доме детского творчества города Саянска. Школа активного развития была создана в 1996 году для подготовки к школе детей, не посещающих по разным причинам дошкольные образовательные учреждения. Условия Дома детского творчества, наличие специалистов разного профиля позволяют компенсировать несовершенство домашнего воспитания и создавать основы дальнейшего развития детей в школе и дополнительном образовании.
В 2006-2007 учебном году коллектив Дома детского творчества включился в эксперимент по проблеме воспитания личности, эстетически развитой, способной воспринимать, чувствовать, оценивать и творить прекрасное. Стержнем в определении жизнедеятельности детского коллектива стало формирование ценностного отношения к «человеку» и «прекрасному», его окружающему и им созидаемому. На этапе работы с дошкольниками определены задачи-доминанты, которые необходимо решать – это формирование потребности следовать нормам этикета. Разработанные уровневые характеристики воспитанности дошкольника помогли составить прогноз развития ребёнка на перспективу и оценивать результативность педагогического воздействия. Активное развитие дошкольников рассматривалось нами в единстве учебно-познавательной деятельности с воспитанием. На каждом занятии – игра, открытие, радость общения детей друг с другом и педагогом, создание психологического комфорта для мотивированной деятельности самого ребенка.
Осознание тревоги современных педагогов и учёных о негативных последствиях «бесполого» воспитания привело нас к реализации гендерного подхода в воспитании. Мы разделяем мнение профессора Н.Е. Щурковой о том, что воспитательная практика, ориентированная на формирование «человека», «ученика», «личности» игнорирует половую принадлежность ребёнка, организуя бесполое воспитание. В то время как мальчик стремится стать «мужчиной», а девочка мечтает вырасти в «настоящую женщину», педагог упорно ведёт их в ином направлении, «создавая опасные ножницы»… Сфера власти и лидерства теперь не является принадлежностью только мужской роли. Проявление эмоциональной поддержки, теплоты, внимания ожидается и от жены и от мужа вне зависимости от служебной занятости. Поэтому особенности современного типа семьи предъявляют высокие требования к личностному развитию мужчин, к их нравственному воспитанию, культуре чувств, коммуникативным умениям и навыкам. Во внешности, поведении и организации жизни представителей сильного пола всё реже и реже проявляется стремление быть сильными и смелыми. Всё заметнее тенденция быть кем-то опекаемым и защищённым. Всё слабее желания действовать, решать, брать на себя ответственность. В результате постоянного дисциплинирования мальчикам навязываются женские ценности. Особенность женского характера при «бесполом» воспитании оказалась тоже деформированной. Статистика говорит о тенденции увеличения агрессии в поведении девочек, девушек, женщин.
Диагностика детского объединения «ШАР» показала, что на самом низком уровне находится отношение к ценности «человек». В группе из 22 дошкольников отмечен минимальный уровень по критериям: «умение взаимодействовать с другими членами коллектива» и «соблюдение нравственно-этических норм». Конфликтность проявлялась у 54% мальчиков и 27% девочек из-за неумения обратиться с просьбой или увидеть затруднения другого, вести диалог, слышать и понимать другого. Приветствовали только учителя, но друг друга и чужих родителей «не замечали». На допустимом уровне проявляли умения следовать правилам этикета 27% детей. Требовали к себе постоянного внимания педагога, однако затруднялись обратиться с вопросом, просьбой более 50%. Слова «пожалуйста, спасибо», обращение по имени активно употребляли только 21% детей. Мы не наблюдали взаимопомощи детей, не слышали просьб и предложений помочь друг другу.
Изучение запросов родителей выявил ещё одну важную проблему. На первом месте при подготовке ребенка к школе были навыки счёта, чтения и письма. Не поступало «заявок» на развитие навыков общения девочек и мальчиков. Хотя наблюдения педагогов показывали актуальность этой проблемы. Вот несколько зарисовок из дневника в начале эксперимента.
Родители забирают домой детей. В небольшом
гардеробе тесно. Девочка одна заняла лавочку,
разбросав по ней свои вещи. Пока она доставала из
шкафа шарфик, подружка села на её курточку и
стала надевать сапожки. Возмущенная хозяйка
придавленной курточки с силой дёргает за рукав
свою «драгоценную» вещь. Рукав трещит и
отделяется – подружка падает на пол. Обе плачут.
