Литературно-музыкальная композиция "Владимир Высоцкий – певец спорта"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Ведущий 1: (Приложение, слайд 2)

Взрывная сила твоих песен
Будила души и умы.
Где упивалась властью плесень,
Тебя боялись, как чумы.
Магнитофонные кассеты
Твой хриплый голос нам несли.
Напрасно морщились эстеты –
Слова, как зерна проросли.
Ты весь – порыв, ты весь как пламя,
Таким останешься в веках…
Высоцкий жив, и вечно с нами
Его звенящая строка!

Павел Пятков, г. Красноярск  [2].

Ведущий 2: Владимир Семенович Вы­соцкий прожил короткую, но яркую твор­ческую жизнь. В своих песнях, стихах, ак­терских работах на сцене и в кино он раньше других сказал людям правду. Правду о себе, о своих современниках, о своем времени. Стихи и песни Высоцкого потрясали устои общества, вселяли надежду на справедливость и лучшую участь.

Ведущий 1: (Приложение, слайд 3) Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего. (Приложение, слайд 4) Отец, Семен Владимирович, кадровый офицер, участвовал в обороне Москвы, ос­вобождал Донбасс, с боями прошел путь до Берлина. Мать, Нина Максимовна, работа­ла начальником бюро в НИИ ХИММАШа.

(Приложение, слайд 5) В 1955 г. Володя закон­чил десятый класс и поступил на механи­ческий факультет Московского инженер­но-строительного института. Еще учась в школе, он посещал драматический кружок. Руководил кружком артист МХАТа В.И.Боголюбов, который первый заметил у Высоцкого актерское дарование и посоветовал ему пойти учиться в театральное училище.

Ведущий 2: В драмкружке Володя научился играть на гитаре, петь песни. Увлеченность театром и песнями взяла свое, и уже через полгода он уходит из института и сдает экзамен в театральное училище. Для родителей было полной не­ожиданностью, что сына приняли в шко­лу-студию МХАТа с пометкой одного из экзаменаторов: «Чувством ритма владеет отлично, но голосовых данных не имеет». (Приложение, слайд 6)  «Незадолго до оконча­ния школы-студии, – рассказывал Вы­соцкий, – я услышал Окуджаву и тогда понял, что такая манера – свои стихи из­лагать под ритмы гитары – более усили­вает поэзию, делает ее более выразитель­ной и доходчивой». [3].

Видеоролик. Фрагмент песни «Парус» [9].

Ведущий 1: В творчестве Высоцкого было много такого, что невозможно втиснуть в привычные представления. В его песнях были и сарказм, и ирония. Советские критики находили в них "упадочнические мотивы" и "рекламу антиобщественных элементов". Стихи его не печатали, песни на радио и телевидении не исполняли, считая их "приблатненными куплетами улицы"... Но голос его доходил до поклонников барда с магнитофонных лент и записей, сделанных на рентгеновских пленках. Его песни сразу запоминались. [4].

Ведущий 2: (Приложение, слайд 7) Особое место в песен­ном репертуаре поэта занимают стихи и песни о войне. Если он пел о войне, то смотрел на нее глазами рядового солдата. Ему не довелось воевать, война застала его ребенком, но он был сыном военного и многое знал о фронте и тыле. На вопрос о том, чем при­влекает его военная тема, Высоцкий от­ветил: «По-моему, мое поколение мучает чувство вины за то, что «опоздали» ро­диться, и мы своим творчеством как бы довоевываем». [7].

(Приложение, слайд 8) Звучит фрагмент песни «Сыновья уходят в бой» В. Высоцкого.

Ведущий 1: Многие свои автор­ские концерты и выступления Высоцкий начинал такой песней:

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигает.

Читая эти стихи, мы с трудом верим, что их написал человек, не участвовавший в войне. По мнению многих поэтов, во­енная тема в песнях и стихах Высоцкого является вершиной его творчества. [3].

