Цели:
- Образовательная: разъяснить учащимся сущность социальной структуры общества, виды социальных групп, современное понимание социальной стратификации, её влияние на образ жизни, доходы, социальное положение человека; причины социального неравенства;
- Развивающая: сформировать умения анализировать поступки людей в соответствии с их социальной ролью, социальную структуру любого общества;
- Воспитательная: привить культуру межличностных отношений.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала
Форма урока: лекция с элементами беседы.
Оборудование: медиапроектор, электронный учебник “Обществознание”.
План урока.
- Организационный момент. Знакомство учащихся с планом урока.
- Социальная структура. Социальные группы.
- Социальная стратификация и дифференциация.
- Критерии социального неравенства.
- Бедные слои общества. Средний и высший класс.
- Социальная мобильность.
- Группы со специфическим статусом.
- Решение упражнений и творческих задач(используется материал с диска)
- Подведение итогов и выставление оценок.
- Домашнее задание.
В ходе лекции используется материал с электронного учебника “Обществознание”.
Словарная работа проводится с использованием электронных словарей.
1. Социальная структура – устойчивые, упорядоченные отношения между различными социальными группами.
Социальная группа – любая совокупность индивидов, объединённых общим интересом.
Социальные группы подразделяются: 1) по численности (большие и малые) .
Малые – семья, бригада рабочих, учащиеся 11 “Г”.
Большие – нации, российские пенсионеры.
2) по способу организации и регулирования взаимодействия (формальные и неформальные) .
Формальные – партии.
Неформальные – по интересам.
3) по определению статуса члена общества (статусные группы – классы, слои) .
Далее записываем в тетради схему “Социальные группы” (материал с электронного учебника “Обществознание”) .
2. Дифференциация – расслоение, выраженное в делении общества на низшие, средние и высшие слои (классы) . Различают экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию.
Стратификация (страта – слой) – это расслоение общества на группы, занимающие разное положение в обществе.
Учёные считают, что основой стратификации является естественное и социальное неравенство людей.
Социальное неравенство – социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам. Социальное неравенство возникло со времён появления первых государств.
3. Критерии социального неравенства:
А) К.Маркс: важнейший критерий – обладание
человеком собственности и уровень доходов;
Б) М.Вебер: принадлежность субъекта к
политическим партиям и власти;
В) П.Сорокин: главная причина неравенства –
неравномерное распределение прав, обязанностей,
привилегий в обществе.
Далее разбираем текст.
“Неравенство”– Н. Смелзер – современный американский социолог, вице-президент Международной социологической ассоциации.
Вебер выделил три компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в существенных отношениях независимыми. Первый компонент – имущественное неравенство. Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений, недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных классов – крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров... Однако Вебер чувствовал, что не все дело в богатстве. Он выявил второй компонент неравенства – группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодинаковый престиж: он ввел понятие “статусные группы”... Но не все статусные группы состоят только из богатых людей, в них могут входить люди самого разного достатка. Богатство играет важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства... Главарь мафии богат, но его социальный престиж минимален (за исключением своей небольшой группы) .
Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий фактор... Речь идет о власти, по своей сущности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Вебер учитывал важную роль политических партий и групп, объединенных общими интересами, в формировании системы власти в обществе.
Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – С. 283–284.
Вопросы и задания
- Какие аспекты неравенства охарактеризованы в тексте фрагмента? Объясните, в чем суть каждого компонента неравенства в социальной структуре.
- В чем, по-вашему мнению, причина социального неравенства – в способностях, богатстве или статусе?
4. Бедность – это ситуация, при которой у человека систематически не хватает средств, чтобы удовлетворить свои потребности. Различают абсолютную и относительную бедность( определения этих понятий учащиеся смотрят в электронном словаре) .
Черта бедности – минимальный уровень жизни, необходимый человеку чтобы выжить. В России это называется прожиточный минимум.
5.Средний и высший класс (материал с диска используется).
6. Социальная мобильность – это переход человека из одной социальной группы в другую; это изменение индивидом или группой социального статуса, места, места, занимаемого в социальной структуре общества. Различают горизонтальную и вертикальную мобильность.
Горизонтальная мобильность – переход человека в группу, расположенную на том же социальном уровне, что и прежняя (повторный брак, смена гражданства, переход из 11 “А” в 11 “Б”, переход на новое место работы, но на ту же должность) .
Вертикальная мобильность – перемещение индивида из одной социальной группы в другую, разные по уровню.
Вертикальная мобильность бывает двух видов – восходящая и нисходящая. Примеры восходящей мобильности – бухгалтер стал главным бухгалтером, рядовой – офицером. Нисходящая мобильность – офицера разжаловали в рядовые, инженер – стал мастером на заводе.
Примеры горизонтальной и вертикальной мобильности приводят учащиеся.
Вопрос к учащимся : какие события могут привести к крупным социальным перемещениям?
Как перейти из одной социальной группы в другую? Выслушав ответы учащихся, учитель приводит точку зрения П.Сорокина: для этого служат армия, школа, церковь (так называемые социальные лифты) . Ребята, как вы думаете, в наше время, что может служить социальным лифтом?
7. Группы со специфическим статусом:
- маргиналы (занимают промежуточное положение между устойчивыми слоями) – безработные, инвалиды, лица без места жительства, без определённого рода занятий; переехали в город, но не переняли городского образа жизни.
- с противоправным поведением (осуждённые, представители уголовного мира) .
- люмпены (лохмотья в переводе с французского) – бродяги, нищие, бомжи. Их называют деклассированные элементы. Деклассирование – процесс, в результате которого человек утрачивает связь со своим классом, морально опускается.
Вопрос к учащимся: ребята, приведите примеры массовой маргинализации общества из истории.
8. Упражнения к уроку
Творческие задания:
- К какой социальной группе вы относите себя и свою семью?
- Сравните социальную стратификацию российского общества в начале 20 века и в настоящее время. В чём основные отличия?
Выполняя творческие задания, учащиеся подводят итоги урока.
Домашнее задание – выучить конспект лекции и прочитать соответствующий параграф в учебнике.
За выполнение тестовых и творческих заданий, а так же за ответы на вопросы во время лекции, учащиеся получили оценки.