Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб.
Становясь участниками любого вида межнациональных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, как правило, существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, нормах общественного и семейного быта зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Главное препятствие, мешающее успешному решению проблемы межэтнического взаимодействия, состоит в том, что человек воспринимает другие культуры через призму своей культуры, поэтому его наблюдения и заключения ограничены ее рамками.
Изучение культуры межэтнического общения представляется особенно важным для полиэтнических, поликультурных стран, к числу которых относится Россия. Поликультурность российской цивилизации обусловлена особенностями ее исторического развития, в ходе которого культуры этносов и этнических групп оказались включенными, встроенными в общероссийскую культуру, составляя с ней единое целое. И перспективы развития этнических культур можно определять, только рассматривая их в связи с общероссийской культурой.
Психологический барьер –
внутреннее препятствие психологической природы
(нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее
человеку успешно выполнять некоторые действия.
Часто возникает в деловых и личных
взаимоотношениях людей и препятствует
установлению открытых и доверительных
отношений; между ними. [ 1 ]
Затруднения человека в общении могут быть,
соотнесены не только с характером деятельности
или эмоциональными, когнитивными (например,
когнитивным стилем) и другими сферами личности,
но и быть следствием более глубинных и в то же
время широких влияний. Можно выделить следующие
основные области затруднений человека в общении:
этно-социокультурная,
статусно-позиционно-ролевая, возрастная,
индивидуально-психологическая, деятельностная,
область межличностных отношений. Они,
естественно, перекрываются, взаимодействуют
между собой в единой целостной системе
«человек», но в целях теоретического анализа
действие каждой из них может быть рассмотрено
отдельно. [ 2 ]
Этно-социокультурная область затруднений
Затруднения этой области связаны с особенностями этнического сознания, ценностями, стереотипами, установками сознания человека, проявляемыми в общении в конкретных условиях его социального и культурного развития. Как правило, затруднения общения, вызываемые этно-социокультурными особенностями его субъектов, принимаются людьми как сами собой разумеющиеся. В то же время очевидно, что каждый субъект деятельности, партнер общения как носитель определенного менталитета, как человек, мышление которого, по меткому выражению Л.В. Щербы, «отлито» в форме родного языка (эта же мысль высказывалась и В. Гумбольдтом), взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира и мироощущением, присущими народу, представителем которого он является. В этом плане достаточно показателен характер общения российского педагога, его участливое отношение к ученикам. Такое общение часто вызывает у них протест, особенно у подростков и старших школьников, которые в последнее десятилетие начинают ориентироваться на более деловой, сдержанный стиль общения. Здесь возникают затруднения, одной из причин которых может быть этно-социокультура самого педагога.
При встрече с представителем другой культуры у человека появляется, как правило, несколько типов реакций:
- неприятие;
- защита идеи собственного культурного превосходства;
- признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения;
- адаптация к новой культуре.
Первая реакция сугубо негативная, но возможна интеграция человека в иную культуру. Отсюда задача – помочь принять непривычное, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена. Такое усвоение может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения, мировому искусству и литературе. [ 3 ]
Воспитание у учащихся таких важных и в то же время сложных качеств как толерантность, гражданственность, доброжелательность, по отношению к людям не зависимо от их расовой и национальной принадлежности – одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем в отечественной педагогике. Формирование любви к родине, начал гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного.
Другими словами, сегодня сама жизнь требует от
школы выполнения социального заказа общества и
населяющих его этносов – передавать
подрастающему поколению богатства языка и
культуры родного и других народов, их традиции и
духовно нравственные ценности с одновременным
воспитанием у учащихся культуры
межнационального общения.
Межнациональное общение следует рассматривать и
трактовать как полифункциональное явление,
включает в себя:
- знание норм, принципов и требований общей гуманистической этики, таких как коллективизм, понятия долга и ответственности, чести, добра, совести, справедливости, умения перевода их в плоскость межнациональных отношений.
