Программа "Профилактика предупреждения табакокурения у учащихся младшего подросткового возраста"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Целевая группа: учащиеся 9 – 12 лет

Цель, задачи, принципы реализации программы

Актуальность программы: научная и практическая обоснованность.

Предупреждение табакокурения воспитанников, учащихся имеет важное значение для достижения оптимально здорового общества: дети – родители поколения будущего.

Подростки знают о вреде курения, однако, друзья в компании, курящие родители, влияние рекламы способствуют широкому распространению в нашей республике. Курят пожилые и молодые люди, мужчины и женщины. Опрос учащихся нашей школы показал, что первое знакомство с сигаретой происходит в возрасте 5 – 7 лет, начинают курить в 9 – 12 лет, большинство старшеклассников являются активными курильщиками. Также наблюдается устойчивая тенденция распространения курения среди девушек. Данные характерны и для сельских школ.

По данным российских и зарубежных специалистов, среди основных факторов, влияющих на распространение табакокурения, таковы:

  • образ жизни,
  • окружающая среда,
  • наследственность.

Следовательно, необходима профилактическая работа (различные формы и методы) по предупреждению табакокурения у младшего подросткового возраста.

Цель программы: Познакомить учащихся с реальными фактами и “мифическими” представлениями о курении, сформировать разумную систему потребностей, и в первую очередь, потребность в здоровом образе жизни.

Задачи программы:

  1. повышение знаний учащихся об аспектах отрицательного действия табака;
  2. выработка негативного отношения к курению и уменьшение этой привычки;
  3. выработка навыков противостояния табачному давлению среды, семьи, сверстников в компании.

Принципы программы:

  • ответственность учащихся, а не учителя (выработка ответственности учащихся за не курение);
  • доверие (довериться мудрости ребенка, его опыту);
  • открытость (если что-то не так, об этом можно сказать любому);
  • активность (дать возможность учащемуся заявить о своих интересах, это позволяет ученику оставаться не курящим).

Научная и практическая обоснованность. Теорий предупреждения табакокурения множество, но только некоторые из них могут быть использованы для построения эффективной профилактики. Более других полезными являются теория социального научения A. Bandura (1977) и теория проблемного поведения R. Jessor (1977). С позиций этих теорий может быть понятно, что данное направление связывает с социально-психологическим, учитывающим проблемы, которые являются актуальными в подростковом возрасте, в том числе табакокурения.

Одни подростки могут приобщиться, так как ищут общения со сверстниками, которые курят. Другие вовлекаются в потребление, используя табакокурение и другие психоактивные вещества как альтернативный путь достижения некоторых целей (“двоечники” стремятся стать популярными, приобрести социальный статус, повысить самооценку). У третьих употребление табака является попыткой справиться с тревожностью, провоцируемой социальными ситуациями. Четвертые могут начать в результате социального научения. Например, когда они видят, что так делают люди, занимающие высокое положение. Подробную функцию выполняет реклама в СМИ и аргументы сверстников.

Реализация подростков в восприимчивости социальных влияний связаны с личностью. Те, кто имеет низкую самооценку и неуверенны в себе, низкую автономию, с большей долей вероятности пока идут под влияние. Таким образом, подростки могут начать курить в результате многих различных причин. Поэтому для того, чтобы быть эффективными, профилактические программы должны успешно “работать” с формами и методами предупреждения табака и обеспечить учащихся необходимыми навыками сопротивления социальному давлению.

Условия реализации программы:

  • координация и поддержка профилактической работы. Создание Социально-психологической службой школьной программы “профилактика предупреждения табакокурения у учащихся 4 – 6 классов. Продолжительность программы 1 учебный год (примечание: 1 занятие можно разделить на 2 занятия);
  • организация работы Программы для оказания организационно-методической и консультативной помощи по данной проблеме в школе наслега и за её пределами (сельской молодежи, сельскому населению, других наслегов);
  • развитие местных ресурсов для обеспечения программы – создания в стенах школы видео и DVD-фонотек по проблеме табака зависимости;
  • подготовка добровольных помощников для проведения практических занятий, игр, тренингов;
  • работа с родителями – совместно с Центром “Семья” (общешкольный родительский комитет) оказание помощи молодым, неблагополучным семьям наслега.

