Ведущий 1: (Приложение, слайд 2)
Взрывная сила твоих песен
Будила души и умы.
Где упивалась властью плесень,
Тебя боялись, как чумы.
Магнитофонные кассеты
Твой хриплый голос нам несли.
Напрасно морщились эстеты –
Слова, как зерна проросли.
Ты весь – порыв, ты весь как пламя,
Таким останешься в веках…
Высоцкий жив, и вечно с нами
Его звенящая строка!
Павел Пятков, г. Красноярск [2].
Ведущий 2: Владимир Семенович Высоцкий прожил короткую, но яркую творческую жизнь. В своих песнях, стихах, актерских работах на сцене и в кино он раньше других сказал людям правду. Правду о себе, о своих современниках, о своем времени. Стихи и песни Высоцкого потрясали устои общества, вселяли надежду на справедливость и лучшую участь.
Ведущий 1: (Приложение, слайд 3) Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего. (Приложение, слайд 4) Отец, Семен Владимирович, кадровый офицер, участвовал в обороне Москвы, освобождал Донбасс, с боями прошел путь до Берлина. Мать, Нина Максимовна, работала начальником бюро в НИИ ХИММАШа.
(Приложение, слайд 5) В 1955 г. Володя закончил десятый класс и поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института. Еще учась в школе, он посещал драматический кружок. Руководил кружком артист МХАТа В.И.Боголюбов, который первый заметил у Высоцкого актерское дарование и посоветовал ему пойти учиться в театральное училище.
Ведущий 2: В драмкружке Володя научился играть на гитаре, петь песни. Увлеченность театром и песнями взяла свое, и уже через полгода он уходит из института и сдает экзамен в театральное училище. Для родителей было полной неожиданностью, что сына приняли в школу-студию МХАТа с пометкой одного из экзаменаторов: «Чувством ритма владеет отлично, но голосовых данных не имеет». (Приложение, слайд 6) «Незадолго до окончания школы-студии, – рассказывал Высоцкий, – я услышал Окуджаву и тогда понял, что такая манера – свои стихи излагать под ритмы гитары – более усиливает поэзию, делает ее более выразительной и доходчивой». [3].
Видеоролик. Фрагмент песни «Парус» [9].
Ведущий 1: В творчестве Высоцкого было много такого, что невозможно втиснуть в привычные представления. В его песнях были и сарказм, и ирония. Советские критики находили в них "упадочнические мотивы" и "рекламу антиобщественных элементов". Стихи его не печатали, песни на радио и телевидении не исполняли, считая их "приблатненными куплетами улицы"... Но голос его доходил до поклонников барда с магнитофонных лент и записей, сделанных на рентгеновских пленках. Его песни сразу запоминались. [4].
Ведущий 2: (Приложение, слайд 7) Особое место в песенном репертуаре поэта занимают стихи и песни о войне. Если он пел о войне, то смотрел на нее глазами рядового солдата. Ему не довелось воевать, война застала его ребенком, но он был сыном военного и многое знал о фронте и тыле. На вопрос о том, чем привлекает его военная тема, Высоцкий ответил: «По-моему, мое поколение мучает чувство вины за то, что «опоздали» родиться, и мы своим творчеством как бы довоевываем». [7].
(Приложение, слайд 8) Звучит фрагмент песни «Сыновья уходят в бой» В. Высоцкого.
Ведущий 1: Многие свои авторские концерты и выступления Высоцкий начинал такой песней:
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигает.
Читая эти стихи, мы с трудом верим, что их написал человек, не участвовавший в войне. По мнению многих поэтов, военная тема в песнях и стихах Высоцкого является вершиной его творчества. [3].
Ведущий 2: Он был целеустремленным
человеком, трудился "на износ", обладал
удивительной памятью, что ему очень помогало в
поэтическом и артистическом творческом поиске.
Он создал в своем творчестве тот новый характер
"героя", потребность в котором уже давно
стала назревать в нашем обществе... Отсюда его
работа на износ, отсюда же хриплый, надрывный
голос – надо было успеть сказать людям так много,
а сил было мало, и он был один".
