Цели:
- Формирование психологического здоровья, сохранение здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях.
- Создание приемлемых условий для полноценного развития.
Задачи:
- Помочь обогатить представления о собственных способностях и возможностях.
- Составить определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков.
- Приобрести способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях.
- Дать представления о своих индивидуальных способностях и возможностях, достоинствах и недостатках.
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди, ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации. Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружение ребенка взрослым способен создать изменяющие условия для полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. За период обучения были проведено коллективный и групповые занятия. Наиболее часто дезадаптация проявлялась в следующих сферах:
1. Трудности во взаимоотношениях со
сверстниками.
2. Трудности во взаимоотношениях с родителями
(опасения не соответствовать ожиданиям
родителей, страх наказания).
3. Трудности в школе (ожидания неудачи, неверия в
свои силы, страх наказания).
4. Реальные и нереальные страхи.
Наибольший процент детей испытывает трудности адаптации к новым условиям и это свидетельствует о том, что очень важно в этот период обращать внимания в этот период на психологическое здоровье детей и на особенности психологических процессов, характерных для этого возраста. Существенные процессы происходят и в сфере самосознания детей. Наиболее интенсивно формируются три звена самосознания: осознание прав и обязанностей, осознание времени, потребность в признании. Самосознание не редко приводит к проявлению тревожности, агрессивности, трудности в общении с взрослыми или сверстниками, к формированию других негативных личностных новообразований. Поэтому для психологического здоровья детей необходимо специально организованные взаимодействия с целью снятия негативных эффектов. Были проведены: игры, беседы, тренинги. Ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу, их проигрывание. На каждом занятие используется ролевая гимнастика, психодрама, ролевые ситуации. Психогимнастика способствует формированию среды, в которой становится возможной преднамеренные изменения, они были направлены на формирование у детей: своего имени; своих качеств характера; своего простого, настоящего и будущего; своих прав и обязанностей; своего пола.
Также было использовано метод групповой дискуссии, что позволяет выявить различные точки зрения на какую-либо проблему. На занятиях использовалось два вида эмоционально символических методов:
1. Групповое обсуждение различных чувств:
радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса.
2. Напрвленное рисование, т. е рисование на
определенные темы.
На каждом занятие используются упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательной техники.
Показатели психологических занятий является в первую очередь налаженная атмосфера свободного раскованного общения детей друг с другом и с психологом. Дети после занятий начинают говорить о себе, своих чувствах, желаниях проблемах открыто и доверительно. Дети уверены, что их открытость не навредит. В конце занятий дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательными к остальным участникам, умением договариваться об условиях игры с другими участниками, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения упражнений. Дети обогащают представление о себе и своих возможностях.
Коллективная работа
1 занятие. Знакомство. | Цель: обучение умению
распознавать и описывать свои чувства и чувства
других. 1. Введение. |
2 занятие. Радость. Что такое мимика? Как доставит радость другому человеку. |
Цель: ознакомить с эмоциями
радости, умение дарить радость, повторение что
такое «добрые слова», умение ими пользоваться. 1.
Разминка. |
3 занятие. Страх. Страх и его относительность. Как справится со страхом? |
Цель: ознакомление с
эмоциями страха, обучение пониманию
относительности в оценке чувств. 1. Разминка |
4 занятие. Гнев. С какими чувствами он дружит? Может ли гнев принести пользу? |
Цель: ознакомление с эмоциями
гнева, обучение понимания относительно оценки
гнева. 1. Разминка. «Выражение чувств». «Попугай». Сценка «покажи мне дневник» (мама, сын). 2. Работа со сказкой Игра «Поссорились – помирились». 3. Заверши предложения. |
5 занятие. Разные чувства |
Цель: ознакомление с
разными чувствами, обучение их распознавать и
описывать свои чувства и чувства других людей. 1.
Разминка. |
6 занятие. Чем люди отличаются друг от друга? Качество людей |
Цель: ознакомление детей с
понятием «Качество человека», изучение своих
особенностей. 1. Разминка. |
7 занятие. Какой Я, какой ТЫ |
Цель: помочь детям осознать
наличием у себя различных положительных качеств,
учить детей находить положительные качества в
других людях. 1. Разминка. |
8 занятие. Фантазер. Кого можно назвать фантазером? |
Цель: помочь детям осознать
ценность умения фантазировать, развивать
креативные способности детей. 1. «Закончи
предложения…» |
9 занятие. Я и мои родители |
Цель: помочь детям осознать
требования родителей сопоставлять их со своими
возможностями и желаниями, обучить детей
способами разрешения конфликтов с родителями. 1.
Разминка. |
10 занятие. Я мои друзья. Настоящий друг |
Цель: помочь детям осознать
качества настоящего друга, подвести детей к
осознанию собственного умения дружить. 1.
Разминка. |
11 занятие. Что такое сотрудничество |
Цель: дать детям представление
о понятие сотрудничество. 1. Разминка. |
12 занятие. Мое лето. |
Цель: помочь детям осознать
свою уникальность и неповторимость. 1. Разминка. |
Групповая работа
1 занятие. Знакомство. | Цель: познакомить детей,
обучению умению рассказывать о своих чувствах,
рассказывать о себе. 1. Введение. |
2 занятие. Какой я большой или маленький. |
Цель: помочь каждому ребенку
осознать свою уникальность и неповторимость,
исследовать свои способности и возможности. 1. Разминка. – «О себе и о других». – «Я горжусь». – Игра «Я умею». 2. Большие – маленькие. – Игра «Я сам». – «Любимая игра». 3. Конкур портретов. |
3 занятие. Мои способности. Мой выбор, мой путь. |
Цель: помочь детям усвоить
понятие «способности», исследовать свои
способности и возможности. 1. Разминка. – «Сравнения». – «Ты похож на …». 2. «Что такое способности». – Работа со сказкой. – «Способности моих родителей». 3.Игра «на перекрестке дорог?». – «Выбор пути». |
4 занятие. Мой внутренний мир |
Цель: помочь детям составить
определенный личностный идеал в качестве
внутреннего ориентира поведения и поступков,
приобретение способности делать осознанный
выбор в сложных ситуациях. 1. Разминка. |
5 занятие. Что значит верить |
Цель: учить быть более
самостоятельным, учить принимать участие в делах
друзей, стараясь помочь им в трудной ситуации. 1. Разминка. – «Значение взгляда». – «Рассмотри и придумай». 2. Взгляд. – Работа со сказкой. 3. Игра «Чудо». |
6 занятие. Мое детство. Я изменяюсь |
Цель: помочь детям научиться
осознавать происходящие в них изменения. 1.
Разминка. |
7 занятие. Моё будущее. Хочу вырасти здоровым человеком |
Цель: дать детям возможность
раздумывания о будущем, попытаться
сконцентрировать его, обсудить возможности
варианта будущего. 1. Разминка. |
8 занятие. Хочу вырасти интеллигентным человеком |
1. Разминка. – «Антонимы». – «Улыбнись как…». 2. Беседа. – «Кто такой интеллигентный человек?» – Работа со сказкой. – «Кто может стать интеллигентным человеком?» 3. Игра «Если ты корабль». – Игра «В ресторане». |
9 занятие. Хочу вырасти свободным человеком |
Цель: помочь детям осознать
личное свободу и свободу другого, прививать им
внимание того, что свобода часто связана с
наличием обязанностей. 1. Разминка. |