Показатели и противопоказания к применению программы

Положительные показания:

  • пропаганда здорового образа жизни среди подростков младшего возраста;
  • создание досуговой деятельности для подростков младшего возраста;
  • развитие творческого потенциала подростков;
  • проведение совместной учебно-воспитательной работы с учащимися;
  • проведение научно-исследовательской работы по проблемам профилактики аддиктивного поведения подростков социально-психологической службой.

Техническое оснащение:

световое освещение, цифровой фотоаппарат, DVD наглядные пособия (пропаганда ЗОЖ), музыкальный центр.

Программа “Профилактика предупреждения табакокурения у учащихся младшего подросткового возраста”

Тема занятий:

Занятие 1: Введение в игру

Занятие 2: Подготовка. Знакомство с городом Солнца

Занятие 3: Ветер Восхищения

Занятие 4: Остров Монстров

Занятие 5: Никотиновое -рекламное море

Занятие 6: Виноватый Град

Занятие 7: Бермудский треугольник

Занятие 8: Фонтом Веселья

Занятие 9: Остров Счастья – 1

Занятие 10: Остров Счастья – 2. Итоговое занятие.

Необходимые материалы:

  • материалы для постройки рыболовецкого корабля: стулья, рыболовецкие сети, капроновые нити и т.д.;
  • корабельные аксессуары: обруч (штурвал), газета (якорь) на веревке;
  • необходимые аксессуары для ролей: ленточки для всех участников игры, заменяющие рыболовецкие рыбы, подзорная труба компас для капитана, белые халаты и банты для медицинского персонала, посуда и т.п. для кока;
  • листы А4, ватман, цветные карандаши, краски, фломастеры;
  • макет карты, булавка для обозначения местонахождения корабля;
  • сосуды для воды, корона;
  • медаль за участие в программе;
  • плакаты о вреде табакокурения;
  • плакаты ЗОЖ.

Занятие 1. Введение в игру

Цели и задачи:

  • знакомство участников;
  • введение в сюжет ролевой игры;
  • создание команды;
  • принятие правки (ознакомление с правилами игры).

Введение в тему (5 мин.)

Ведущий: “Ребята! Я предлагаю вам поиграть в игру-приключение под названием “Корабль Дружбы”. Представьте, что Мы – жители города Солнца. Когда-то это был красивый и светлый город, но в нем случилась беда. Вчера произошло страшное событие: взорвался вулкан Ханя (Ханя – “сигарета” - на местном молодежном жаргоне). Землетрясение произошло от сигареты, спичек и зажигалок, которыми пользуются ученики старших классов и молодежь города. Пересохло большое озеро жизни, в котором жили солнечные рыбки. С тех пор жители города перестали радоваться и любоваться золотыми рыбками. Совет старейшин решил, что дальше так жить нельзя и надо снарядить корабли на другой конец океана – в город Счастья, чтобы перевезти от туда волшебной воды для солнечных рыбок, чтобы в городе Солнца воцарились мир и покой. Это важное дело поручено нам. Мы поплывем туда на нашем корабле Дружба через разные загадочные места, плавание будет трудным и опасным. Но мы должны преодолеть все трудности и испытания. Мы должны спасти наш город Солнца.

Сбор корабля (5 мин.). Установка стульев в овал, посередине штурвал (обруч). Сесть вдоль корабля, лицом друг другу.

Игра-разминка “Ура!” (3 мин.).

Цель: снижение напряжения. Прокричать громко. Постепенно затихают, переходят на шепот.

Игра-разминка “Рыболовецкие речные имена” (10 мин.).

Цель: знакомство, настройка на атмосферу игры.

Ведущий: Когда рыбаки уходят на рыбалку, они словно оказываются в другом мире, появляются рыболовецкие клички. Правило: “речное имя” должно начинаться на ту же букву, что и обычное имя (использовать мягкую игрушку): Денис – “Дьар5а”, Олег – “Остер”, Рома – “Ряпушка”, Наташа – “Налим”, Тамара – “Таймень”, Нина – “Нельма”, Саша – Сиг”, Шура – “Щука”, Христофор – “Хариус”, Кеша – “Карась”, Юра – “YнY”, Тимур – “Тугунок”.

