Урок математики по теме "Решение задач экономического содержания"

Разделы: Математика


Тема: Решение задач экономического содержания на уроках математики.

Цели:

  • дать понятие об экономике, как науке, об условиях, благах;
  • сформировать умения устанавливать цену выбора;
  • формировать оптимальные потребности;
  • рассуждать об экономических целях, исходя из конкретной социальной роли человека;
  • развивать самостоятельность мышления, интеллектуальные умения.

Оборудование: классная доска, тетради, рабочие тетради, карточки, образцы денег, мультимедийный проектор, презеньация (Приложение)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний

1.Вводная беседа

– Нужны ли экономические знания каждому человеку?
– Можно ли прожить без них?
– Можно. Только жить без них очень неудобно.
– Любой из нас имеет одежду, обувь, другие вещи – значит каждый человек лично связан с экономикой.
– Экономика – это часть нашей повседневной жизни.
– Что нужно человеку для жизни?

Обобщение: Человеку требуется очень многое, но ничего не дается даром, никакие блага, никакие услуги. За все приходится платить.
«Экономические блага» продукты питания, одежда, мебель, транспорт и т.д.
«Экономические услуги» врач, учитель, продавец и т.д.
С помощью благ и услуг человек удовлетворяет свои потребности (нужды).
Все эти блага и услуги не существуют в природе в готовом виде, а производятся обществом в ограниченном количестве, которого не хватает для удовлетворения нужд каждого человека. Поэтому мы не можем свободно получать блага в том количестве, в каком хотим.

Вопросы:

– Чтобы ты хотел иметь?
– Можешь ли ты, себе позволить приобретение этих благ в настоящий момент?
– Почему не можешь?
– Почему у людей не хватает денег на все, что они пожелают?

– Да мы не можем иметь все, что хотим, поэтому нам постоянно приходится выбирать исходя из наших доходов. Поэтому выбирая одни блага, мы вынуждены отказываться от других. Например: вам нужны джинсы, но нужны и кроссовки, одновременно купить то и другое не можете. Вы будете жертвовать или джинсами, или кроссовками, чтобы что-то приобрести, т.е. вы делаете выбор.
Экономика – это выбор. Она заставляет более рационально распоряжаться своими средствами.
В обыденной жизни ЭКОНОМИКА – это хозяйство: заводы, фабрики, торговля, потребление, банки и т.д.
Даже самое маленькое хозяйство – домашнее – это тоже экономика.

III. Сообщение темы

IV. Практикум

Задание 1.  (карточки)

Определить стоимость продуктов

№ п/п Наименование продуктов Цена (кг) Количество Стоимость

1

img3.jpg (2554 bytes)

28 руб. 50 кг ?

2

32 руб. 37 кг ?

3

85 руб. 5 кг ?

 Проверка

Задание 2.

Решение задачи (фронтально):
Отец получает 8000 рублей в месяц, а мама 7500 рублей. Сколько денег они зарабатывают за год? Смогут ли они на деньги, заработанные за год купить телевизор за 20000 рубле, если половина зарплаты уходит на бытовые расходы? Сколько денег останется?

  • Составлениие схемы.
  • Анализ.
  • Решение задачи.

Задание 3.

Меню

У вас у каждого конверт, в котором определенная сумма денег и столовое меню. Вам необходимо заказать обед соответственно вашей сумме. Записать в тетрадь, подсчитать.

ПЕРВЫЕ БЛЮДА
  • Уха
  • Борщ
  • Суп-пюре
  • Солянка
 

1 порция
1 порция
1 порция
1 порция

 

25 руб. 00коп
30 руб. 00коп
32 руб. 00коп
30 руб. 50коп

ВТОРЫЕ БЛЮДА
  • Жареный цыпленок
  • Каша боярская (с маслом)
  • Котлета
  • Отбивная (куриная)
  • Пюре
  • Рис отварной
 

1 шт.
1 порция
1 шт.
1 шт.
1 порция
1 порция

 

125 руб. 60коп
13 руб. 20коп
22 руб. 40коп
28 руб. 80коп
4 руб. 50коп
11 руб. 00коп

САЛАТЫ И ЗАКУСКИ
  • Салат овощной
  • Творожок нежный
  • Сыр (нарезанный ломтиками)
  • Томаты (маринованные)
  •  Кетчуп (томатный)
 

1 порция
1 порция
1 порция
1 шт.
1 ложка

 

8 руб. 00коп
10 руб. 00коп
9 руб. 50коп
5 руб. 50коп
2 руб. 00коп

ХЛЕБ, ВЫПЕЧКА
  • Хлеб
  • Пирожки с капустой
  • Чебуреки
  • Пирожное
 

1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.

 

           50коп
3 руб. 00коп
8 руб. 70коп
7 руб. 50коп

НАПИТКИ
  • Сок (в ассортименте)
  • Компот
  • Чай
  • Кофе
 

1 ст.
1 ст.
1 ст.
1 ст.

 

12 руб. 50коп
6 руб. 00коп
1 руб. 70коп
6 руб. 50коп

Проверка.

Задание 4.

Школе необходимо приобрести комплект мебели для класса. Посчитать, сколько денег нужно затратить, если известно, что комплект учебной мебели на одного ученика (парта, стул) стоит 2985 рублей, а в классе 13 человек.

Стоимость покупки:
1 комплект на 1 человека – 2989 руб.
13 комплектов – ?

Сломали:
За первую неделю – 3 стула
За вторую неделю – 4 стула
За третью неделю – 2 стула
1 стул – 1200 руб.
Убытки – ?

Ответ:

Задание 5.

Мастер за 8 часов обработал 96 деталей, а ученик за 6 часов обработал 54 таких деталей. Кто больше обрабатывает деталей за час мастер или ученик?
Решение:
Как вы думаете, кто из них получит больше денег за свою работу?
Почему?
(количество продукции, стаж работы, опыт)

IV. Закрепление

1) Работа с тестами:

Установите соответствие

1. Обязательные                               А. Вещи, которые необходимо купить немедленно

2. Срочные                                       Б. Вещи повышенного качества и комфорта

3. Престижные                                 В. Вещи улучшенного качества

4. Желательные,                               С. Вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена
но не обязательные

2) Проверка: ответ: 1 – Г, 2 – А, 3 – Б, 4 – В.

3) Вопросы:

– Для чего нужны вам экономические знания?
– Что относится к экономическим услугам?
– Почему экономические блага и услуги являются ограниченными?
– Почему наши потребности безграничны?
– Почему человек вынужден всегда делать выбор в зависимости от своих доходов?

V. Задание на дом

VI. Итог