Сашу приводит на занятия бабушка. Она делится
тревогой: внук очень замкнут, не по-детски
серьёзен… Мальчик, действительно, неохотно идёт
на контакт. «Один хочу остаться. Никто мне не
нужен. Не люблю вашу школу», – сердито отвечает
на попытки общения…
Коля приходит в школу. Мама его напутствует:
– Поздоровайся с учительницей!
– Как? Там дети стоят, – малыш беспомощно
смотрит на маму и пристраивается «в очередь»,
чтобы поздороваться.
В связи с экспериментом было решено расширить поле педагогического влияния на различные сферы жизнедеятельности ребёнка и усилить воспитательный компонент учебных занятий. В критериально-уровневые характеристики выпускника школы старшего дошкольника были введены дополнительные показатели подготовленности детей к школе: «формирование умения взаимодействовать с другими членами коллектива», «заинтересованность в общих делах, интерес к работе других», «навыки этикета».
Основным в поле педагогического влияния на формирование ценностного отношения к человеку и прекрасному, безусловно, является учебно-воспитательный процесс. Нами были внесены изменения в программу подготовки детей к школе: введены специальные занятия по программе «Народоведение», апробированы методика В. Орман: «Дом – дерево – человек» и технология «Этико-половая дифференциация детей в педагогическом общении» Н.Е. Щурковой.
Занятиям в музее народного быта «Горница» (по программе «Народоведение») была отведена особая роль. Музейные экспонаты позволили показать детям специфику женской и мужской жизни: особенности отношений, труда и отдыха, одежды и украшений. Встречи с «хозяюшкой», музыкально-ролевые игры, фольклорные забавы дали яркое представление о культурологических характеристиках мужского и женского поведения. Исполнение колыбельных песен показало «распределение» обязанностей в семье: «Отец пошёл дрова рубить, матушка – посуду мыть». Хоровод, игра, сказка, потешка – модель поведения в соответствии с половой принадлежностью: «красна девушка плывёт лебёдушкой, а добрый молодец играет силушкой».
Наши наблюдения в конце учебного года показали позитивные изменения: успешное освоение этических норм и более высокий уровень культуры общения.Подводя итоги работы, мы пришли к выводу: формирование этических навыков детей находит благоприятную основу в фольклоре. Именно в устном народном творчестве заложена народная этика, мудрость, которую называют житейской. Одновременно ощутили «пробелы» в навыках осуществления функций педагогического воздействия. Как правило, в общении с детьми педагоги используют традиционные обращения: «ребята», «дети». Редко разграничивают задания для девочек и мальчиков, не акцентируют при работе с текстом особенности мужского и женского стиля общения. В перспективе всем педагогам, работающим с дошкольниками, необходимо совершенствовать функции номинации, инициирования и организации детей. С этой целью в план саморазвития включена работа по освоению данной технологии в практической деятельности.
Методика В. Орман: «Дом – дерево – человек» нами была выбрана для того чтобы изучить отношение ребенка к прекрасному и человеку, одновременно корректировать недостаточно сформированные качества, создавать условия успешной коммуникации путём рисования и обсуждения нарисованного. Определена цель: разбудить интерес детей друг к другу, желание общаться, делиться эмоциями, настроением. Дети из экспериментальной группы рисовали на занятиях «Художественная литература», «Культура речевого общения», «Связная речь». Первые рисунки были только репродуктивного характера. Дети боялись начать рисовать, говорили: «Я не умею», «У меня не получится» и т.д. Прикрывали рисунки рукой, сильно уставали, много раз стирали ластиком. На рисунках не было самостоятельно придуманных предметов. Человек был один: без близких и без друзей, часто – без одежды. В большинстве случаев – без половых признаков. Опора на текст, беседа, игровая ситуация позволяли влиять на развитие умений воспринимать, чувствовать, оценивать то, что рисуешь и то, как рисуешь. С помощью рисования на каждом занятии у ребенка развивалась фантазия, интерес к себе как к человеку и объекту изображения, интерес к другому человеку. В этой работе мы также инициировали создание художественного образа женственности и мужественности и наблюдали изменения в отношениях детей друг к другу. Появилось желание советоваться, помогать, спрашивать.
