Викторина с выбором ответов: "Именем святой Екатерины" для учащихся 9-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края.
  • Сформировать чувство ответственности за сохранение истории родного края.

Задачи:

  • Образовательные: расширить представления о крае  с его многовековой историей; установить новые связи между явлениями прошлого и настоящего времени; подвести к выводу о том, что Краснодар, как и любой другой город, отличает своя уникальная история, имена великих людей и своя культура.
  • Развивающие: развитие коммуникативных и интеллектуальных навыков учащихся, способствовать расширению кругозора школьников по знанию истории Краснодарского края;  развивать умения учащихся работать в команде, высказывать и защищать свою точку зрения, быстро и кратко давать ответы на поставленные вопросы.
  • Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю, уважение к  роли  личности Екатерины II в истории Краснодарского края и России.

Оборудование: компьютерная игра (викторина) с вопросами и вариантами ответов; компьютер, мультимедиа-проектор, символика Краснодарского края, музыкальное сопровождение, жетоны, текст  эпитафии.

Правила проведения  викторины:

1. В  викторине принимают участие три команды( по 6 человек из класса)
2. Игру начинает команда, получившая право начать игру по жеребьёвке.
3. В 1 туре разыгрываются 9 вопросов (по  3  вопроса  для каждой команды).
4. Правильно ответив на вопрос, команда получает жетон.
5. После первого тура команда, набравшая меньшее число жетонов,  выбывает из игры.
6. В случае, если все команды набрали одинаковое количество жетонов, проводится дополнительный этап «Кто первый ответит?»
7. Следующий, второй тур, проводится для двух оставшихся  команд, разыгрываются 6 вопросов (по 3  вопроса  для каждой команды).
8. Команда, набравшая  меньшее число жетонов, выбывает. (При необходимости проводится дополнительный этап «Кто быстрее ответит?»)
9. Для  оставшейся  команды проводится «Супер-тур» в котором   соревнуются члены оставшейся команды между собой и отвечают на вопросы  как  отдельные игроки.
В роли ведущего выступает учитель.
За начисление очков отвечает приглашённый (незаинтересованный в победе кого-либо из игроков) учащийся.
Длительность занятия (40 минут)

ХОД ВИКТОРИНЫ. (Приложение 1)

Вопросы   и ответы  транслируются при помощи мультимедиа-проектора, из 4-х предложенных вариантов ответов учащиеся выбирают один. При помощи активных кнопок ведущий выбирает варианты ответов учащихся и переходит к следующему заданию.

ВОПРОСЫ  ПЕРВОГО  ТУРА (Приложение 1, слайды № 1-11)

Первые вопросы для команд:

1. Как назывался Краснодар до 7 ноября 1920 года? (A.  Краснодар; B. Екатеринодар ;C.  Екатеринбург; D.  Елизаветинск)
1. Как называется главная улица Краснодара. (A. Вишневая; B. Северная; C .Красная :D. Ставропольская)
1. Какое имя получила Екатерина II   при рождении? (A. София-Фредерика-Августа-Ангальт  Цербстская; B. Софья Ковалевская; C. Мария Антуанетта; D. Елизавета Австрийская)

Вторые вопросы для команд:

2. Выбери из предложенных вариантов герб Краснодарского края.
2. Выбери из предложенных вариантов флаг  Краснодарского края.
2. Кто был супругом Екатерины II?  (A. Петр I; B. Петр II; C. Петр III; D. Петр IV)

Третьи вопросы для команд:

3. Кто является губернатором Краснодарского края? (Б.В.Грызлов; В.В. Путин; А.Н. Ткачев.)
3. В каком городе находился Смольный институт благородных девиц в период правления Екатерины II? (A. Петербург; B. Москва; C. Смоленск; D. Санкт-Петербург)
3. Что впервые появилось в России при Екатерине II? (A. Учебные заведения; B. Бумажные деньги; C. Банки; D. Супермаркеты)

ВОПРОСЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭТАПА: КТО ПЕРВЫЙ ОТВЕТИТ?