(Приложение, слайд 9)
Высоцкий весь был в движении, жил
головокружительными ритмами своего времени.
Новая общественная волна вынесла его на гребень.
Имя его переплеталось с именами Булата Окуджавы,
Андрея Вознесенского,
Беллы Ахмадуллиной,
Евгения
Евтушенко.
Ведущий 1: (Приложение,
слайд 10) Молодой воспитанник МХАТа
нашел свое место в новаторском театре на
Таганке. С апреля 1964г. и до последних дней своей
жизни Владимир Высоцкий работал в этом
театре. Здесь на протяжении шестнадцати лет
формировалось его сценическое мастерство. В
шестидесятые годы Театр на Таганке имел большую
популярность не только у москвичей в нашей
стране, но и далеко за ее пределами. Чтобы попасть
на спектакли, люди стояли за билетами целыми
ночами.
На подмостках Театра на Таганке Высоцкий вместе
с другими актерами играл героев, созданных
Шекспиром, Пушкиным, Достоевским, Чеховым,
Блоком, Есениным, Чернышевским, Вознесенским. В
этом театре в 1971 году состоялась премьера
шекспировского «Гамлета». [4].
Ведущий 2: (Приложение, слайд 11) Роль Гамлета Высоцкий считал самой лучшей своей работой в театре. «Гамлет – это моя любимая роль, – говорил он на встречах со зрителями. – Я не играю принца Датского. В «Гамлете» я стараюсь показать современного человека, может быть, самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гамлет, был для меня нелегким». (Приложение, слайд 12) По мнению театральных критиков, Высоцкий был актером чистейшей «таганской пробы»... [3].
Ведущий 1: Высоцкий порой спал по четыре часа в сутки, сочинял преимущественно ночью, так как днем репетировал в театре, снимался в кино.
Ведущий 2: (Приложение,
слайд 13) В 1967 году состоялся V Московский
международный кинофестиваль, на котором
Владимир Высоцкий познакомился с известной
французской актрисой русского происхождения
Мариной Влади. Брак между ними стал громкой
сенсацией и благотворно повлиял на всю
оставшуюся жизнь и песенное творчество
Высоцкого.
Марина Влади говорила: "Нам по тридцать лет,
у нас большой опыт жизни – несколько жен и мужей,
пятеро сыновей на двоих, профессиональные успехи
и неудачи, взлеты и падения, слава. А мы очарованы
друг другом, как дети, впервые узнающие любовь...
"
Их совместная жизнь привела Высоцкого в
равновесие. Он стал спокойнее, и его загулы не
выходили "за общепринятые в России рамки":
Высоцкий подолгу не пьет, много работает,
снимается в кино. Влади всеми силами старается
сохранить его работоспособность, повысить
интерес к жизни, помогая избавиться от
алкогольной зависимости.
Ведущий 1: Его признали за рубежом. Он побывал в США, Канаде, Мексике, на Таити. Наездами жил во Франции. Выступления перед прессой или эмигрантами разочаровывали тех, кто ждал признаний в "притеснениях", творимых в СССР. Ему предлагали все – и официальное признание, и деньги. Но Родиной он не торговал, говорил о ней только хорошие слова. Подтверждение этому – его стихи и песни. [4].
Ведущий 2: (Приложение,
слайд 14) Владимира Высоцкого вполне можно
назвать певцом спорта.
"Я очень много занимался спортом, когда был
помоложе, – занимался просто так, – боксом,
акробатикой – да многими всякими видами спорта...
Потом уже когда стал актером, я стал заниматься
спортом для сцены – потому что у нас в театре
приходится делать всякие акробатические
номера... “ Это – слова Владимира Высоцкого.
Ведущий 1: Но, больше, чем спорт, он любил сочинять песни о нем. Спортивные байки к нему приходили с городских дворов, трибун стадионов, от друзей. Очистившись талантом, они песней возвращались к людям. Даже задумал написать целый цикл: “Чтобы это была программа из двух отделений: первое отделение – легкая атлетика, а второе – предположим, спортивные игры”. Задачу свою Владимир Семенович прилежно выполнял всю жизнь. Нашими друзьями, благодаря поэту с Малой Грузинской, стали не только фронтовики, шоферы, летчики, моряки, строители, но и спортсмены – боксеры и альпинисты, штангисты и конькобежцы, футболисты, шахматисты и бегуны… [10].