Ведущий 2: Он был целеустремленным человеком, трудился "на износ", обладал удивительной памятью, что ему очень помогало в поэтическом и артистическом творческом поиске. Он создал в своем творчестве тот новый характер "героя", потребность в котором уже давно стала назревать в нашем обществе... Отсюда его работа на износ, отсюда же хриплый, надрывный голос – надо было успеть сказать людям так много, а сил было мало, и он был один".
(Приложение, слайд 9) Высоцкий весь был в движении, жил головокружительными ритмами своего времени. Новая общественная волна вынесла его на гребень. Имя его переплеталось с именами Булата Окуджавы, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадуллиной, Евгения Евтушенко.

Ведущий 1: (Приложение, слайд 10) Молодой воспитанник МХАТа нашел свое место в новаторском театре на Таганке. С апреля 1964г. и до последних дней своей жизни Владимир Высоцкий работал в  этом те­атре. Здесь на протяжении шестнадцати лет формирова­лось его сценическое мастерство. В шес­тидесятые годы Театр на Таганке имел большую популярность не только у моск­вичей  в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Чтобы попасть на спектакли, люди стояли за билетами целыми ночами.
На подмостках Театра на Таганке Высоцкий вместе с другими актерами иг­рал героев, созданных Шекспиром, Пуш­киным, Достоевским, Чеховым, Блоком, Есениным, Чернышевским, Вознесен­ским. В этом театре в 1971 году состоялась премьера шекспировского «Гамлета». [4].

Ведущий 2: (Приложение, слайд 11) Роль Гамлета Высоц­кий считал самой лучшей своей работой в театре. «Гамлет – это моя любимая роль, – говорил он на встречах со зрите­лями. – Я не играю принца Датского. В «Гамлете» я стараюсь показать современ­ного человека, может быть, самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гам­лет, был для меня нелегким». (Приложение, слайд 12) По мнению театральных критиков, Высоцкий был актером чистейшей «таганской пробы»... [3].

Ведущий 1: Высоцкий порой спал по четыре часа в сутки, сочинял преимущественно ночью, так как днем репетировал в театре, снимался в кино.

Ведущий 2: (Приложение, слайд 13) В 1967 году состоялся V Московский международный кинофестиваль, на котором Владимир Высоцкий познакомился с известной французской актрисой русского происхождения Мариной Влади. Брак между ними стал громкой сенсацией и благотворно повлиял на всю оставшуюся жизнь и песенное творчество Высоцкого.
Марина Влади говорила:  "Нам по тридцать лет, у нас большой опыт жизни – несколько жен и мужей, пятеро сыновей на двоих, профессиональные успехи и неудачи, взлеты и падения, слава. А мы очарованы друг другом, как дети, впервые узнающие любовь... "
Их совместная жизнь привела Высоцкого в равновесие. Он стал спокойнее, и его загулы не выходили "за общепринятые в России рамки": Высоцкий подолгу не пьет, много работает, снимается в кино. Влади всеми силами старается сохранить его работоспособность, повысить интерес к жизни, помогая избавиться от алкогольной зависимости.

Ведущий 1: Его признали за рубежом. Он побывал в США, Канаде, Мексике, на Таити. Наездами жил во Франции. Выступления перед прессой или эмигрантами разочаровывали тех, кто ждал признаний в "притеснениях", творимых в СССР. Ему предлагали все – и официальное признание, и деньги. Но Родиной он не торговал, говорил о ней только хорошие слова. Подтверждение этому – его стихи и песни. [4].

Ведущий 2: (Приложение, слайд 14) Владимира Высоцкого вполне можно назвать певцом спорта.
"Я очень много занимался спортом, когда был помоложе, – занимался просто так, – боксом, акробатикой – да многими всякими видами спорта... Потом уже когда стал актером, я стал заниматься спортом для сцены – потому что у нас в театре приходится делать всякие акробатические номера... “ Это – слова Владимира Высоцкого.