1. В каком звании был М.И. Кутузов в русско-турецкую войну 1783-1791 гг.? (Генерал-майор)
2. Что подарила  на  новоселье императрица  казакам с надписью «Дар Екатерины Великой войску верных Черноморцев 1792г., июля 13, в Царском селе через войскового судью Антона Головатого». (Серебряное вызолоченное блюдо  и вызолоченную серебряную солонку с гербом)
3. Что положило  начало  формированию регалий ? (Начало положил пернач, пожалованный Г.А. Потемкиным З.А. Чепеге в январе 1788г)
4. В каком проекте,  и с какой целью призывает школьников принять активное участие губернатор  А.Н. Ткачев («Имя Россия», популяризации исторической личности Екатерины II)
5. Почему раньше город Краснодар назывался Екатеринодаром? (Дар Екатерины казакам земель кубанских)

ВОПРОСЫ  ВТОРОГО ТУРА (Приложение 1, слайды № 14-20)

Первые вопросы для команд:

1. Как в России в период правления Екатерины II называли Крым? (A. Тамань; B. Крым; C. Таврида; D. Тагань)
1. Кто командовал Русским Черноморским флотом во время правления Екатерины II? (A. А.В.Суворов; B. Ф.Ф. Ушаков; C. П.А.Румянцев; D. М.И.Кутузов)

Вторые вопросы для команд:

2. В каком году Екатерина -II подарила земли южных рубежей (Кубанские земли) казакам? (A. 1792; B. 1732; C. 1752; D. 1723)
2. О ком из русских военноначальников, раненом в русско-турецкой войне, Екатерина II сказала: «Надо беречь его - он у меня будет великим генералом!» (A. Суворове А.В. B. Кутузове М.И.; C. П.А.Румянцеве; D. Ф.Ф.Ушакове)

Третьи вопросы для команд:

3. Что понимают под регалиями? (А. Держава, скипетр, корона, трон и т.п.; B. Королевская печать, наличие войска.; C.Управление государственной казной; D. Все полномочия власти)
3. Что еще пожаловали черноморцам к высочайшей грамоте от 30 июня 1792 г. (A. Красное знамя казачьего полка; B. Войсковое голубое знамя, пару   серебряных труб и литавр; C. Большая войсковая печать; D. Белое войсковое знамя, малые знамена для куреней)

ВОПРОСЫ ТРЕТЬЕГО ТУРА. (Приложение 1, слайд 52)

В третьем туре соревнуются  участники   победившей команды.  На каждый предложенный вопрос отвечают 2 участника.
1. На основе эпитафии, написанной самой императрицей для своего надгробия, составить словесный портрет, характеризующий личностные качества Екатерины II.
2. Сформулировать свой  аргумент  в  поддержку проекта «Имя России»
3. Как вы относитесь к возвращению кубанской столице ее исторического названия? Приведите аргументы «за»  и  «против».

Подведение итогов викторины, награждение.

Учитель: Завершить викторину я хочу словами, в которых, мне кажется, заложен глубочайший смысл (Приложение 1, слайд № 53)

 БУДЕМ  ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА  СВОЙ  ВЫБОР, ВЕДЬ ЗА  НАМИ БУДУЩЕЕ!!!

Приложение к заданиям 3 тура

Екатерина составила следующую эпитафию для своего будущего надгробия:

Здесь покоится Екатерина Вторая. Она прибыла в Россию в 1744 году, чтобы выйти замуж за Петра III. В четырнадцать лет она приняла троякое решение: понравиться своему супругу, Елизавете и народу. Она не упустила ничего, чтобы добиться в этом отношении успеха. Восемнадцать лет, исполненных скуки и одиночества, побудили ее прочесть много книг. Взойдя на российский престол, она приложила все старания к тому, чтобы дать своим подданным счастье, свободу и материальное благополучие. Она легко прощала и никого не ненавидела. Она была снисходительна, любила жизнь, отличалась веселостью нрава, была истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым сердцем. Она имела друзей. Работа давалась ей легко. Ей нравились светские развлечения и искусства.