Игра “Клубок” (7 мин.).

Цель: запоминание речных имен.

Дети стоят в кругу и говорят свои речные имена.

Игра “Приветствие по…” (до 10 мин.).

Цель: снижение напряжения, создание дружеской атмосферы, ощущение общности группы.

  • пожать друг другу руки,
  • потереться носами,
  • “поздороваться” локтями,
  • “поздороваться” пятками.

Выработка устава (до 5 мин.).

Цель: в игровой форме подать идею правил.

  • один говорит, другие молчат (на ватмане)
  • не перебивать
  • не драться
  • не дразниться
  • хранить чужие секреты
  • оставаться на всё занятие

Выбор должностей (до 8 мин.).

Цель: социальная активность, выявление лидеров, распределение ролей в группе (социограмма).

Список:

Капитан –

Боцман –

Штурман –

Вперед смотрящий –

Бросающий якорь –

Отдающий швартовые –

Медсестры, врач –

Кок организует уборку корабля, раздает поощрительные призы – конфеты, жвачки.

Остальные участники, кому не достались должности, помогают.

Игра “Болото” (10 мин.).

Связать ноги попарно в 2 шеренги, мелом начертить кочки.

Задача – наступая только на “кочки” дойти до конца “болота”.

Игра “Путаница” (8 мин.).

Все сбиваются в кучу и 1 участник берет за руки 2 людей. Не разнимая рук, распутаться в новый круг.

Завершение 1 занятия: Ребята! Поздравляем!

Вы успешно прошли испытания и теперь вы не просто сухопутные “крысы”, а настоящие рыбаки! В честь этого мы вручаем вам специальные речные ленточки. Отныне, почетное право носить речные ленточки принадлежат только вам.

Под торжественную музыку завязывается синяя лента на голову.

Прощание: пожать друг другу руки подпрыгивая.

Занятие 2. Подготовка к отплытию. Знакомство с городом Солнца

Цели и задачи:

  • работа с выражением чувств, эмоции;
  • работа с невербальными выражениями чувств;
  • определение и постановка целей;
  • принятие совместного решения;
  • навыки совместного сотрудничества;
  • сплочение команды;
  • умение прислушиваться к своему внутреннему состоянию;
  • умение прислушиваться к состоянию другого человека;

Необходимые материал: макет карты, цветные карандаши, листы бумаги А4, лист ватмана, плакаты с лицами (эмоции журнал).

Выбор ведущего-капитана (дом. задание кто хотите).

Введение в тему: (5 мин).

Ведущий: “Перед тем, как мы оправимся в путешествие, давайте прогуляемся по нашему городу Солнца. Мы уже знаем, есть Большое озеро Жизни золотых рыбок. Как вы думаете, наши здесь еще могут быть места? Например: пещера страха, гоночная трасса злости или сквер романтичной грусти.

Игра “на что похоже моё настроение” (10 мин).

Цель: развитие восприятия своего состояния опосредованно через цвет и образ.

Ведущий: Определите своё настроение с помощью цвета, передавая мяч по кругу.

Нарисовать свое настроение, передать соседу. Сосед должен определить его.

Игра “Угадай-ка” (15 – 25 мин).

Цель: развитие эмоций, участие в общем обсуждении, развитие навыка командной работы.

I этап: составление алфавита эмоций (чувств). По алфавиту написать названия эмоций (чувств).

А – азарт

Б – боль

В – волнение

Г – гнев

II этап: Одна команда становится водящей. Участники договариваются, какую эмоцию (чувства) они загадают, шепчут на ушко представителю другой команды. Задача этого участника изобразить эту эмоцию, другие члены его команды отгадывают.

Рисунок карты Океана Свободы (от вредных привычек) (30 мин).

Цель: развитие рефлексии эмоций (чувств) через цвет т образ, сплочение команды, развитие творчества.