Ведущий 1: Но, больше, чем спорт, он любил сочинять песни о нем. Спортивные байки к нему приходили с городских дворов, трибун стадионов, от друзей. Очистившись талантом, они песней возвращались к людям. Даже задумал написать целый цикл: “Чтобы это была программа из двух отделений: первое отделение – легкая атлетика, а второе – предположим, спортивные игры”. Задачу свою Владимир Семенович прилежно выполнял всю жизнь. Нашими друзьями, благодаря поэту с Малой Грузинской, стали  не только фронтовики, шоферы, летчики, моряки, строители, но и спортсмены – боксеры и альпинисты, штангисты и конькобежцы, футболисты, шахматисты и бегуны… [10].

Ведущий 2: Высоцкий точно определял тип спортсмена, от лица которого он пел. Вот его мнение, например, об альпинизме: "Атмосфера в горах, особенно среди альпинистов, совсем другая, чем на равнине. Существует какая-то свобода выбора пути – куда идти?.. Все зависит от тебя. Слово "дружба" там, в горах, сохранилось в первозданном смысле... в одной связке идешь, и все зависит от тебя, а у тебя – от него". Наиболее ярко эти мысли выражены в песнях "Альпийские стрелки", "Песня о друге", "Вершина", "Прощание с горами".  Кстати музыка и слова "Песни о друге"  послужила основой гимна нашего училища.

Звучит фрагмент «Песня о друге».

Ведущий 1: Жизнь требовала от Высоцкого по-настоящему заняться тем или иным видом спорта. На съемках картины “Штрафной удар” он осваивал мастерство фигуриста и наездника. “Вертикаль” заставила поэта забраться в горы, а работая в театре над спектаклем “Жизнь Галилея”, взялся за атлетическую гимнастику и быстро накачал себе солидную мускулатуру. Кстати, каскадерам в кино его дублировать не приходилось. Он прекрасно плавал, неплохо боксировал, знал основы каратэ.
Высоцкий был очень упорным в достижении цели. Однажды долго разучивал на море заднее сальто. До синяков, до полного изнеможения. Марина Влади полушутя – полусерьезно замечала: “Когда муж такой шальной мужик, жена, конечно, должна его в руках держать”. Но, судя по всему, это вряд ли кому-то бы удалось... [13].

Ведущий 2: В 1970 году, заполняя анкету на вопрос "Любимая футбольная команда" Высоцкий ответил "Нет". Это своеобразное интервью впервые было опубликовано спустя семнадцать лет. Очевидно, вопрос этот часто встречался в записках на встречах со зрителями, и в 1971 году поэт пишет песню-ответ. А в одном из выступлений предваряет ее исполнение такими словами: "За какую футбольную или хоккейную команду я болею? За хорошую – за ту, которая лучше. Вы знаете, я очень ценю труд спортсменов, я с ними много встречался, ездил к ним на всякие сборы. И поэтому мне даже иногда жаль... Ну, это ведь, в общем, детская болезнь такая – "болеть". Нет, я не болею – я здоров абсолютно психически. (Приложение, слайд 15) И знаете, у меня была такая песня: "...Я болею давно, а сегодня помру на Центральной спортивной арене". Поэтому – так как я все делаю до конца – я думаю, что если бы я болел по-настоящему, то помер бы на каком-нибудь матче. Я тоже раньше болел за разные команды; потом, когда пообщался со спортсменами разных команд, я перестал выделять какую-либо одну. Поэтому я предпочитаю болеть, когда наши играют с кем-нибудь из заграничных команд, – вот тогда я болею».
Высоцкий почти угадал – смерть настигла его в дни, когда в Лужниках кипели олимпийские страсти. [12].

Звучит фрагмент  песни “Я болею давно, а сегодня – помру на Центральной спортивной арене”.

Ведущий 1: (Приложение, слайд 16) Вообще, 1971 год оказался "футбольным" в творчестве В.Высоцкого. Из пяти песен на футбольную тему, три написаны в этом году.
Так, песенную балладу "Вратарь" он посвящает Льву Яшину. Он стоит на страже футбольных ворот, приводит в отчаяние фоторепортера, ждущего момента, когда он пропустит гол.

Звучит фрагмент песни «Вратарь».