Ведущий 2: Высоцкий точно определял тип спортсмена, от лица которого он пел. Вот его мнение, например, об альпинизме: "Атмосфера в горах, особенно среди альпинистов, совсем другая, чем на равнине. Существует какая-то свобода выбора пути – куда идти?.. Все зависит от тебя. Слово "дружба" там, в горах, сохранилось в первозданном смысле... в одной связке идешь, и все зависит от тебя, а у тебя – от него". Наиболее ярко эти мысли выражены в песнях "Альпийские стрелки", "Песня о друге", "Вершина", "Прощание с горами". Кстати музыка и слова "Песни о друге" послужила основой гимна нашего училища.
Звучит фрагмент «Песня о друге».
Ведущий 1: Жизнь требовала от
Высоцкого по-настоящему заняться тем или иным
видом спорта. На съемках картины “Штрафной
удар” он осваивал мастерство фигуриста и
наездника. “Вертикаль” заставила поэта
забраться в горы, а работая в театре над
спектаклем “Жизнь Галилея”, взялся за
атлетическую гимнастику и быстро накачал себе
солидную мускулатуру. Кстати, каскадерам в кино
его дублировать не приходилось. Он прекрасно
плавал, неплохо боксировал, знал основы каратэ.
Высоцкий был очень упорным в достижении цели.
Однажды долго разучивал на море заднее сальто. До
синяков, до полного изнеможения. Марина Влади
полушутя – полусерьезно замечала: “Когда муж
такой шальной мужик, жена, конечно, должна его в
руках держать”. Но, судя по всему, это вряд ли
кому-то бы удалось... [13].
Ведущий 2: В 1970 году, заполняя анкету на
вопрос "Любимая футбольная команда"
Высоцкий ответил "Нет". Это своеобразное
интервью впервые было опубликовано спустя
семнадцать лет. Очевидно, вопрос этот часто
встречался в записках на встречах со зрителями, и
в 1971 году поэт пишет песню-ответ. А в одном из
выступлений предваряет ее исполнение такими
словами: "За какую футбольную или хоккейную
команду я болею? За хорошую – за ту, которая
лучше. Вы знаете, я очень ценю труд спортсменов, я
с ними много встречался, ездил к ним на всякие
сборы. И поэтому мне даже иногда жаль... Ну, это
ведь, в общем, детская болезнь такая –
"болеть". Нет, я не болею – я здоров
абсолютно психически. (Приложение,
слайд 15) И знаете, у меня была такая
песня: "...Я болею давно, а сегодня помру на
Центральной спортивной арене". Поэтому – так
как я все делаю до конца – я думаю, что если бы я
болел по-настоящему, то помер бы на каком-нибудь
матче. Я тоже раньше болел за разные команды;
потом, когда пообщался со спортсменами разных
команд, я перестал выделять какую-либо одну.
Поэтому я предпочитаю болеть, когда наши играют с
кем-нибудь из заграничных команд, – вот тогда я
болею».
Высоцкий почти угадал – смерть настигла его в
дни, когда в Лужниках кипели олимпийские страсти.
[12].
Звучит фрагмент песни “Я болею давно, а сегодня – помру на Центральной спортивной арене”.
Ведущий 1: (Приложение,
слайд 16) Вообще, 1971 год оказался
"футбольным" в творчестве В.Высоцкого. Из
пяти песен на футбольную тему, три написаны в
этом году.
Так, песенную балладу "Вратарь"
он посвящает Льву Яшину. Он стоит на страже
футбольных ворот, приводит в отчаяние
фоторепортера, ждущего момента, когда он
пропустит гол.
Звучит фрагмент песни «Вратарь».