Ведущий: Вот карта Океана Свободы, по которому нам предстоит отправиться в путешествие. Но она ещё не закончена и нам понадобится ваша помощь, чтобы её улучшить.

Рассказ ведущих, где какой остров находится, как называются, и какие вредные привычки они символизируют.

Раскрашивание карты.

По окончании работы, ведущий показывает на карте начало пути и вместе с ребятами выбирает наилучший маршрут следования (чертится карандашом).

Прощание: Все участники собираются в круг, берутся за руки. Ведущий благодарит участников за замечательное проведенное время.

Занятие 3. Ветер Восхищения

Цели и задачи:

  • работа с чувством восхищения;
  • вербальное и невербальное выражения чувств;
  • сплочение команды.

Подготовка (10 мин).

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабля должен быть штурвал, якорь, баржа, карта находится внутри корабля.

Введение (5 мин):

Итак, для начала нам нужно отплыть от берега. Будем держать курс на остров Монстров, намереваясь в нужный момент свернуть. Но нам следует быть готовыми к тому, что в местах, где мы сейчас будем плыть – частые сильные ветры. Но я верю, мы справимся.

Отплытие (5 мин).

Капитан отдает команды (на поднятие якоря, поднять паруса (воображаемые), помогают рыбакам другие члены корабля. Освоение управления корабля (боцман смотрит в подзорную трубу, капитан отдает команды, штурман водит корабль штурвалом).

История (10 мин).

Цель: развитие воображения, сплочение команды.

Корабль качает из стороны в сторону. Команда рыбаков опускает паруса, затем укрывается в трюм.

Корабль попал в шторм, вызванным ветром Восхищения.

Вербальное и невербальное выражение восхищения (15 мин).

Цель: развитие рефлексии, опознавания эмоций у себя и других.

Каждый участник выражает восхищение, остальные за ним повторяют.

Удивительные истории (15 мин).

Цель: сплочение команды.

Рассказывание истории, где участники испытывают восхищение.

Игра “Собака” (15 мин).

Цель: разрядка, развитие творческих способностей.

Сесть в круг. Каждый участник рассказывает удивительным голосом, какие у его собаки вот такие уши (хвост и др.).

Прощание (5 мин).

Каждый участник называет эмоцию (чувство), с которым он завершает занятие. “Прощальный” ритуал.

Занятие 4. Остров Монстров

Цели и задачи:

  • работа по преодолению, соблазна;
  • обсуждение вопроса “Как справиться с соблазном?”
  • умение находить поддержку друг друга;
  • развить умение находить выходы из сложных ситуаций;

Подготовка (5 мин).

Настройка корабля.

Что такое соблазны? (10 – 15 мин).

Цель: развитие рефлексии чувств.

Ведущий задает вопросы: “Что такое соблазны?”, “Как выглядит человек испытывающий соблазн?”. Называние предлагаемых соблазнов.

Написание списка соблазнов (5 мин).

Цель: выявление основных соблазнов.

Участники выполняют, что им предлагали, составляется список.

Работа с командами (15 мин).

Команда Острова Монстров и команда корабля.

Цель: развитие навыков взаимодействия, развитие творческих способностей, умение находить поддержку, работа по преодолению соблазна.

Ведущий: Команда острова Монстров – это не страшилища, а заколдованные люди. Когда-то они соблазнились прикурить сигарету, выпить пиво и нюхать клей. Стали сами соблазнять людей, это у них стало получаться лучше и лучше, что они быстро превратились в Монстров. Но на самом деле, в глубине души они хотели, чтобы кто-то расколдовал их – и тогда они снова станут людьми.

Приключение на Острове Монстров (15 мин).

Цели: работа с наиболее распространенными вредными привычками, умение находить выходы из ситуаций.

По сигналу участников команды корабля завозят в подготовленное для испытаний комнату, в темницу. До этого участник проходит, коридор пыток через Монстров (сигареты, пиво, клей – маски). Задача команды корабля – подружиться со страшилищами и тем самым расколдовать их и превратить их обратно в людей. Монстры сбрасывают маски, тем самым показывая, что колдовские чары разрушены.

Ритуал прощания.