Ведущий 2: Третья песня "футбольного" года написана как бы от имени фаната. В ней много реалий тех "укромных, теперь почти былинных времен", когда футбол многим заменял политику. Впрочем, сегодня эта песня воспринимается и как ностальгия по заполненным трибунам стадиона, когда энтузиазм болельщиков удостаивался внимания конной милиции.

В голове моей тучи безумных идей –
Нет на свете преград для талантов! –
Я под брюхом привыкших теснить лошадей
Миновал верховых лейтенантов.
Разъярялась толпа, напрягалась толпа,
Нарывалась толпа на заслоны –
И тогда становилась толпа на попа,
Извергая проклятья и стоны.

Ведущий 1: Конечно, Высоцкий знал и любил футбол. И не потому, что хранил футбольный мяч, весь исписанный автографами. Болельщиком как таковым, с корпением над таблицами и обсуждением шансов, он не был. Но ведь не зря же из, примерно, двадцати пяти спортивных песен пять – о футболе.
Лишь альпинистская тема разработана В.Высоцким шире. Но те песни заказные, для кинофильмов.

Ведущий 2: (Приложение, слайд 17) Оптимистична песня "Штангист", посвященная другому знаменитому спортсмену Василию Алексееву и описывающая внутренние переживания этого тяжаатлета – "Я подхожу к тяжелому снаряду с тяжелым чувством: вдруг не подниму!" [1], [10].

Звучит фрагмент  песни «Штангист".

Ведущий 1: (Приложение, слайд 18) В январе 1972 года он написал "Честь шахматной короны", песню-балладу в двух частях – "Подготовка" и "Игра". Она исполнялась им неоднократно и завоевала большую популярность. «Сам же Владимир Высоцкий редко играл в шахматы... и плохо. Но к шахматам относился  положительно, был в курсе основных соревнований. В шахматах, как везде и всегда, его интересовало человеческое", – вспоминал его близкий друг актер театра на Таганке Всеволод Абдулов.
Отец Марины Влади был страстным шахматистом. Он, Владимир Поляков-Байдаров, летчик-доброволец, попавший во Францию еще в первую мировую войну с русским экспедиционным корпусом, любил шахматы, видя в них отражение тактических и стратегических планов противоборствующих сторон. Он воевал в армии генерала де Голля против фашистов, а в часы затишья играл в шахматы, пытаясь сбросить напряжение.
Марина не унаследовала от отца этого дара, но научилась играть и иногда проводила время за доской. [14].

Ведущий 2: Нет у Высоцкого песен о море, о небе, о земле. Все они – о нашей жизни. О нас.
Герой стихов Высоцкого все время находится как бы в ситуации, которая его испытывает. От него требуется не только ум, благородство и человечность, но и умение действовать, во многих сферах спортивной деятельности с полным напряжением сил, чтобы все преодолеть. Любимый образ Высоцкого – конь, а в поэтической системе – преодоление трудностей и препятствий, иногда – комфорта, выгод.
(Приложение, слайд 19) Неприятие существующего порядка вещей ярко выражено в "Охоте на волков" (1968). Стихотворение-песня сложилось тогда мгновенно, как созревшая реакция на злобные статьи в его адрес. Сила воздействия этого поэтического документа эпохи так велика, что она затмила все песни "магнитофонной литературы"... [15].

Звучит фрагмент песни «Охота на волков»

Ведущий 1: (Приложение, слайд 20)Высоцкий написал и спел более 600 песен. И несмотря на большую творческую работу в театре, он снялся более чем в 25 фильмах. (Приложение, слайд 21). Его кино­герои – это люди разных судеб, характе­ров и профессий. Радист Володя из филь­ма «Вертикаль», где Высоцкий исполнил сочиненные им песни, бригадир Маркин в филь­ме «На завтрашней улице», танкист Воло­дя из фильма «Я родом из детства». Боль­шой кинематографический успех принес­ла ему роль капитана Жеглова в пятисерийном телефильме «Место встречи изме­нить нельзя» режиссера С.Говорухина. Об­раз Глеба Жеглова – одна из самых силь­ных работ Владимира Высоцкого в кино. [11].

