Психологические барьеры в учебном коллективе, вызванные этноразнородностью

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб.

Становясь участниками любого вида межнациональных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, как правило, существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, нормах общественного и семейного быта зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Главное препятствие, мешающее успешному решению проблемы межэтнического взаимодействия, состоит в том, что человек воспринимает другие культуры через призму своей культуры, поэтому его наблюдения и заключения ограничены ее рамками.

Изучение культуры межэтнического общения представляется особенно важным для полиэтнических, поликультурных стран, к числу которых относится Россия. Поликультурность российской цивилизации обусловлена особенностями ее исторического развития, в ходе которого культуры этносов и этнических групп оказались включенными, встроенными в общероссийскую культуру, составляя с ней единое целое. И перспективы развития этнических культур можно определять, только рассматривая их в связи с общероссийской культурой.

Психологический барьер – внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению открытых и доверительных отношений; между ними. [ 1 ]
Затруднения человека в общении могут быть, соотнесены не только с характером деятельности или эмоциональными, когнитивными (например, когнитивным стилем) и другими сферами личности, но и быть следствием более глубинных и в то же время широких влияний. Можно выделить следующие основные области затруднений человека в общении: этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная, область межличностных отношений. Они, естественно, перекрываются, взаимодействуют между собой в единой целостной системе «человек», но в целях теоретического анализа действие каждой из них может быть рассмотрено отдельно. [ 2 ]

Этно-социокультурная область затруднений

Затруднения этой области связаны с особенностями этнического сознания, ценностями, стереотипами, установками сознания человека, проявляемыми в общении в конкретных условиях его социального и культурного развития. Как правило, затруднения общения, вызываемые этно-социокультурными особенностями его субъектов, принимаются людьми как сами собой разумеющиеся. В то же время очевидно, что каждый субъект деятельности, партнер общения как носитель определенного менталитета, как человек, мышление которого, по меткому выражению Л.В. Щербы, «отлито» в форме родного языка (эта же мысль высказывалась и В. Гумбольдтом), взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира и мироощущением, присущими народу, представителем которого он является. В этом плане достаточно показателен характер общения российского педагога, его участливое отношение к ученикам. Такое общение часто вызывает у них протест, особенно у подростков и старших школьников, которые в последнее десятилетие начинают ориентироваться на более деловой, сдержанный стиль общения. Здесь возникают затруднения, одной из причин которых может быть этно-социокультура самого педагога.

При встрече с представителем другой культуры у человека появляется, как правило, несколько типов реакций:

  • неприятие;
  • защита идеи собственного культурного превосходства;
  • признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения;
  • адаптация к новой культуре.

Первая реакция сугубо негативная, но возможна интеграция человека в иную культуру. Отсюда задача – помочь принять непривычное, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена. Такое усвоение может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения, мировому искусству и литературе. [ 3 ]

Воспитание у учащихся таких важных и в то же время сложных качеств как толерантность, гражданственность, доброжелательность, по отношению к людям не зависимо от их расовой и национальной принадлежности – одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем в отечественной педагогике. Формирование любви к родине, начал гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного.

Другими словами, сегодня сама жизнь требует от школы выполнения социального заказа общества и населяющих его этносов – передавать подрастающему поколению богатства языка и культуры родного и других народов, их традиции и духовно нравственные ценности с одновременным воспитанием у учащихся культуры межнационального общения.
Межнациональное общение следует рассматривать и трактовать как полифункциональное явление, включает в себя:

  • знание норм, принципов и требований общей гуманистической этики, таких как коллективизм, понятия долга и ответственности, чести, добра, совести, справедливости, умения перевода их в плоскость межнациональных отношений.
  • воспитание специфических коммуникативных качеств: способности к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке, самокритичности и т.п.

Высокий уровень культуры общения предполагает владение своими эмоциями, проявление интереса и внимания к другим людям, объективную оценку любой ситуации, стремление не подчеркивать национальные различия, а во главу угла ставить межнациональные, единые, общечеловеческие интересы и ценности.

Сфера культуры межнационального общения весьма многообразна она охватывает все уровни коммуникации – от неформальной до функционально-ролевой, от межличностных отношений в быту до отношений на производстве, от возрождения традиций «живого» общения до дистанционного общения, становящегося нередко преобладающим в наш стремительный век.

Формирование глобальных представлений о категориях добра и зла способствует межэтническому сплочению народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывает такт и взаимоуважение людей различных национальностей.

Школьник строит свое отношение к людям другой национальности не только на основе эмоционально-чувственной симпатии, но и на основе так называемых оценочных стереотипов, в которых получает свое выражение обобщенное представление о разных народах. [ 4 ] Причем стереотипы могут быть как истинными, так и ложными.

Поэтому необходимо хорошо знать сущность и специфику информационного общения, чтобы через специально организованное социально-ценное общение (сопровождающееся обменом объективной информации в области национальных культур) регулировать и корректировать стихийно складывающийся опыт общения. Педагог должен также уметь создать благоприятные педагогические условия, способствующие преодолению психологических барьеров.

При всем разнообразии направлений работы по воспитанию межнациональной толерантности у обучающихся нами были подобраны и проведены следующие формы работы: поисковая, исследовательская деятельность подростков, проблемные дискуссии, часы общения («Что заставляет человека быть снисходительным, толерантным (где истоки толерантности)?», «Межкультурное понимание как основа толерантности», «Возможно, быть другим»), традиционные мероприятия («Встреча поколений»), а также тренинги, упражнения с элементами игры, тематические дни («День комплиментов», «День прощения») и др.

В результате изучения теоретических источников было выяснено, что основной путь воспитания толерантности и межкультурного общения у подростков – это приобщение их к культуре разных народов на основе приобретения ими знаний. В связи с чем мы выбрали следующую последовательность этнопедагогического общения педагога с учащимися подростками:

  • национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения;
  • ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;
  • сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты.

У подростков колледжа необходимо было не только формировать чувство гордости и уважения за свой народ, но и способствовать тому, чтобы у них не развивалось пренебрежительное отношение к людям другой национальности. []

Этнопедагогическое общение педагога с подростком осуществлялось по трем направлениям:

  • информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);
  • эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления – информационного насыщения – важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
  • поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

В целом можно отметить, что теоретическое и практическое изучение психологических барьеров в этноразнородном коллективе и педагогических условий их преодоления позволяет сделать вывод о том, что реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без формирования культуры межнационального общения. Ведь только при наличии культуры общения возможно взаимопонимание между различными нациями и народами, формирование национального самосознания и эффективное развитие самих традиционных культур.

Общение подростков разных национальностей оказывает благотворное влияние на их развитие. Подростки получают знания о быте, искусстве, культуре другого народа. Систематическое непосредственное общение сказывается на формировании многих сторон личности. Живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у подростков доброжелательность, дает возможность практически выразить свою симпатию к представителям другой национальности – сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам.

Как показывают наблюдения, педагог, использующий этнопедагогическое общение, способен пробудить в подростках подавленное и скрытое в подсознании чувство принадлежности к своему народу, гордости и патриотизма и многие другие качества, присущие истинному гражданину своей страны, а также сформировать и поднять уровень культуры межэтнического общения.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону:Феникс,1997.– 480с – с 317
3. Жуковский И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе / И.В. Жуковский // Педагогика. – 2001. –  №3, с. 25
4. Абрамова М. А. Развитие этнического и исторического сознания педагогов как условие профессиональной подготовки. – № 2. – с. 116-126