Задание 5. Никотиновое -рекламное море

Цели и задачи:

  • работа с повседневными рекламами о курении.
  • развитие умения сориентироваться в ситуации.

Постройка корабля, отплытие с острова Монстров.

Упражнение “Что мне предлагают рекламные ролики?” (5 мин).

Цель: актуализация повседневных реклам.

Каждый участник пишет на листке, какие рекламы рекламируют курение, пиво. Например, во время вечерних кинопрограмм.

Игра “Никотиновое море” (30 мин).

Цель: работа по предложению желания попробовать ту и иную вещь (сигарету, пиво) по рекламам ТВ, развитие способов преодолению проблем, умения сориентироваться в ситуации, умение оказывать друг другу помощь и принимать её от других.

Ведущий: Страшные голоса – это голоса рекламных роликов по телевидению. Мы едем по опасному морю, Никотиновому. Это море находится в Океане Свободы (от вредных привычек). Если мы преодолели никотиновое море, то мы никогда не дадимся на рекламные ролики.

Одному участнику поручается говорить страшным голосом различные рекламы (о сигарете). Всем участникам надо найти антирекламу этих изделий. Например: рекламировать жевательную резинку, сладкое кондитерское изделие и прочие, т.е. полезный, здоровый товар. Если участнику сложно найти выход из ситуации, то другие участники могут помочь в качестве адвокатов. Если совсем никто не может помочь, то всем встать в круг, взяться за руки: “Петя всё сможет, у него есть сила воли”.

Вывод:

Если сами не можете справиться с проблемой, попросите помощь у друзей.

Ритуал прощания.

Задание 6. Виноватый Град

Цели и задачи:

  • работа с чувством вины;
  • умение выслушать другого;
  • развитие ответственного поведения;

Подготовка: постройка корабля из вспомогательного материала.

Ведущий: Вы на небе видите огромную тёмную тучку, которая плачет, Градом, что у нас часто случается на Крайнем Севере.

Град: снимает свою корону и начинает свой рассказ:

“Когда-то я был Королем Поднебесного Острова. Мы путешествовали по всему свету. Множество туристов стремились посетить наш северный остров. И когда у меня родился сын, я хотел его сделать настоящим королем. Но к моему огорчению, не все у него получилось, как хотелось. Я злился. Особенно у Градина не получалась, как говорится “загубил никотин”, кашель курильщика замучил моего сына. А я люблю петь и все наши родственники (Король Снег, Королева Метель, Принцесса Дождь) все славятся своими напевными голосами. На одном из занятий Градин сорвал голос. И виноватым голосом оправдывается, что так случилось. А накануне у нас большой праздник. Мы приглашены на праздник рыбаков, который состоится на одном из рыболовецких участков нашей великой реки Лены. А со злостью я посадил своего сына в темницу. Я виноват перед сыном, что вовремя не услышал его тёплые слова. Помогите мне сгладить вину перед сыном.

Обсуждение ситуации.

Цель: совместный поиск решения проблемы.

Детям предлагается предложить свои способы помощи королю.

Рисунок (10 мин).

Цель: развитие рефлексии чувств.

Нарисуй персонаж и себя, почувствовавшего вину.

Упражнение (5 мин).

Цель: снять напряжение.

Найти свободное место и вращаться, как волчок, по часовой стрелке, можно произносить звук “у-у-у”.

Упражнение (15 мин). “Работа над ошибками”

Цель: работа на признание права на ошибку, развитие умение делать выводы из ошибок, находить выход.

Разбор ошибок и как можно исправить ситуацию.

Вывод:

Попросить у папы прощения. Стараться больше не курить, лечить горло, сделать другое доброе дело, полезное для концерта.

Рисунок (10 мин).

Цель: освобождение от чувства вины, ошибка не делает человека плохим.

Завершение. Благодарение Короля Града.

Ведущий: Я горжусь вами, речники. Вы отлично справились. А впереди у нас завершение нашего пути.

Прощальный ритуал.

Занятие 7. Бермудский треугольник

Цели и задачи:

  • прорабатывание путей достижения, выхода из ситуации;
  • невербальное общение, сплочение группы;
  • умение сотрудничать;

Подготовка. Постройка корабля.