Ведущий 2: Сердце его не выдержало. Еще в Москве, после приезда из Германии  в 1949 году, при медицинском осмотре у Высоцкого обнаружили шумы в сердце. К 16 годам эти явления исчезли. А в последние годы жизни он скрывал, что у него болело сердце. Вел жизнь напряженнейшую, водка усугубляла положение, периодические лечения от алкогольной зависимости не давали стабильного результата.
Будучи в предынфарктном состоянии, он улетел на Таити, в свой последний концерт. Накануне усиленно готовился – он ничего не умел делать вполсилы. Но сил у него не оставалось. Врачи не могли ему помочь. Первый инфаркт оказался последним...

Ведущий 1: (Приложение, слайд 22) Олимпийская биография напомнила не только о бойкоте Игр, но и о трагическом событии, происходившем в те далекие жаркие олимпийские дни в Москве. 25 июля  1980 года в 4 часа утра серд­це Владимира Высоцкого остановилось.
Когда он умер, силовые ведомства оказались захваченными врасплох. Не дремала, пожалуй, только милиция. Шла Олимпиада, и места скопления москвичей находились под ее строгим надзором. [6].

Видеоролик Олимпийских игр 1980 года. [9].

Ведущий 2: Была пятница. Миллионы телезрителей прильнули к экранам. Москва транслировала XXII Олимпийские игры. О кончине любимого певца – ни слова. На стадионах вовсю раздавали медали, гремели марши, и, казалось, всем было не до слухов, которые тревожно ползли по столице. Никакого официального сообщения. И только в полдень на Малой Грузинской, где жил в кооперативном доме популярный бард, начали собираться люди. К вечеру они заполнили улицу, стояли под окнами всю ночь. Утром к великому "возмутителю застоя", не заслужившему признания власти, потянулись тысячи. В скорбной тишине они молча смотрели на портрет Высоцкого в черной траурной рамке. Река цветов текла над человеческими головами, пробиваясь к поникшему дому. Опечаленные московские барды бросали в костер свои гитары. Милиционеры, оторванные от олимпийской толпы, сникли и со слезами провожали капитана Жеглова...

Ведущий 1: Время не изгладило из памяти песни Высоцкого. Они вошли в нашу культуру, звучат, донося его голос и неповторимую манеру исполнения. За ними угадывается добрая душа "рубахи-парня", "своего в доску" закадычного приятеля. Свой долг перед людьми он выполнил сполна. [3].

Ведущий 2: (Приложение, слайд 23)

Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
В которое болею или пью.
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более когда в нее плюют. [11].

Список использованной литературы:

  1. Иванов Д. И. Василий Алексеев. – М.: Физкультура и спорт, 1980.  (Серия «Герои Олимпийских игр»
  2. Газета «Красноярский рабочий»
  3. Галимзянова Г. Прерванный полет (урок – композиция о творчестве В. Высоцкого)// Воспитание школьников. – 2003. – № 1. – с. 66-68.
  4. Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. – Ставрополь, 1992. – 288 с.
  5. Макарова Б. «Годовщина, годовщина! Встречи горькая причина» (литературно-музыкальная композиция, посвященная дню памяти Владимира Высоцкого)// Воспитание школьников. – 2005. – № 5. – с. 72-77.
  6. Олимпиада-80. – М.: Прогресс, 1980. – 48 с.
  7. Сычев Б. П. Сыновья уходят в бой: Авторская песня. Тема войны в творчестве В. Высоцкого// Литература в школе. – 2005. – № 7. – с. 41-44.
  8. Грампластинки «На концертах Владимира Высоцкого»
  9. Диск Кирилла и Мефодия 2005 года
  10. http://articles.excelion.ru/science/literatura/soch/20960.html
  11. http://www.peoples.ru/art/music/bard/vysotsky/index2.html
  12. http://www.bards.ru/press/press_show.php?id=546&page=3&topic=10
  13. http://www.napresne.info/default.aspx?menu=10&into=5&article=354
  14. http://visockiy.ucoz.ru/blog/2009-08-11-1
  15. http://geo.web.ru/bards/Visotsky/part153.htm
  16. Другие сайты для оформления слайд-шоу.