Ведущий 2: Третья песня "футбольного" года написана как бы от имени фаната. В ней много реалий тех "укромных, теперь почти былинных времен", когда футбол многим заменял политику. Впрочем, сегодня эта песня воспринимается и как ностальгия по заполненным трибунам стадиона, когда энтузиазм болельщиков удостаивался внимания конной милиции.
В голове моей тучи безумных идей –
Нет на свете преград для талантов! –
Я под брюхом привыкших теснить лошадей
Миновал верховых лейтенантов.
Разъярялась толпа, напрягалась толпа,
Нарывалась толпа на заслоны –
И тогда становилась толпа на попа,
Извергая проклятья и стоны.
Ведущий 1: Конечно, Высоцкий знал и
любил футбол. И не потому, что хранил футбольный
мяч, весь исписанный автографами. Болельщиком
как таковым, с корпением над таблицами и
обсуждением шансов, он не был. Но ведь не зря же
из, примерно, двадцати пяти спортивных песен пять
– о футболе.
Лишь альпинистская тема разработана В.Высоцким
шире. Но те песни заказные, для кинофильмов.
Ведущий 2: (Приложение, слайд 17) Оптимистична песня "Штангист", посвященная другому знаменитому спортсмену Василию Алексееву и описывающая внутренние переживания этого тяжаатлета – "Я подхожу к тяжелому снаряду с тяжелым чувством: вдруг не подниму!" [1], [10].
Звучит фрагмент песни «Штангист".
Ведущий 1: (Приложение,
слайд 18) В январе 1972 года он написал "Честь
шахматной короны", песню-балладу в двух
частях – "Подготовка" и "Игра". Она
исполнялась им неоднократно и завоевала большую
популярность. «Сам же Владимир Высоцкий редко
играл в шахматы... и плохо. Но к шахматам относился
положительно, был в курсе основных
соревнований. В шахматах, как везде и всегда, его
интересовало человеческое", – вспоминал его
близкий друг актер театра на Таганке Всеволод
Абдулов.
Отец Марины Влади был страстным шахматистом. Он,
Владимир Поляков-Байдаров, летчик-доброволец,
попавший во Францию еще в первую мировую войну с
русским экспедиционным корпусом, любил шахматы,
видя в них отражение тактических и
стратегических планов противоборствующих
сторон. Он воевал в армии генерала де Голля
против фашистов, а в часы затишья играл в шахматы,
пытаясь сбросить напряжение.
Марина не унаследовала от отца этого дара, но
научилась играть и иногда проводила время за
доской. [14].
Ведущий 2: Нет у Высоцкого песен о море,
о небе, о земле. Все они – о нашей жизни. О нас.
Герой стихов Высоцкого все время находится как
бы в ситуации, которая его испытывает. От него
требуется не только ум, благородство и
человечность, но и умение действовать, во многих
сферах спортивной деятельности с полным
напряжением сил, чтобы все преодолеть. Любимый
образ Высоцкого – конь, а в поэтической системе
– преодоление трудностей и препятствий, иногда
– комфорта, выгод.
(Приложение, слайд 19)
Неприятие существующего порядка вещей ярко
выражено в "Охоте
на волков" (1968). Стихотворение-песня
сложилось тогда мгновенно, как созревшая реакция
на злобные статьи в его адрес. Сила воздействия
этого поэтического документа эпохи так велика,
что она затмила все песни "магнитофонной
литературы"... [15].
Звучит фрагмент песни «Охота на волков»
Ведущий 1: (Приложение, слайд 20)Высоцкий написал и спел более 600 песен. И несмотря на большую творческую работу в театре, он снялся более чем в 25 фильмах. (Приложение, слайд 21). Его киногерои – это люди разных судеб, характеров и профессий. Радист Володя из фильма «Вертикаль», где Высоцкий исполнил сочиненные им песни, бригадир Маркин в фильме «На завтрашней улице», танкист Володя из фильма «Я родом из детства». Большой кинематографический успех принесла ему роль капитана Жеглова в пятисерийном телефильме «Место встречи изменить нельзя» режиссера С.Говорухина. Образ Глеба Жеглова – одна из самых сильных работ Владимира Высоцкого в кино. [11].