Ведущий: Что такое Бермудский треугольник? Это когда исчезают люди именно в этом месте. Оказывается, есть такое место, где особенно много сигарет, сигар, разных курительных веществ с никотином. И люди, хоть раз попробовавшие эти курева, исчезали с глаз, оказывались в ином измерении.

Команда садится в круг, обсуждает, как можно выйти из сложившийся ситуации. Например, для преодоления тягу к курению иногда хорошо пожевать жевательную резинку, попасть конфету, послушать спокойную музыку, взять себя в руки, посмотреть на ситуацию со стороны и попытаться разобраться с ней.

Игра “Угадай-ка” (15 мин).

Цель: развить взаимодействие, умение находить различные пути.

Задание: на бумажке написать слова на темы “Наш чистый воздух”, “Наша природа”. Например: написать животных нашего северного края (олень, песец, лиса, заяц) и другие. Слово нужно изобразить перед командой, которое должны отгадать

При исполнении корабль выходит из Бермудского треугольника.

Прощальный ритуал.

Занятие 8. Фонтан Веселья

Цели и задачи:

- обсуждение и нахождение социально-приемлемых способов снятия напряжения;

- обсуждение способов проведения досуга;

Ведущий: Наш рыболовецкий корабль выходит из опасного Бермудского треугольника и попал в удивительный мир. Кругом разнообразные брызги, светит яркое северное солнце, играет веселая музыка, слышен веселый смех.

Появляется Фея: Вы попали в Фонтан Веселья, где всё легко, весел и приятно. Здесь ваша рыболовецкая бригада может отдохнуть.

Игра “Танцы – противоположности” (15 мин).

Цель: развитие умения распознать различные эмоциональные состояния, фокусировка внимания на телесных проявлениях этих состояний.

Ведущий: разбейтесь по парам. В танце вы должны изобразить чувства. Чувства должны быть противоположные. Например: 1 изображает веселье, другой – грусть. Покажите своим танцем, что вам грустно – грустно или весело – весело.

Игра “Три лица, три чувства” (10 мин).

Цель: невербальное выражение различных эмоций, снятие напряжения, разрядка.

Ведущий: Изобразить чувства (огромную радость, очень сильное расстройство и другие). Повернитесь спиной друг другу. По сигналу повернуться друг к другу, не меняя выражения лица. Те, у кого совпали чувства на лице – пусть поднимут руки.

Прощание.

В кругу назвать чувство. Проведение “прощального” ритуала.

Задание 9. Остров Счастья – 1

Цели и задачи:

  • обобщить и закрепить полученные знания и навыки;
  • признания себя как личность;
  • использование полученных навыков и знаний для разрешения конфликтной ситуации;

Подготовка.

Постройка корабля.

Ведущий: Наш рыболовецкий корабль заплывает до Города Счастья.

Команда высаживается на берег. Капитан спрашивает, как добраться до дворца Счастья у прохожего. Тот отвечает: “Видите большое прекрасное озеро посередине остров, там и находится Дворец Счастья, но для этого вы должны пройти испытания”.

Испытание 1: “танцующие кочки” (10 мин).

Цель: сплочение, взаимопомощь.

Необходимо пересечь по начинающим кочкам, которые становятся все меньше и меньше по размерам.

Испытание 2: Сеть рыболовецкая.

Цель: помощь в формировании я-концепции, развитие навыка самоанализа.

У Дворца Счастья команду приветствует почетный Рыбак. Для того чтобы войти во Дворец, надо к сети завязывать поплавок, чтобы не затонули ваши рыболовецкие сети для ловли хорошего лова.

На листочках с виду поплавка участник пишет свое имя и свое мнение, как противостоять пропаганде курева.

Завершение. (15 мин.).

Почетный Рыбак направляет успешным прохождением испытаний “дает разрешение на посещение Дворца и источника Счастья”.

Прощальный ритуал.

Назвать чувство, с которым они завершают занятие.

