Развитие творческих способностей на уроках русского языка в традиционной системе образования

Разделы: Начальная школа


Младший школьный возраст – период впитывания, накопления, усвоения знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются [1].

Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё А. Дистервег писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти разных предметов с одной стороны.

Многие годы успешно работаю по традиционной системе обучения. Чтобы процесс обучения был развивающим, внедряю в практику систематическую работу по развитию творческих способностей младших школьников. Хочу поделиться своим педагогическим опытом по развитию творческих способностей на уроках русского языка в традиционной системе обучения.

Считаю одним из важных условий развития творческих способностей у детей – создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Атмосфера творчества создается путем:

  • выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность;
  • выполнения закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию;
  • создания ситуации успеха.

Стараюсь, чтобы урок был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовал их[2]. При его проведении ориентируюсь на следующие принципы:

  1. Использование современных педагогических развивающих технологий, ориентированных на развитие творческой активности учащегося.
  2. “Принятие другого”. Согласно данному принципу учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися особенностями.
  3. “Самосознающая позиция”, то есть умение встать в рефлексивную позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.
  4. Проектирование и реализация образовательной сферы, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.
  5. Сотрудничество. На любом уроке у учащихся должна быть возможность развивать свои творческие способности.

Обязательными условиями проведения урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся, считаю такие:

  1. Принимать все ответы и реакции детей.
  2. Обеспечить независимость выбора и принятия решений учащихся для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.
  3. Каждой идеей ученика восхищаться.
  4. Ошибку ученика использовать как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.
  5. Положительная поддержка личности каждого ребёнка.
  6. Исключить всякую критику личности и деятельности детей.
  7. Использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей.

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Поэтому при выборе творческих заданий я опираюсь на следующие требования:

1) открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
2) соответствие условия выбранным методам творчества;
3) возможность разных способов решения;
4) учет актуального уровня развития;
5) учет возрастных особенностей учащихся.

В связи с этим, мне бы хотелось выделить три уровня сложности содержания системы творческих заданий, которые я применяю на уроках русского языка[3]..

Задания III (начального) уровня сложности предлагаю учащимся первого и второго классов. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения. Например:

1. Из слов каждой строки составьте предложения. Озаглавьте текст.

Это упражнение учит составлять правильно предложения, озаглавливать текст.

В, Томска, центре, пруд, большой. Там, лебедь, третий, живет, год. Рядом, утки, пород, разных, плавают. Много, от, бед, утятам, сорок. Ночью, утят, сороки, воруют. Но, сердитым, лебедь, криком, отгоняет, воровку.

2. Найдите и обозначьте границы предложений, вставьте орфограммы.

Это упражнение учит находить границы предложений, т.е. определять, где заканчивается одно предложение и начинается следующее, а также нацелено на развитие орфографической грамотности.

Ночью сильно пох…л…дало утр… наступил… морозн…е на стеклах по…вилось уд…вительные р…сунки чем р…сует м…роз а р…сует он в…дой в комнате всегда есть в…дяной пар теплые п…ры в…ды ос…дают на х…лодных стеклах.

Задания II уровня сложности направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие “система”, а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа – развитие основ системного мышления учащихся. Например:

1. Спишите текст, вставляя прилагательные.

Творческое списывание учит вводить в текст слова, необходимые для раскрытия темы.

Наступила… зима. Выпал… снег. Он покрыл… ковром землю, деревья, крыши домов. К вечеру… мороз сковал… землю, образовал… кору на снегу. А на другой день началась метель: … ветер с… свистом кружил в… воздухе… пыль.

2. Интересный ли текст вы прочитали? Что в нем вам не понравилось? Постарайтесь сделать текст интереснее и выразительнее, для этого вместо трех точек поставьте слова, а вместо шести – предложение.

Птичка сидела на пеньке и … распевала песни. Две кошки притаились за кустами. … … Они одновременно бросились на птичку. Каждая хотела схватить добычу. Птичка … улетела. …кошки вцепились друг в друга. … …

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаю учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества. Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Например:

1. Отредактируйте текст.

Редактирование текста с целью устранения повторов, учит учеников улучшать текст, делать его более красивым, звучным.

Лакомясь кедровыми орехами, серый медвежонок встретил черного медведя. Испугавшись косолапого, медвежонок полез на ближайшее дерево. Черный медведь сначала тоже испугался медвежонка, а потом полез за медвежонком. Кругом медвежонок уцепился за самую верхушку, мишка безжалостно сбросил медвежонка. Хромая, медвежонок побежал. Черный медведь мог погнаться за медвежонком и обидеть медвежонка, но боялся, что где-нибудь спряталась старая медведица.

2. Найдите фактическую “ошибку” в тексте. Для этого используйте энциклопедический словарь.

Где-то плачет иволга
Схоронясь в дупло
Только мне не плачется –
На душе светло. (С.Есенин)

В заключении, хочется сказать, что далеко не все люди могут стать творческими личностями, в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. В этом процессе велика роль учителя, особенно младших классов. Ведь сейчас нужны не исполнители, а творцы.

Приложение 1