- воспитание специфических коммуникативных качеств: способности к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке, самокритичности и т.п.
Высокий уровень культуры общения предполагает владение своими эмоциями, проявление интереса и внимания к другим людям, объективную оценку любой ситуации, стремление не подчеркивать национальные различия, а во главу угла ставить межнациональные, единые, общечеловеческие интересы и ценности.
Сфера культуры межнационального общения весьма многообразна она охватывает все уровни коммуникации – от неформальной до функционально-ролевой, от межличностных отношений в быту до отношений на производстве, от возрождения традиций «живого» общения до дистанционного общения, становящегося нередко преобладающим в наш стремительный век.
Формирование глобальных представлений о категориях добра и зла способствует межэтническому сплочению народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывает такт и взаимоуважение людей различных национальностей.
Школьник строит свое отношение к людям другой национальности не только на основе эмоционально-чувственной симпатии, но и на основе так называемых оценочных стереотипов, в которых получает свое выражение обобщенное представление о разных народах. [ 4 ] Причем стереотипы могут быть как истинными, так и ложными.
Поэтому необходимо хорошо знать сущность и специфику информационного общения, чтобы через специально организованное социально-ценное общение (сопровождающееся обменом объективной информации в области национальных культур) регулировать и корректировать стихийно складывающийся опыт общения. Педагог должен также уметь создать благоприятные педагогические условия, способствующие преодолению психологических барьеров.
При всем разнообразии направлений работы по воспитанию межнациональной толерантности у обучающихся нами были подобраны и проведены следующие формы работы: поисковая, исследовательская деятельность подростков, проблемные дискуссии, часы общения («Что заставляет человека быть снисходительным, толерантным (где истоки толерантности)?», «Межкультурное понимание как основа толерантности», «Возможно, быть другим»), традиционные мероприятия («Встреча поколений»), а также тренинги, упражнения с элементами игры, тематические дни («День комплиментов», «День прощения») и др.
В результате изучения теоретических источников было выяснено, что основной путь воспитания толерантности и межкультурного общения у подростков – это приобщение их к культуре разных народов на основе приобретения ими знаний. В связи с чем мы выбрали следующую последовательность этнопедагогического общения педагога с учащимися подростками:
- национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения;
- ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;
- сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты.
У подростков колледжа необходимо было не только формировать чувство гордости и уважения за свой народ, но и способствовать тому, чтобы у них не развивалось пренебрежительное отношение к людям другой национальности. []
Этнопедагогическое общение педагога с подростком осуществлялось по трем направлениям:
- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);
- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления – информационного насыщения – важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
- поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
В целом можно отметить, что теоретическое и практическое изучение психологических барьеров в этноразнородном коллективе и педагогических условий их преодоления позволяет сделать вывод о том, что реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без формирования культуры межнационального общения. Ведь только при наличии культуры общения возможно взаимопонимание между различными нациями и народами, формирование национального самосознания и эффективное развитие самих традиционных культур.
Общение подростков разных национальностей оказывает благотворное влияние на их развитие. Подростки получают знания о быте, искусстве, культуре другого народа. Систематическое непосредственное общение сказывается на формировании многих сторон личности. Живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у подростков доброжелательность, дает возможность практически выразить свою симпатию к представителям другой национальности – сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам.
Как показывают наблюдения, педагог, использующий этнопедагогическое общение, способен пробудить в подростках подавленное и скрытое в подсознании чувство принадлежности к своему народу, гордости и патриотизма и многие другие качества, присущие истинному гражданину своей страны, а также сформировать и поднять уровень культуры межэтнического общения.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,
2006
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. –
Ростов-на-Дону:Феникс,1997.– 480с – с 317
3. Жуковский И.В. Этнокультурное образование
в многонациональном регионе / И.В. Жуковский //
Педагогика. – 2001. – №3, с. 25
4. Абрамова М. А. Развитие этнического и
исторического сознания педагогов как условие
профессиональной подготовки. – № 2. – с. 116-126