Занятие 10. Горец Счастья – 2

Цели и задачи:

  • уединение доверительных отношений в команде;
  • сплочение группы;
  • подведение итогов;
  • вручение памятных медалей в виде солнечных рыбок;

Подготовка (15 мин)

Дети стоят в коридоре. В конце коридора ставится сосуд – озеро Жизни.

Почетный рыбак спрашивает о причине визита.

- Что такое Счастье, по-вашему?

Каждый отвечает.

Чтобы достать воды счастья, необходимо пройти последнее испытание, поможет вам дружба и умение доверять.

Упражнение “Лабиринт” (30 мин.)

Цель: упражнение доверительных отношений.

Каждый участник с завязанными глазами проходит до конца коридора, доходит до источника с водой (сосуд с водой) набирает воду и несет обратно, вливает воду Счастья в другой сосуд.

Ему помогает Помощницы Почетного Рыбака речные красавицы Русалки. Они говорят, как пойти, пройти прямо, налево, повернуться.

Завершение.

Почетный Рыбак торжественно поздравляет команду с тем, что оно отлично справилась с испытанием. Собранную воду Счастья Почетный Рыбак со своими Красавицами Русалками переправят в город Солнца с помощью Летающей Рыболовецкой тарелки.

Подведение итогов.

Цель: обобщение и закрепление полученных знаний и навыков.

В кругу участники делятся своими открытиями и впечатлениями, сделанными в ходе игры.

Торжественное вручение медалей. (10 мин.)

Цель: повышение самооценки.

Ведущий: Поздравляем всю команду с успешным прохождением всех испытаний, трудностей, и надеюсь на знание и умение, которое вы получили на этих занятиях, пригодятся вам в нашей нелегкой жизни.

Торжественное вручение медалей.

Методы и средства оценки эффективности программы:

  • - необходимость обсуждение всего, что происходит в группе и высказывание всеми членами группы собственного мнения по этому поводу (обратная связь);
  • - необходимость использования эффектов эмпатии и социальной поддержки;
  • - необходимость взятия ответственности за работу группы каждым ее членом;
  • - возможность открыто проявлять свои эмоциональные реакции (исключая повышенную агрессию);
  • - возможность “раствориться” в группе и в то же время оставаться “личностью”;
  • - работа в системе “здесь и сейчас”.

Ожидаемые результаты работы:

  • стабилизации и дальнейшего снижения показателей, характеризующих аддиктивное поведение среди младшего подросткового возраста;
  • снижение темпов зависимости от ПАВ;
  • уменьшение факторов риска употребления ПАВ;
  • формирование навыков здорового образа жизни.

Литература

    1. Альтернативы аддиктивной мотивации. Я., 1997
    2. Давай погорим. Я.: Министерство по делам молодежи РС (Я), 2001
    3. Колесов Д.В. Учителю о наркомании. М., 1999
    4. Нарконет. Популярный журнал. – М., 2006
    5. Нарконет. Популярный журнал. – М., 2007
    6. Общественное здоровье – это достояние нации. Я.: Администрация Президента РС (Я), 1999
    7. Практика административной работы в школе, - №6 – М., 2007
    8. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика – Пресс, 2001
    9. Петров А. Таба5ы тардыман! Я., 2004
    10. Попов Б.Н. Изменение семьи народов Якутии. Я., 1994
    11. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания. Я., 2000
    12. Предупреждение табакокурения у школьников / Под ред. Н.К. Смирнова. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004
    13. Романова О.Л. Пособие по профилактике приобщения к психоактивным веществам. Я., 1997
    14. Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: ИЦ “Академия”, 1998
    15. Сидоров А.П. Секреты здоровья. М., 1990
    16. Трезвость – норма жизни. Я.: Комитет по делам семьи и детства, 2004
    17. Фролов М.П. Ученик 5 – 9 кл. – М., Издательство Астрель, 2006
    18. Шесть занятий по профилактике курения. Я., 2004
    19. Школьная библиотека. М., 2003
    20. Школьный психолог Методическая газета для педагогов – психологов, - 1, 4, 5, 6. – М., Издательский Дом “Первое сентября”, 2005
    21. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: Просвещение, 1985
    22. Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана. М.: Просвещение, 1989