Постепенно ребёнок стал передавать в рисунке эмоциональное состояние («радуется», «скучает»), характер («сердитый», «добрый», «ласковый»)и т.д. Мы наблюдали динамику развития отношения ребенка к ценностям «человек», «прекрасное». Дети стали добавлять свои элементы. На доме появилась цветная крыша, в доме – мебель, электрические приборы, люди и др. На дереве – в зависимости от времени года – листья, иголки, снег. На земле – трава, цветы, насекомые, животные. На небе – облака, солнце, радуга, птицы, снежинки. Человек на рисунках изменился: дети стали его «одевать» по времени года, показывать мимику, жесты, прическу. Мужчины и женщины изображались разные: по возрасту, по профессии… Сильные – папы и дедушки. Красивые, яркие – мамы и бабушки.
Результаты работы показали продуктивность методики «Дом – дерево – человек». Сравнивая свои рисунки, дети обсуждали их друг с другом, педагогом, родителями. Они с удовольствием рассказывали и слушали о своих близких и друзьях, о любимых занятиях. К выпускному празднику были созданы свои собственные книги, которыми гордились и дети, и родители.
Положительный результат мы получили также при использовании технологии Н.Е.Щурковой «Этико-половая дифференциация детей в педагогическом общении». Приведем только один пример.
Мы сравнили поведение детей на двух Днях именинника. Вначале дети действовали «по инструкции» педагога.
– Мои милые девочки! Дорогие сильные, добрые
мальчики! Сегодня день рождения Машеньки. Какое
красивое имя дали своей дочери папа и мама! Мы
сегодня печём каравай имениннице. Добрые
молодцы, внимательные и сильные, никогда не
забывают поставить в центр стульчик. Как
настоящие мужчины, поднимают на стульчике
именинницу столько раз, сколько ей исполнилось
лет… Молодцы! А девочки, как феи-волшебницы,
преподносят подарки и читают поздравление.
Умницы.
В конце учебного года отмечаем день рождения
Дины. Подсказки педагога практически не
требуются. Дети самостоятельно выполняют свои
роли: ведут себя в соответствии с поведенческими
особенностями пола: мальчики берут на себя роль
сильных, почитателей. Они ставят стульчик в
центр, усаживают на него именинницу и семь раз
поднимают вверх. Ддевочки читают стихи и дарят
приготовленные сувениры.
Во второй половине учебного года стали проявляться изменения в отношениях детей к окружающим. Девочки охотно наводили порядок в игровой комнате, забирали на ремонт игрушки. Мальчики стали совершать «рыцарские» поступки.
Света пришла на занятия в красивом летнем
сарафанчике. Огромные белые банты и витые
серпантины закрывают тетрадку, мешают писать…
– Давай помогу, – предлагает сосед, – и
пытается связать сзади капроновые пружинки.
«Большие» затруднения у Катеньки. Она
оказалась без сменной обуви. Мама уже ушла.
Девочка беспомощно перебирает вещи в шкафу,
морщит нос, вздыхает. Но её готовность заплакать
замечает Саша:
– Возьми мои туфли, походи сегодня. Я и так
могу. Я же мужчина.
Подводя итоги исследовательской работы, мы отмечаем положительную динамику по отношению детей к ценностям «человек», «прекрасное». Диагностика показала повышение уровня этического развития учащихся по критериям: «формирование умений взаимодействовать с другими членами коллектива», «заинтересованность в общих делах», «навыки этикета».
Наша школа активного развития была создана в трудные годы «перестройки» для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Первые наши выпускники уже закончили общеобразовательную школу. Однако в последнее время популярность «ШАРа» значительно выросла. Сегодня мы принимаем 150 человек (начинали с 70). Благодаря участию в инновационной, исследовательской деятельности нам удаётся за короткий период времени подготовить детей к школе. Этическая составляющая программы позволяет компенсировать недостатки семейного воспитания и закладывать основы дальнейшего развития детей в школе и дополнительном образовании. Освоение культуры общения, правил этикета способствует развитию умений и навыков успешной коммуникации. Эти показатели сегодня мы считаем важнейшими в подготовке детей к школе.
Список литературы:
1. Воспитание школьников в учреждениях
дополнительного образования /Под общей
редакцией Е.В. Набиевой – Иркутск, 2008
2. Воспитание школьников/ под общей редакцией А.Е.
Белобородовой, – Иркутск, 2007
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы
исследований в психологии. – Москва:
Педагогическое общество России, 2003,
4. Козырева С. Гендерные аспекты начального
образования //Директор школы. №9, 2007
5. Николаева С.О. Занятия по культуре
поведения. – М.: «Владос», 2007
6. Щуркова Н.Е. Этико-половая дифференциация
детей в педагогическом общении. – М., 1996.