Ведущий 2: Сердце его не выдержало. Еще
в Москве, после приезда из Германии в 1949 году,
при медицинском осмотре у Высоцкого обнаружили
шумы в сердце. К 16 годам эти явления исчезли. А в
последние годы жизни он скрывал, что у него
болело сердце. Вел жизнь напряженнейшую, водка
усугубляла положение, периодические лечения от
алкогольной зависимости не давали стабильного
результата.
Будучи в предынфарктном состоянии, он улетел на
Таити, в свой последний концерт. Накануне
усиленно готовился – он ничего не умел делать
вполсилы. Но сил у него не оставалось. Врачи не
могли ему помочь. Первый инфаркт оказался
последним...
Ведущий 1: (Приложение,
слайд 22) Олимпийская биография напомнила не
только о бойкоте Игр, но и о трагическом событии,
происходившем в те далекие жаркие олимпийские
дни в Москве. 25 июля 1980 года в 4 часа утра
сердце Владимира Высоцкого остановилось.
Когда он умер, силовые ведомства оказались
захваченными врасплох. Не дремала, пожалуй,
только милиция. Шла Олимпиада, и места скопления
москвичей находились под ее строгим надзором. [6].
Видеоролик Олимпийских игр 1980 года. [9].
Ведущий 2: Была пятница. Миллионы телезрителей прильнули к экранам. Москва транслировала XXII Олимпийские игры. О кончине любимого певца – ни слова. На стадионах вовсю раздавали медали, гремели марши, и, казалось, всем было не до слухов, которые тревожно ползли по столице. Никакого официального сообщения. И только в полдень на Малой Грузинской, где жил в кооперативном доме популярный бард, начали собираться люди. К вечеру они заполнили улицу, стояли под окнами всю ночь. Утром к великому "возмутителю застоя", не заслужившему признания власти, потянулись тысячи. В скорбной тишине они молча смотрели на портрет Высоцкого в черной траурной рамке. Река цветов текла над человеческими головами, пробиваясь к поникшему дому. Опечаленные московские барды бросали в костер свои гитары. Милиционеры, оторванные от олимпийской толпы, сникли и со слезами провожали капитана Жеглова...
Ведущий 1: Время не изгладило из памяти песни Высоцкого. Они вошли в нашу культуру, звучат, донося его голос и неповторимую манеру исполнения. За ними угадывается добрая душа "рубахи-парня", "своего в доску" закадычного приятеля. Свой долг перед людьми он выполнил сполна. [3].
Ведущий 2: (Приложение, слайд 23)
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
В которое болею или пью.
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более когда в нее плюют. [11].
Список использованной литературы:
- Иванов Д. И. Василий Алексеев. – М.: Физкультура и спорт, 1980. (Серия «Герои Олимпийских игр»
- Газета «Красноярский рабочий»
- Галимзянова Г. Прерванный полет (урок – композиция о творчестве В. Высоцкого)// Воспитание школьников. – 2003. – № 1. – с. 66-68.
- Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. – Ставрополь, 1992. – 288 с.
- Макарова Б. «Годовщина, годовщина! Встречи горькая причина» (литературно-музыкальная композиция, посвященная дню памяти Владимира Высоцкого)// Воспитание школьников. – 2005. – № 5. – с. 72-77.
- Олимпиада-80. – М.: Прогресс, 1980. – 48 с.
- Сычев Б. П. Сыновья уходят в бой: Авторская песня. Тема войны в творчестве В. Высоцкого// Литература в школе. – 2005. – № 7. – с. 41-44.
- Грампластинки «На концертах Владимира Высоцкого»
- Диск Кирилла и Мефодия 2005 года
- http://articles.excelion.ru/science/literatura/soch/20960.html
- http://www.peoples.ru/art/music/bard/vysotsky/index2.html
- http://www.bards.ru/press/press_show.php?id=546&page=3&topic=10
- http://www.napresne.info/default.aspx?menu=10&into=5&article=354
- http://visockiy.ucoz.ru/blog/2009-08-11-1
- http://geo.web.ru/bards/Visotsky/part153.htm
- Другие сайты для оформления слайд-шоу.